Для одних семей санитарные ограничения стали триггером давно назревших кризисов, в других – вызвали небывалую семейную солидарность. Фото Reuters
По числу разводов в 2020 году Россия заняла первое место в мире (данные ООН). Распадается каждая третья российская семья, более половины детей растет в неполных семьях, число одиноких людей стремительно увеличивается. Массовый характер этих явлений ставит под сомнение общепринятое утверждение, что все это – личные неудачи и индивидуальные особенности характера того или иного человека. За цифрами скрываются трагедии миллионов людей и изменения в семейных ценностях и формах брака, происходящие в XXI веке.
Осмыслением влияния пандемии новой коронавирусной инфекции заняты ученые и политики. В центре их внимания экономический и санитарный кризисы. Но пандемия сломала привычный уклад жизни, поменяла жизненные приоритеты большинства людей и ускорила развитие технологий и научного прогресса.
Один из авторов книги «COVID-19: Великая перезагрузка» Клаус Шваб пишет: «Нам всем напоминали о нашей врожденной человеческой хрупкости, наших слабостях и наших недостатках. Это осознание в сочетании со стрессом, порожденным ограничениями, и одновременным глубоким чувством неуверенности в том, что будет дальше, может, хотя и тайно, изменить нас и то, как мы относимся к другим людям и нашему миру. Для некоторых то, что начинается как изменение, может закончиться индивидуальным сбросом».
По моему мнению, благодаря пандемии произошла перезагрузка семейных ценностей. Мы видели, как семьи и пары действовали и вели себя в условиях самоизоляции и санитарных ограничений. Для одних семей они стали триггером давно назревших кризисов, в других – вызвали небывалую семейную солидарность. Но для тех и других семья, отношения с близкими и родными заняли в жизненных приоритетах первое и главное место. Здесь необходимы пояснения.
Первое: безопасность семьи и близких вышла на первый план для большинства людей. В чрезвычайной ситуации были забыты семейные разногласия и обнаружился «скрытый резервуар доверия и дружбы», отмечает израильский историк-медиевист Юваль Харари. Распространение вируса заставило многих мигрантов вернуться к корням – в страны происхождения – и воссоединиться с семьями, а также переосмыслить свою идентичность.
Второе: в период самоизоляции и перехода большинства коммуникаций в режим онлайн качество общения в ближнем круге стало критически важным. Значение и роль тех, кто рядом 24/7, для абсолютного большинства людей приобрели крайне высокую ценность.
Третье: на индивидуальном уровне была переосмыслена сама потребность как в общении, так и в других людях. Оказалось, что виртуальное общение не заменит физическое, а другие люди все еще нам нужны.
В сфере семейных отношений и брака в ближайшие годы мы скорее всего увидим как негативные, так и позитивные изменения.
В 2020 году был зафиксирован резкий рост числа разводов во всех странах мира, где были введены карантинные ограничения. Эксперты утверждают, что пика кривая разводов пока не достигла, что связано с целым рядом причин.
Известно, что в периоды экономических кризисов всегда наблюдается высокий уровень разводов. Деньги всегда были одной из самых распространенных причин супружеских разногласий. Снижение доходов увеличивает потенциальную нагрузку на семейные отношения из-за конфликтов о том, как расставить приоритеты в различных видах потребления. Психологическое напряжение ведет к снижению качества отношений из-за беспокойства о том, как свести концы с концами.
Помимо финансовых факторов причиной семейных разногласий может стать и отношение к самой пандемии, соблюдению безопасности в условиях распространения вируса и отношения к вакцинации. Среди моих знакомых пар сейчас это одна из самых обсуждаемых тем в кругу семьи. Кто-то из супругов, чаще мужья, против вакцинации. С учетом патриархальных традиций российской семьи женщины чаще всего принимают точку зрения мужчин.
Пандемия нарушила привычный семейный распорядок дня и рутину, которые обеспечивали комфорт и стабильность семьи, и лишила возможности супружеские пары снять напряжение за пределами дома и семьи. Из-за самоизоляции и перехода на удаленную работу супружеские пары стали проводить вместе больше времени, на них возросла нагрузка по уходу за детьми, пожилыми родителями и домашней работе.
Ронен Стилман, психотерапевт и представитель Совета по психотерапии Великобритании, отмечает: «Все больше людей оказываются в ловушке ситуации, когда они изо всех сил пытаются справиться с тем, что происходит для них, а также с тем, что происходит между ними. Подобно скороварке, которая не выпускает никакого давления, крышка может в конце концов лопнуть, и отношения разрушатся».
Психотерапевт Ноэль Белл утверждает, что пандемия также побуждает к переоценке того, чего и кого люди хотят в своей жизни. «Давление пандемии напомнило нам всем, что жизнь может быть коротка и как и с кем мы проводим наше драгоценное время – экзистенциальный вопрос», – объясняет Белл.
Эксперты предупреждают, что улучшение экономической и санэпидемиологической ситуации скорее всего спровоцирует еще больше разводов, поскольку некоторые супруги, испытывающие в настоящее время семейные проблемы, могут откладывать расставание по практическим соображениям: из-за страха одиночества, потери работы… Это предположение отложенного спроса на развод основано на возросшем числе запросов от людей, собирающих информацию о расторжении брака и откладывающих формальные процедуры до наступления экономической стабильности и окончания пандемии.
Количество новых браков – в том числе повторных – снизится, что будет связано с высокими издержками по поиску новых партнеров для брака в условиях санэпидемиологических ограничений и социального дистанцирования. Риски заражения большинством населения оцениваются все еще высоко. Кроме того, высокий уровень безработицы и риск потерять работу будут заставлять откладывать вступление в брак, прежде всего мужчин.
В связи с закрытием границ возможность поиска партнеров за пределами страны проживания осложнилась для одиноких женщин. Поскольку в ближайшее время границы массово вряд ли будут открыты, их число увеличится. Это создаст благоприятные условия для развития полигамии.
Психологи и психиатры сообщают об увеличении депрессивных состояний и предупреждают о росте случаев суицида у разных возрастных групп населения. По мнению экспертов, главным трендом 2021 года станут технологии для борьбы с одиночеством: технологии дополненной и виртуальной реальности в голографических средствах коммуникации; чат-боты на базе искусственного интеллекта, рост интереса к которым уже очевиден.
Действие негативных тенденций, по моему мнению, продолжится до 2025 года. И все же, я думаю, что приоритет семейных ценностей будет продолжать оказывать влияние на поведение людей, брачные стратегии и поиск партнеров и в дальнейшем. Таким образом, можно говорить о появлении нового тренда.
По сути, пандемия создала беспрецедентные «возможности для изменений», которые «ограничены только нашим воображением, к лучшему или к худшему, пишут Клаус Шваб и Тьерри Маллере в книге «COVID-19: Великая перезагрузка».
В ежедневных заботах мы воспринимаем нашу жизнь как некую данность, забывая о том, что она создается цепочкой случайных событий, мифами, в которые мы верим, нашими древними инстинктами, сформированными в процессе эволюционного и полового отбора в борьбе за биологическое выживание и сохранение рода. Но если оглядеться вокруг, то можно увидеть возможности, альтернативные сценарии, то есть реальную картину происходящего с нашей семьей и браком, а потом изменить то, что можно изменить, и принять то, что нельзя. Переоценка семейных ценностей, возвращение семьи и брака в число главных жизненных приоритетов может и должно стать главным уроком пандемии COVID-19.
комментарии(0)