0
4615
Газета Стиль жизни Печатная версия

21.03.2021 16:59:00

Сказка про нас. О Ланселотах, драконах и нестареющей классике

Виктория Синдюкова

Об авторе: Виктория Олеговна Синдюкова – журналист.

Тэги: воспитание, театр, сказки, грампалстинки, менглет, книги, английские легенды, ланселот, дракон


воспитание, театр, сказки, грампалстинки, менглет, книги, английские легенды, ланселот, дракон Голос автора на любимой пластинке про короля Артура и рыцарей круглого стола принадлежал Георгию Менглету. Фото с сайта www.vinylselect.ru

Впервые о Ланселоте я узнала не из книги. Вернее, из книги тоже, фолиант английских легенд был, безусловно, мною прочитан, но много позже. Сначала я услышала о Ланселоте с грампластинки. И это оказалось чем-то волшебным, приковавшим меня – книгочейку, обожавшую читать все, что было переплетено и называлось хорошей художественной литературой, – на часы к проигрывателю.

…Мне 10 лет. К нам из Москвы на осеннюю «побывку» приехал дед, с которым в тот его визит началась моя особенная связь. Приезд его совпал с покупкой семьей проигрывателя (родителям где-то по блату отложили заветную «Электронику»), и в ближайшем магазине грампластинок дед купил мне в подарок несколько дисков, где среди прочих всяких модных «итальянцев» и «Старс он форти файв» оказался и поначалу смутивший меня своей «детскостью» «Король Артур и рыцари круглого стола». Ну что за детский сад?... В школе планируются дискотеки к Новому году ,и даже можно будет туда модно одеться (переодеться – после того, как поскачешь в карнавальном костюме вокруг елки с Бабой-ягой и Дедом Морозом). Какие сказки? Какой Артур? Какие рыцари?

В конечном итоге любопытство взяло верх. Улучив момент, когда никто не помешает, я все же решила послушать рассказы о благородном мудром короле, придумавшем обьединить доблестных воинов за круглым столом, уравняв таким образом «больших» и «малых».

И все... Я пропала со всеми своими дискотеками, школьными вечеринками, модными юбочками, маленькими сумочками через плечо по тогдашней моде и яркой пластмассовой чешско-венгерской бижутерией, коей бредили девочки-модницы начала 80-х. Нет, конечно, все это тоже было, но рыцари, но Ланселот...

Ох уж этот Ланселот!.. Как же хорошо и правильно, что мне о нем впервые рассказали с пластинки! Я очень живо представляла себе загадочное Средневековье с замками и разводными мостами, благородных рыцарей с их турнирами за право быть и называться таковыми, разных королей в разрозненной Британии. Меч Экскалибур, который мог вынуть из каменных ножен только настоящий король, магический Камелот, править которым еще надо было заслужить и уметь, разные подвиги, совершавшиеся во имя благородных истин и во славу прекрасных дам...

Пластинку я буквально заслушала и «заиграла». Я знала наизусть целые отрывки, делала под нее уроки и играла на фортепиано, она служила мне фоном, когда я читала уже что-то совершенно другое, под нее я бодрствовала и под нее же засыпала...

В общем, вполне себе осознанно готовилась к тому, что так или иначе в будущей моей жизни возникнет некий Ланселот. Ну, или хотя бы кто-то похожий на него: храбрый, благородный, смелый, бесстрашный, справедливый, одним словом – рыцарь без страха и упрека. Удивительно, почему именно Ланселот привлек мое детское воображение.

Ведь, по сути, главным суперменом во всех этих легендах был именно король Артур – безупречный везде и во всем, со всех сторон и во всех отношениях. Казалось бы, вот он – идеальный идеал! Но может, именно поэтому интереснее мне был все же Ланселот, по-рыцарски преданный Артуру до момента возникшей любви к королеве Гвиневре – жене короля. Именно эта коварная любовь и помешала Ланселоту достичь всех рыцарских высот и целей (ну нельзя даже самому доблестному рыцарю соблазнять жену друга, и уж тем более если друг – король). Но так или иначе, именно Ланселот первым затеял то, чего потом добился его сын.

56-8-2480.jpg
В кинопритче Марка Захарова Дракон (Олег Янковский) говорит
Ланселоту (Александр Абдулов), что не стоит идти на смерть
ради свободы тех, кому она не нужна.
Кадр из фильма «Убить дракона». 1988
Судьба первых не всегда победоносна. Но без них, как правило, не бывает идущих с победой вторых.

А дед тем временем влиял на меня и ненавязчиво воспитывал, сплетая какие-то удивительные узы нашей будущей дружбы, продлившейся до самой его смерти. Он водил меня по городу своей юности, куда попал в госпиталь фактически мальчишкой после тяжелого ранения на фронте. В этом городе он был по-своему счастлив (там случилась первая любовь молодого, но бывалого фронтовика и красавицы-южанки). В этом городе страшным образом решилась его судьба на много лет вперед – человек с соседней койки в госпитале (завидовавший боевым дедовским наградам, его удали, красоте, уму и образованности, остроумию, безусловному успеху у женщин) выкрал дневник «московского пижона» и славно выполнил свою подлую работенку: тройка трибунала по традиции того времени приговорила деда к годам тюрьмы и лагерей за «крамольные» мысли в блокноте, применив всем известную 58-ю статью...

Дед рассказывал и показывал, где что было тогда, в его юности: госпиталь, театр, дома подруг и друзей, тюрьму и где заседал трибунал... Возле театра, где я регулярно смотрела детские и уже не очень спектакли, дед как бы между делом рассказал, что голос автора на моей пластинке про Артура и рыцарей принадлежит Георгию Менглету. Местный драматический театр когда-то организовал именно Менглет, бежавший в период Большого террора от возможных репрессий из Ленинграда в Сталинабад. На мое беззвучное удивление дед поведал еще несколько историй жизни и работы большого артиста в моем родном городе, куда и до войны, и во время нее приехали очень многие талантливые, знаменитые и важные для страны люди, превратив самим своим присутствием молодой азиатский город в какую-то культурную Мекку того времени. На небольшом пятачке сосредоточилось такое количество знаменитых имен – Лев Кулешов, Александр Роу, Рина Зеленая, Николай Крючков, Сергей Юткевич, Яков Протазанов, Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, главная Золушка страны Янина Жеймо и ее не менее знаменитая мачеха Фаина Раневская, главный красавец довоенного кинематографа Сергей Столяров, – что запаса той театрально-литературной жизни с лихвой хватало на мои детство и юность.

Там же, рядом с театром, который я очень любила все мое душанбинское детство, дед рассказал, что в войну в нашем городе жил знаменитый сказочник, автор пьес и многих сценариев к моим любимым фильмам-сказкам – «Золушка», «Снежная королева», «Марья-искусница», «Сказка о потерянном времени», «Обыкновенное чудо» – Евгений Шварц. Я узнала еще одно литературное имя. И снова в разговоре возник Ланселот... Опять Ланселот? Да-да, но не тот Ланселот, что влюбился в королеву Гвиневру, тем самым нарушив рыцарский договор, а тот, что победил Дракона, угнетавшего несчастных обитателей города.

Ланселот Шварца был сказочным потомком первого Ланселота. Этот Ланселот победил чудовище и попытался принести свободу униженным жителям, которым приходилось (а может, им так было проще?) платить страшную дань без надежды на будущее. И вдруг (вдруг ли?) в их жизни появился бесстрашный герой, а вместе с ним поначалу тайная, а потом и явная надежда на новые времена, в которых будут справедливость, свет, добро и не будет дракона с его тиранией и диктатурой.

Дед рассказывал, я слушала. И, конечно же, захотела срочно прочесть (и посмотреть) пьесу про этого нового Ланселота. Пьесу многократно запрещали, ненадолго разрешали, опять запрещали, испугавшись, видимо, великой силы искусства, о которой все время твердили драконьи слуги в учебных заведениях разной масти, по радио, по телевизору. Оказалось, она реальна, эта сила, и действительно велика, раз ее так боятся разного рода драконы и более скромные их приспешники. Пьесу переписывали, перепечатывали, передавали из рук в руки. Ее читали и знали все, кто хоть что-то понимал и о чем-то задумывался, глядя вокруг.

Найти ее в определенной среде в том городе, где когда-то ее написали и впервые читали под бурные овации, оказалось не так уж и сложно. И лет в 12–13 я прочла шварцевского «Дракона». Оказалось, что Дракон не умер, он (пусть уже и не такой страшный) по-прежнему не дремлет и рьяно следит всеми тремя головами за несчастной территорией и порабощенными жителями – «самыми счастливыми на свете». Впечатления мои были сложные, а мысли мрачные: «Неужели это навсегда?»

А потом как-то очень быстро и неожиданно для всех нас вдруг появился новоявленный Ланселот с «перестройкой» и «гласностью», «консенсусом» и «ускорением» – и победил Дракона! Наступила другая жизнь – счастливая, полная надежд и свободы, хотя и непростая, со своей спецификой, своими сложностями, где все уже зависело от самих жителей. И в этом было счастье.

Моему младшему сыну 11. Он уже знает про короля Артура, его рыцарей и Ланселота. И про Дракона, который захватил город, жители которого ждут избавления. И он уверен, что снова победит Ланселот. А иначе зачем тогда все эти сказки людям?.. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
652
Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
661
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2232
Птица грозовых облаков. К политической мифологии дятла

Птица грозовых облаков. К политической мифологии дятла

Юрий Юдин

0
2650

Другие новости