0
6396
Газета Стиль жизни Печатная версия

16.03.2021 16:50:00

Тигры еще возлягут с агнцами и монахами

Возродится ли скандально известный монастырь для хищников

Леонид Макшанов

Об авторе: Леонид Андреевич Макшанов – журналист.

Тэги: таиланд, тигриный монастырь, буддизм, джатака, будда, зоозащитники


таиланд, тигриный монастырь, буддизм, джатака, будда, зоозащитники Монахи за умеренную плату показывали туристам идиллию сосуществования людей и зверей.

В Таиланде есть монастырь Ват Па Луангта Буа Янасампанно. У паломников и туристов он известен и под другим названием – Тигриный. Обитель буддийская, относящаяся к традиции Тхеравады. Место относительно современное, монастырь основан в 1994 году.

Прежде всего это приют для животных, а не религиозный центр. Существуют две версии, как появился столь необычный монастырь. Согласно одной из них, его предназначением изначально было предоставить убежище для зверей, где они смогут спокойно жить. Другая версия гласит, что обитель поначалу была обычным местом для молитв, медитации и религиозного служения. Только однажды монахи нашли раненого кабана и занялись его лечением, а после исцеления отпустили. Вскоре случилось то, чего отшельники не ожидали. Кабан вернулся ним. Причем пришел не один, а с кабанихой и детенышами. Пришлось все семейство оставить. С тех пор монастырь начал принимать различных зверей.

В 1999 году туда доставили тигренка. Его мать была застрелена. Детеныш через некоторое время издох, но в обитель стали приносить еще тигрят и их число начало расти. Зверей отдавали по разным причинам. Одни были детенышами тигриц, убитых браконьерами, другие – домашними «питомцами», владельцы которых понимали, что не смогут содержать их, когда те вырастут, и поэтому передавали монахам, чтобы те позаботились о животных. Были и иные поводы передавать тигрят в монастырь. Например, если животное имело ранение или какое-то заболевание и ему требовались уход и лечение.

Забота о животных прекрасно сочеталась с буддийскими идеалами – относиться с милосердием ко всем живым существам. В одной из «джатак» (сказаниях о прошлых рождениях Будды Шакьямуни) описывается случай, как будущий Просветленный оказал помощь тигрице. Она была очень голодна и собиралась съесть тигрят. Будущий Будда решил спасти детенышей и отдать хищнице свое тело в качестве пищи. «И потому падением с утеса лишу я жизни свое ничтожнейшее тело; и тем от пожирания детей тигрицу я избавлю, а детей – от матери голодной», – повествует «Джатака тигрицы». Он спрыгнул с утеса и разбился насмерть. Тигрица, увидев тело, передумала пожирать детенышей, съела труп и утолила голод.

Согласно учению Будды, существует реинкарнация. И человек может в следующей жизни перевоплотиться в животное. Каждый посетитель Ват Па Луангта Буа Янасампанно не исключал, что после смерти может из-за своей кармы родиться тигренком и найти пристанище в том же монастыре. Кроме того, в буддийской традиции тигр символизирует храбрость и силу.

О хищниках заботились монахи, волонтеры и гражданский персонал. Пищей тиграм служили курятина и кошачий корм. При этом куриное мясо давали в вареном виде, а не сырым. Так что в пище не было вкуса крови.

Помимо тигров в монастыре жили олени, буйволы, коровы, павлины. Всего там находилось свыше 300 различных животных и птиц. Интересно, что рядом с тиграми обитали животные, которые в дикой природе служат добычей этих хищников. Но травоядные чувствовали себя в безопасности. Тигры, приученные к вареной курице и кошачьему корму, не собирались охотиться на них. Со временем появились медведи и львы. Так что тигры были не единственными хищниками.

5-12-2480.jpg
В 2016 году из Ват Па Луангта Буа
Янасампанно вывезли всех хищников. 
Фото Reuters
Тигриный монастырь подвергали критике природоохранные организации. Звучало обвинение, что Ват Па Луангта Буа Янасампанно проводит подпольные обмены с тигриной фермой в Лаосе. Еще говорили, что в монастыре тигры размножаются, а на это учреждению нужна особая лицензия. Также монахов обвиняли в плохом уходе за хищниками (недостаточном питании, плохом обращении и пр.). Одна из организаций выдвигала предположение, что тигры спокойны в присутствии большого количества туристов, поскольку им дают наркотики. Но монастырь все отрицал. СМИ винили монахов в превращении приюта для животных в успешный туристический бизнес. Здесь за все брали деньги, не только за вход. Можно было покормить детенышей, сфотографироваться с опасными животными – но за установленную плату. Монахи оправдывались, что все средства необходимы для содержания всего этого «Ноева ковчега по-буддийски».

В 2016 году из Ват Па Луангта Буа Янасампанно вывезли всех хищников. Тигров отправили в зоопарки и заповедники. Изъятие зверей проводили сотрудники полиции, представители Департамента охраны дикой природы, ветеринары. Следует упомянуть об одной жуткой находке – в ветеринарном кабинете были обнаружены 40 мертвых тигрят. Тушки были заморожены с непонятными целями.

Но и это еще не все. Полицейские контрольно-пропускного пункта, организованного у монастыря, остановили пикап, в котором находились монах и двое его учеников. Мужчины намеревались уехать на машине с территории обители. В пикапе были обнаружены девять тигровых клыков, две шкуры тигров, свыше тысячи амулетов, в изготовлении которых использовались кусочки шкуры хищников. По другим сведениям, в автомобиле был не простой монах, а секретарь настоятеля. Также в качестве сообщников оказались под арестом двое гражданских служителей и двое монахов. Арестованным предъявили обвинения. Монастырь был закрыт, поток туристов остановился. Так продолжалось несколько месяцев.

В 2017 году появились было сообщения о том, что Тигриный монастырь опять открыл свои двери для монахов. Поползли слухи, что там может быть создан новый приют для тигров. По другим версиям, не приют, а зоопарк. Поговаривали, что тигры будут не те же самые, которых вывозили в 2016 году, а новые и их доставят из коммерческого зоопарка. Все последующее скрыто тайной. Сведения разнятся. Сейчас в монастыре, по некоторым данным, находятся лев и большое количество оленей и кабанов. За зверями ухаживают пятеро сотрудников.

Как известно, свято место пусто не бывает, и таиландский Ноев ковчег, вполне вероятно, заработает на полную катушку, как только в мире пройдет пандемия коронавирусной инфекции. Ковид здорово потрепал паломнический и религиозно-туристический сектор мировой экономики. Таиланд оказался в числе наиболее пострадавших стран. Не исключено, что в трудных экономических условиях надзорные органы окажутся не столь придирчивыми, как перед коронакризисом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Страны монашеской демократии

Страны монашеской демократии

Михаил Стрелец

Буддийские партии сравнивают и с христианской демократией, и с исламистскими движениями

0
17805
Благородные истины геополитики

Благородные истины геополитики

Андрей Мельников

Самобытность российского буддизма отлили в бронзе

0
8048
Китайский урок для российских буддистов

Китайский урок для российских буддистов

О поисках общих с Поднебесной духовных основ

0
6590
Политический клан Чинават возвращается во власть

Политический клан Чинават возвращается во власть

Данила Моисеев

В Таиланде появилась надежда на ослабление хунты и монархии

0
2371

Другие новости