Это не просто африканская маска, а лампа в виде африканской маски, сделанная Ларисой Белоус. Фото Дмитрия Белоуса |
Лариса живет в районе Заандама – и недалеко от аэропорта, и одновременно вблизи от моря. Над ее домом пролетают самолеты, шмели, сороки и чайки. Сороки приносят вести, чайки гортанно и высоко кричат о своей чаячьей доле, самолеты и шмели гудят на одной ноте и в одной тональности.
Много лет назад талантливая художница из Одессы Лариса Белоус приехала в Голландию. Вот правду говорят – неисповедимы пути Господни, и Ларисин путь оказался именно таким, потому что в Голландию она не рвалась. А было так: старшая Ларисина дочь Лена приняла участие в конкурсе за право учиться в одной из американских высших школ. Лена хорошо знала английский и выиграла конкурс, обойдя многих конкурентов. Затем начала искать подходящее учебное заведение для себя в Европе, и выбор ее пал на Амстердамский университет. Ларисе было боязно надолго отправлять дочь в чужую страну, поэтому она полетела ее сопровождать. Так в августе 2001 года Лена начала учиться в университете, а Лариса… устроилась на работу. Первые работы были самые простые – по уборке домов, упаковке медикаментов на фармацевтической фабрике, потом упаковка еды для авиакомпании. Перевезла в Нидерланды других своих детей – Алешу и Юлю. В первых незамысловатых Ларисиных трудах ей помогали дети. За пару лет все выучили нидерландский язык и начали искать новые возможности – профессиональной художнице надоела работа упаковщицы.
Неожиданный успех принесла продажа привезенных из Одессы в качестве сувениров расписных игрушек-матрешек. Они разлетелись на электронном базаре за неделю, как разноцветные леденцы. Так родилась идея создать веб-сайт, и она стала забрезжившим светом в туннеле беспросветной работы «с тряпкой».
В 2004 году Лена Белоус оформила маме сайт о ее художественных работах на трех языках: английском, нидерландском и немецком. На сайте были выставлены первые Ларисины голландские матрешки – в голландских национальных костюмах. Лена писала тексты о Ларисе, вела переговоры с клиентами, обратившими внимание на работы талантливой художницы.
– Почти сразу после создания сайта ко мне обратился мой первый и очень серьезный клиент: голландское книжное издательство. Ты спрашиваешь, почему они обратились именно ко мне? А очень просто. Дочка предложила назвать мой сайт «Бабушка», и это было попаданием в яблочко!
Дочь Ларисы сказала, что это лучшее название, потому что русская бабушка добра и уютна, а Лариса именно такая женщина – добрая и уютная. Кроме того, это русское слово очень популярно на Западе наряду со словами «балалайка», «перестройка», «икра», «водка». Образы бабушек в их пушистых платках, похожих на выпавший снег, сопровождают приход Рождества в разных странах. Голландские издатели набрали в поисковике слова «русский художник, бабушка» – так они вышли на сайт Ларисы.
– Мне доверили крупный рождественский проект для церквей и христианских школ. Идея была следующей: показать человеческую – женскую – линию Иисуса в виде матрешек. В главную матрешку – одна в другую – вкладывались расписные куклы, изображавшие его мать, бабушку, прабабушку, прапрабабушку – Тамару, Рахиль, Руфь, Батсебу, Марию. Матрешка-Мария держала на руках Иисуса… Каждая из этих женщин дала Сыну Божьему свои лучшие качества: сердечность, гостеприимство, сочувствие и любовь к людям. Когда из одной матрешки появляется другая, дети наглядно прослеживают генеалогию Иисуса, последовательность поколений – это была настолько красивая, насколько и востребованная идея. Орнамент матрешек был русским.
Лариса создала тогда не только матрешек, но и наборы постеров и книжные иллюстрации. И даже книжки-раскраски. Она придумала нарисовать дерево Иисуса с дубовыми листиками, на которых стоят матрешки. Когда Лариса принесла свои работы, в издательстве сказали: «Гениально!» Журнал был рекомендован как учебное пособие для христианских школ. В журнале напечатали биографию Ларисы, и она почувствовала себя Золушкой, попавшей на бал.
Лариса ушла со всех своих «уборочно-упаковочных» работ и зарегистрировалась в «камер ван кооп хандел» как частный предприниматель. На дворе стоял сентябрь 2004 года.
После первого успеха на Ларису обрушились слава и шквал заказов. Ларису находили компании, по ее же сайту, обогащенному новыми достижениями. В 2006 году на Ларису вышли, к примеру, организаторы строительной фирмы. Они прочитали на сайте, что Лариса может овеществить любую идею, сделать нечто необычное, и попросили ее изготовить матрешку-подарок. Идея строителей была такая: кто заключит с ними самый выгодный контракт, тот получает ценный подарок. И Лариса сделала для них матрешечный набор: первая матрешка представляет собой космонавта и олицетворяет космический диапазон фирмы, из нее выходит матрешка-Эйнштейн (ученый символизирует научный подход к любой строительной задумке), из Эйнштейна – дирижер, что значит гармоничное управление всеми работами как оркестром. Далее мы видим рыцаря в доспехах, это символ работника в отряде благородных единомышленников. Самая последняя матрешечка – золотое яйцо – символизирует результат. Клиент получает идеально выполненный проект – свою золотую мечту!
В том же году Лариса сделал набор для Министерства обороны Нидерландов. Те матрешки были разрисованы красками логотипа этого министерства: оранжевым, фиолетовым и синим. Самая главная изображала красавицу с рыжей косой, на плече у нее было написано слово Defensie (оборона). Из главной матрешки возникала кукла с танком на животе, на следующей был военный корабль, на еще меньшей – самолет, потом мотоцикл, следующие несли изображения другой военной техники. Всего в наборе десять матрешек, самая маленькая величиной с ноготь мизинца.
– В 2007 году ко мне обратилась главный дизайнер студии Марселя Вандерса. Мне выдали кисти, краски, бумагу с орнаментом, даже защитный белоснежный халат с капюшоном. Показали объект, на котором надо было воспроизвести предложенный рисунок. Включили камеру. Смотрю я на этот объект – огромный пластиковый колокол, отвожу взгляд в сторону и вижу раковину с губкой. Недолго думая, беру ту губку, макаю ее в синюю краску и буквально выжимаю – выливаю струи краски на объект! Краска произвольно льется, представляешь?
Когда она высохла, Лариса взяла маленькую кисточку и покрыла по растекшейся краске весь колокол орнаментом. Получилась неимоверная красота – гжель, или Дельфт-блау: синее и голубое на белом. Лариса называет это «творчеством случая». Голландцы ахнули. К ней подошел моложавый высокий человек и сказал: «Вы будете у меня работать». Тогда Лариса еще не знала, что это был сам Марсель Вандерс – король дизайна Нидерландов, миллионер, один из самых востребованных и модных дизайнеров Европы. С тех пор Лариса делает абажуры для люстр и бра, предметы интерьера – те же колокола, и каждый раз по-разному.
Коллекция бра, подготовленная Ларисой, завораживает: они расписаны в виде масок – венецианских карнавальных, африканских, молодежных, звериных, самых разных. Она расписывает их не только снаружи, но и изнутри. Висит, к примеру, лампа на стене в виде африканской маски, а внутри светится алый язык и видны нёбо и зубы. Фирма готовит объекты для международных выставок интерьерного дизайна, и объекты, расписанные Ларисиными руками, берут призы. Например, они выставляются ежегодно на Всемирной выставке дизайна в Милане.
Живопись Лариса также не забывает: постоянно рисует маслом, акварелью, расписывает шелка, делает картины в технике батик. Недавно прошла ее выставка в центре Гааги, совместная с двумя другими художницами, Светланой Можаевой и Ольгой Толстовой, выставка современной импрессионистской живописи «Воздух, Свет и Цвет». Лариса Белоус состоялась в Нидерландах, она здесь – успешный художник.
Кроме того, она неустанно занимается с детьми и взрослыми, дает им уроки живописи. Сейчас в реале это устраивать затруднительно, поэтому живопись преподается в программе Zoom. Вместе с певицей Викторией Панкратовой Лариса устраивает для детей музыкально-художественные представления, для которых шьются куклы, костюмы, изготовляются декорации. Дети слушают ведущего и отрывки музыкального произведения, смотрят театральные постановки, затем вместе с певицей поют, дирижируют, занимаются ритмикой и танцем, отвечают на вопросы и под впечатлением услышанного и увиденного рисуют. Это совершенно новый образовательный творческий проект, где детям от пяти лет объясняется, что такое опера или сюита, ведь они уже второй год не могут посетить театр. Время детского восприятия уходит, детей захватывает интерактивный мир компьютерных игрушек и… пиши пропало – есть риск неразвития личности.
– Лариса, твой трудоголизм зашкаливает. Зачем тебе еще и уроки с детьми?
– Когда ребенок после занятий хочет меня обнять – это счастье, а оно не может оцениваться деньгами.
комментарии(0)