0
15006
Газета Стиль жизни Печатная версия

16.02.2021 15:55:00

Все люди как люди, а ты – йогиня

Феминистская деформация в тантрическом необуддизме

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед, журналист.

Тэги: буддизм, индуизм, ориентализм, ньюэйдж, феминизм


буддизм, индуизм, ориентализм, нью-эйдж, феминизм Иногда хочется почувствовать себя какой-то особенной. Фото Reuters

В городской и сетевой субкультуре необуддизма распространилось явление, которое можно назвать «дакинизмом». Прежде всего надо пояснить, что дакини – это особый вид существ женского пола в Ваджраяне, тантрической школе буддизма, и кашмирском шиваизме, течении индуизма. В обеих традициях эти существа изображаются в устрашающем виде, и хотя обоснования этого несколько разнятся, их основные функции схожи: они хранят особо тайные учения, в которые при случае посвящают лишь избранных адептов.

Современные горожанки, увлекающиеся ориенталистскими традициями, вдруг начинают чувствовать себя не просто женщинами, измученными бытом и житейской рутиной, но существами высшего порядка, что поднимает их над серой действительностью. Проявляя чрезмерную сетевую активность, такие интернет-«дакини» генерируют разнообразные виртуальные проекты. Форумы и группы, текстовые блоги и платформы, подкасты и видеоблоги – несть числа и предела подобной самореализации во вселенной цифровых технологий. Надо сказать, что образу свирепых воительниц они верны. Склочные разборки со всеми подряд и регулярные баны неугодных, хамоватое поведение в целом. И все это – на фоне саморекламы, в которой есть место для каждого пункта длинного послужного списка: десятки высиженных ретритов, сотни полученных посвящений, преданное служение ламам. Для пущей внушительности и солидности они именуют себя звучными тибетскими именами типа Лхамо, Кхандро или Дечен.

На кого же хотят быть похожими эти москвички и петербурженки? Хотя гневливость облика вызывает порой поверхностное толкование их как демонических существ, индуистские дакини, составляя свиту богини Кали, соответствуют вполне легитимной традиции. Непросветленные дакини – это «злобные и вредоносные духи, которые пьют кровь младенцев, насылают на людей безумие, портят скот и причиняют множество бедствий», говорят источники. «Они называются также ашрапами (кровопийцами)», – свидетельствуют традиционные тексты. Эти существа почитаются индуистами-шиваитами, а их подчеркнуто отталкивающий облик, как и злокозненность поведения, символизирует резкое неприятие «сансарных», то есть мирских проявлений людей и противодействие низменному в человеке.

Дакини буддийской традиции Ваджраяна описаны (во всяком случае, в русских переводах книг и лекций) куда более подробно. «Дакини» на санскрите буквально означает «вооруженная даккой», то есть ритуальным шиваитским барабанчиком дамару из половинок человеческих черепов. Есть тибетский вариант этого понятия: «кхандро», что переводится как «идущая по небу». Они спутницы йидамов, мужских божеств, носительницы тайного знания и защитницы практикующих адептов Ваджраяны. Более того, в Ваджраяне дакини считаются одним из трех объектов Прибежища, то есть присоединения к общине посвященных в учение буддизма. И конечно, это персонализация женского начала.

Устрашающий облик дакини, как и иных «гневных» персонажей буддийского пантеона, выражает отнюдь не «демоничность», как это кажется тем, кто воспитан в рамках европейской культурной традиции, но их особенную, активную природу. Точнее, активность и подвижность нашего собственного интеллекта. Для сравнения: «мирные» по облику буддийские персонажи символизируют спокойный, умиротворенный, созерцающий ум.

В антропологии и практике тантрического буддизма, а схожим образом – в индуистской тантре и даосизме женскому принципу – праджне, «мудрости», уделяется особенное внимание наравне с мужским (упая, «метод»). Подогревают популярность темы и подчеркнуто феминизированные дискурсы и акценты, расставляемые многими учителями, а то и откровенно профеминистский учительский стиль некоторых из них, например европейского ламы Оле Нидала.

3-12-1480.jpg
Чтобы участвовать в интернет-дискуссиях,
надо быть богиней из металла. 
Фото Джо Мэйбела
Мотивация этих учителей, старающихся попасть в мейнстрим актуальной гендерной повестки дня, понятна. Но в своих попытках освободить наконец несчастных, веками угнетаемых женщин буддийские ламы невольно способствовали распространенности феномена «дакинизма». Кстати, в самом Тибете в силу объективных социальных причин одной из нормальных форм семейных отношений была полиандрия – многомужество.

В традиции Ваджраяны дакини может называться женщина-лама, обладающая признаками высшего существа при рождении или получившая посвящение, передачу Учения. Чаще называется синонимичным тибетским термином «кхандрома». Такая женщина считается земным воплощением дакини.

Йогини – «типаж», более распространенный в индуизме. В буддизме же означает женщин, достигших совершенства в практике йоги. Традиционные примеры – тантрическая супруга «второго Будды» Падмасамбхавы Еше Цогьял и ее реинкарнация Мачиг Лабдрон. В начале XX века супругу монгольского духовного лидера богдо-гэгэна Дондогдулам-хатун тоже провозгласили дакини.

Существует забавный, но в то же время поучительный текст о признаках дакини. Легендарного «божественного сумасброда», тантрического йогина Друкпу Кюнле в путешествии встретила группа девушек и поинтересовалась, куда и зачем он направляется. Лама ответил, что ищет дакини, и вкратце описал ее признаки: пятнадцатилетняя девушка, у которой «нежная кожа; мягкое, шелковистое, жаркое тело; узкое рыжее и уютное влагалище и круглое смеющееся личико», «на нее приятно смотреть, она душисто благоухает и отличается острым рассудком». Это типичное описание партнерши для Кармамудры, то есть тантрических сексуальных практик, а далее следует подробное перечисление разных типов этих высших существ. Среди них Будда-дакини, алмазные, лотосные, плотоядные, мирские дакини, дакини мудрости, драгоценности, активности, пепла и многие другие. Следствия тантрического союза с ними также различны – от перевоплощения в Чистой земле (рай) до перерождения в аду или в естестве так называемого прета, то есть голодного духа. На вопрос настойчивых девушек, какого рода дакини они сами, лама ответил гневно: «Вы жадные, но бедные, неудовлетворенные, но недружелюбные. Даже если вы найдете какого-нибудь болвана, который свяжется с вами, никто не получит от этого никакой пользы…»

Психологическая подоплека гневной и немного сексистской отповеди Друкпы Кюнле легко ложится в современный контекст. То явление самозванства в среде новообращенных почитательниц Будды, которое мы наблюдаем в отечественных сетевых сообществах, представляется попыткой своеобразного женского реванша во все еще патриархальной стране. К этому добавляется личная, не всегда счастливая история женщины, которая нарекает себя йогиней, а то и богиней. Происходит психологическая компенсация. Нередко возникает ощущение, что женщины, приходящие в буддизм, часто оказываются жертвами домостроевской системы воспитания, токсичных родителей и мужей, а найдя сангху – сообщество адептов различных групп и течений необуддизма, – они «уходят в отрыв» и компенсируют яростным «дакинизмом» годы жизни, как водится, напрасно потраченные на что-то или на кого-то.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вест-индская кампания 2024

Вест-индская кампания 2024

Михаил Стрелец

Индуисты во властной элите Соединенных Штатов

0
16719
Страны монашеской демократии

Страны монашеской демократии

Михаил Стрелец

Буддийские партии сравнивают и с христианской демократией, и с исламистскими движениями

0
17465
Благородные истины геополитики

Благородные истины геополитики

Андрей Мельников

Самобытность российского буддизма отлили в бронзе

0
8034
Китайский урок для российских буддистов

Китайский урок для российских буддистов

О поисках общих с Поднебесной духовных основ

0
6571

Другие новости