Волонтеры в пункте раздачи формируют наборы из просроченных продуктов. Фото Reuters
Маленькой я как-то гуляла с бабушкой на Гоголевском бульваре, и идущий мимо парень бросил на землю кусок булки. Бабушка строго сказала мне: «Никогда так не делай. Выбрасывать хлеб – большой грех». Бабушку я любила, и ее слова навсегда улеглись на нужное место.
Меня давно волнует проблема, с одной стороны, недоедающего человечества, а с другой – тонн пропадающей еды. Куда девается не реализованное за сутки в съестных заведениях и не распроданное на рынках? Продукты в сетевых магазинах с истекающим сегодня-завтра сроком годности?
Знаю, что в Скандинавских странах, например в Финляндии, существует несколько городских точек раздачи бесплатных продуктов. Проживающая там моя родственница рассказывает: «Нераскупленный хлеб – то, что в первую очередь отправляют на раздачу. Туда же идут потемневшие, но еще съедобные бананы, подвядшие овощи, салаты в контейнерах, маргарин – бывает, и не особо раскупаемые консервы тоже. Таких мест что-то около 10 в Хельсинки. Если у молочного или мясного продукта близок срок окончания годности, цену сбрасывают на 30%. Если и тогда его не купили, отправляют в церкви и на раздачу неимущим. Существуют сверхдешевые столовые, где можно поесть за 1–2 евро: в меню обычно суп из бобовых, макароны, хлеб, чай-кофе. Все самое дешевое, зато добавку разрешается брать неограниченно. Что касается закусочных фастфуда, в Финляндии, как и почти повсеместно в Западной Европе, после 19 часов такую еду продают с 50-процентной скидкой, а то и вообще отдают бесплатно. Пользуются просроченным и бесплатным недавно приехавшие, бомжи, безработные. Раньше в таких местах могли спросить паспорт, теперь – нет. Куда везут то, что осталось неразобранным и бесплатно – не могу сказать. Возможно, на корм животным и в птичники».
Российские места общепита сейчас немного подтянулись под европейский стандарт. Думаю, больше в целях самосохранения, чем из гуманных соображений. Есть снижающие цену на 20% после семи вечера («Братья Караваевы»), после девяти вечера выбор уже побольше («Волконский» – на 30%, «Булка» и «Голубка» – на 50%); за час до закрытия «Му-му», «Обед-буфет» и «Грабли» спускают цены вдвое. Но, если честно, немногие хотят ужинать после девяти вечера, а тем более ближе к 23-м.
Движимая интересом, иду в соседние «Братья Караваевы». На мой вопрос, что они делают с непроданной едой, старший по смене отвечает: «Выбрасываем. У нас есть специальный человек, он вечером приезжает с пакетами, и мы от всего избавляемся. У нас принцип: не навреди клиенту». Принцип, конечно, похвальный, но, если бы был такой же «специальный человек», который бы увозил эту еду в пакетах и ее раздавали бы в «специальном месте», думаю, малоимущие жители и гости столицы были бы рады.
Примерно таков же был ответ и менеджера из «Пятерочки»: «Мы не рискуем здоровьем покупателей. Всю просроченную продукцию мы обязаны отправлять назад изготовителю на ликвидацию». Ну, что же, Россия – богатая страна, не то что нищая «чухня», она же Финляндия. Мы можем себе это позволить, хотя, по свидетельству сервиса «Деньги вперед», только 36% россиян нормально и лучше, чем нормально, сводят концы с концами в расходах на базовые нужды. Целых 62% опрошенных назвали траты на питание самой большой статьей расходов.
Прошлой весной в рамках районной благотворительности в некоторых магазинах появились «полки добра». Фото со страницы Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в «ВКонтакте» |
То есть при полном отсутствии в России разумного «пристройства» продуктов на пределе годности мы вошли в зону личной благотворительности: на уровне отдельных людей нереализованное раздается. В некоторых странах, например в Италии и Испании, принято, чтобы у входа в небольшие частные магазинчики стояла табуретка или столик с незатейливыми бесплатными продуктами для нуждающихся. Особенно актуальной эта традиция стала сейчас, когда многие остались без работы или потеряли в зарплате. В Израиле многочисленные религиозные организации ко всем праздникам доставляют коробки с продуктами пенсионерам независимо от их достатка. В ковидное время объем таких посылок возрос в геометрической прогрессии.
В самоизоляцию прошлой весной в рамках районной благотворительности в некоторых магазинах заработали «полки добра». Там, где директора оказались небезразличны и не побоялись отвечать хотя бы за себя, были поставлены стеллажи, куда люди клали что-то, купленное для нуждающихся. Макароны, крупы, овощи, консервы, губки для мытья посуды, туалетная бумага, мыло, чай, печенье, недорогие конфеты… Все, что не разрушит твой бюджет, а для другого станет, пусть и небольшим, подспорьем. От себя некоторые магазины добавляли хлеб, соки с истекающим сроком годности, еще что-то…
Надо сказать, что, когда инициаторы ходили по директорам магазинов, предлагая поставить в них «полку добра», отказывающие обычно мотивировали так: «Да тут начнется полное безобразие! Бомжи и пьянь повадятся ходить и все сгребать». А что получилось по факту? Там, где такую полку поставили, все проходило на редкость мирно – за исключением курьезного случая: в одном из магазинов первой «нуждающейся» оказалась хорошо одетая женщина, которая сгребла-таки почти все находящиеся там товары. На просьбу дежурного оставить и другим нехотя вынула из тележки часть предметов. С тех пор в этом магазине разрешено было брать по два товара за одно посещение. Ни одного бомжа у этих полок так и не увидели: бездомным негде варить каши, макароны и постные супчики, а вот чуть просроченная готовая еда им бы очень сгодилась.
Итак, благотворительность. Владимир Ленин объявил ее вне закона, назвав «проданным по сходной цене билетом на небесное «благополучие», и в России ее истребили как факт на 70 лет вперед. Возродившаяся, она несравнима по уровню вложений с той, какая существовала до 17-го года. К началу ХХ века в России 80% благотворительных заведений были созданы и существовали на частные деньги, сословные заведения составляли 8%, существующие на городские средства – 7%, и небольшой остаток приходился на земства. А вот иерархия пожертвований (по убывающей): на жилье неимущим, на лечение, на пособия по бедности, на дома призрения и приюты, на нужды церкви, на учебные заведения, на богадельни, на ночлежки. В те годы в Москве производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене, вместе взятых! И особенностью благотворительной системы того времени была ее полная финансовая подотчетность и прозрачность. Благотворители руководствовались и религиозно-этическими мотивами, и вполне эгоистическими (за щедрые пожертвования люди получали ордена и даже личное дворянство).
«Получать отдавая» – девиз благотворительности, объединяющей людей всех рас и всех вероисповеданий, включая, кстати, и язычество. Частное богатство всегда было связано с гражданскими обязательствами, с ответственностью человека перед обществом. Творя даже малое милосердие, человек обретает внутреннюю гармонию. Ибо сказано в Евангелии: «Когда делали вы что-то для одного из униженных братьев Моих, вы делали это для Меня». Добровольно отдавая, мы всегда приобретаем – и с этим ничего нельзя поделать.
комментарии(0)