0
6971
Газета Стиль жизни Печатная версия

02.02.2021 16:13:00

Что делал шаман на перевале Дятлова

Фольклорная нечисть завоевывает экран

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед, журналист.

Тэги: перевал дятлова, территория, сериал, шаман, мистика, оккультизм


перевал дятлова, территория, сериал, шаман, мистика, оккультизм Нет дыма без огня: в «Территории» обыгрываются «гари» староверов XVII века. Кадр из сериала «Территория». 2020

Шаманы, ведьмы, трикстеры и древние боги не только прочно закрепились и освоились в своей нише в индустрии развлечений, и особенно в кино, но и расширяют ее, внедряясь в иные жанры и форматы. Первенство, как и во всем в последнее время, за сериалами, причем отечественные производители стараются не отставать.

«Перевал Дятлова» – самый рейтинговый сериал минувшего года, побивший рекорд вышедшей месяцем ранее «Территории». Создатели сериала сообщают, что получили доступ к засекреченным архивам следственных дел. Однако, лишь начав смотреть «Перевал», сразу задаешься вопросом: какие секреты хранили те архивы? Неужели историю главного героя, всю жизнь носящего неисцелимую рану войны, полученную в замке зловещей Аненербе, оккультном институте Третьего рейха? Сценаристы не скрывают вымышленность этого персонажа. Побеги зэков из многочисленных сибирских лагерей и охота на них спецотрядов? Сведения о суеверных аборигенах, поклоняющихся духам деревьев и гор и приносящих им жертвы? Народные верования ныне возрождаются – не всех шаманистов и язычников искоренили советская власть и урбанизация.

Фольклорно-мистическая версия происшедшего с группой Дятлова – одна из нескольких сюжетных линий сериала. Это зловещий ореол региона и перевод названия гор, куда пролегал маршрут дятловцев: «Не ходи туда» и «Гора мертвецов». Кстати, места действия «Территории» и «Перевала» находятся по соседству – Пермский край и Челябинская область, то есть загадочный и не всегда благосклонный к чужакам дремучий Северный Урал. Женщина-манси, просящая туристов не ходить на гору, страшные пророческие сны Юрия Юдина, единственного выжившего из группы Дятлова, ребенок-остяк, отчаянно пытающийся спасти обреченных, и его суровый дед. Но это лишь колоритный флер. Как и заговоренное кольцо Золотарева из Аненербе, и романтические переживания наивных советских студентов, и загадочные огни в темном небе, и даже сбежавший зэк и психотравма майора – органичный баланс всех нитей киноплетения удался сценаристам лучше всего.

Кульминация мистического и версия разгадки тайны трагедии – беседа майора Костина и старика-манси на вершине горы. Старик-медиум открывает следователю неотвратимую волю злых духов, любым способом забирающих своих жертв. Разве что за тебя умрет кто-то другой, как за майора – его сослуживец во время битвы за Берлин. Замещающей жертвы для группы Дятлова не нашлось, потому и шли они обреченно на заклание суровой богине.

Выводы расследования Генпрокуратуры РФ, обнародованные летом 2019 года, предполагаемо банальны: группа погибла вследствие природных обстоятельств вроде лавины или «снежной доски». Никакого криминала или шаманских жертвоприношений. А что нового можно обнаружить спустя 60 лет, кроме разве что скрытого в спецхранах? Версия «забрали духи» для прокурорских работников не подходит. А для широкой публики – вполне.

Почему эта драматическая история далекого 1959 года на протяжении десятилетий привлекала столько внимания любопытствующих и исследователей? Думается, просто стечение обстоятельств – множащиеся версии случившегося создали эффект снежного кома, превратив один из многих подобных случаев в «главную мистическую тайну СССР».

Еще до премьеры сериала «Территория» его окрестили российским «Твин Пиксом». В отличие от сюрреалистического хоррора Дэвида Линча смыслы легко считываются даже непосвященными. Создатели проекта, разыгрывая тему фольклора и народных суеверий, постарались «пожирнее» начинить семь серий как привычными сюжетными ходами, так и этнографическим колоритом.

В пермской сырой и туманной глуши пересекаются две парочки: студентки-филологини Таня и Надя, собирающие коми-пермяцкий фольклор, и домашний мальчик Егор, под опекой дяди-патологоанатома Николая нервно рвущийся отыскать потерявшихся родителей-этнографов. Попадают герои в провинциальную деревню, в типичное место действия мистического триллера – захолустье а-ля рюс.

2-12-1480.jpg
Один за всех и все за одного отдают студенты
свои жизни духам давно минувшей войны.
Кадр из сериала «Перевал Дятлова». 2020
По ходу действия они разбиваются на пары уже романтические. Население деревни Городище будто бы староверы, но фантасмагорические. Близкородственные союзы в эндогенном сообществе порождают уродов – каждый второй если не сошел с полотен Босха, то уж точно стал бы достойным натурщиком Брейгелю. Менталитет деревенских под стать внешности – стадные инстинкты утративших цивилизованность «последних людей», презрение и ненависть к «городским» да гремучая, кипящая смесь коллективного психоза с нерефлексируемой суеверностью. «Гари» старообрядцев, аутодафе инквизиции, языческие жертвоприношения – ко всему сразу отсылают сцены самосгорания ведьмы, своей необъятной грудью кормившей «деток», и затем сгоревшая свиноферма. За четверкой чужаков четко по законам жанра следует смерть – ведьма, свиньи, мимо колоритных обугленных голов которых проезжает четверка чужаков, вторая ведьма… Толпа бесноватых уродов требует выдать на расправу «порченую» – подцепившую паразита-«икотку» студентку Таню. Буйство пресекает лишь участковый, единственный на 300 километров в округе. Участковый и сам разноглаз, и скрывает полубезумную ведьму-отшельницу, свою жену – то таблеток в лес принесет, то заботливо на цепь посадит.

Помимо огня протагонисту Егору постоянно сопутствует вода – со сцены у колодца начинаются приключения героев, туда же все и возвращается. А еще были ведра на речке, и разговор по душам, и главное – инициация через утопление в болоте. Вкупе с переданной в поцелуе «икоткой» очевидно, что это – шаманское посвящение через смерть. Бритый (что опять же символично) нервный маменькин сынок Егор не только проходит возрастную инициацию – он оказывается самим Памом, верховным жрецом полумифической Чуди. А его дядя Коля, оказывается, всю эту историю и подстроил – ради волшебного чудского артефакта и даруемого им могущества.

Отечественные кинематографисты поспешно осваивают уже отработанную в западном шоу-бизнесе тему нативных верований. «Трикстер» – одна из множества работ этого популярного жанра. Малобюджетный канадский мини-сериал – экранизация фэнтези Эден Робинсон.

Более половины экранного времени разворачивается прелюдия, прописывая образы главных действующих лиц: оканчивающего школу большеростка Джареда и его мамаши Мэгги. Они и многие их земляки – аборигены Канады, индейцы вакаши. В надежде скопить денег и покинуть захолустье Джаред работает в закусочной, приторговывая самопальным экстази, и сторонится заботливой матери, любительницы выпить и покурить травки.

Постепенно появляются прочие персонажи – великовозрастная сиротка Сара, меняющая приемных родителей едва ли не чаще, чем цвет волос, бабушка Джареда, которую он все свои 17 лет считал умершей, и его биологический отец Уэйд. Тут и начинается относительно сносный драйв: мама и бабушка протагониста оказываются ведьмами, отец – трикстером, демонически-пародийным существом, а сам он, вернее, его кровь уникального мутанта очень интересует загадочных Древних.

Вряд ли эти образы из сочинений Лавкрафта, откуда создатели сериала позаимствовали тему Древних, присутствовали в индейской мифологии, равно как и ведьмы, но процесс смены кожи Древними – одно из немногих колоритных зрелищ в фильме. И обращение в ворона трикстера – фактически единственного автохтонного персонажа индейских легенд.

Основные сюжетные линии просты: Древние пытаются восстановить равновесие и сохранить традиции, ведьмы стараются найти свое место в мире убогой канадской провинции, пятисотлетний трикстер пусть и заявляет обратное, но все-таки не хочет умирать даже ради традиций. А протагонист Джаред, как и положено мужающему пацану, стремится обрести себя, особенно после того, как узнал о своих специфических генах. Видимо, потому и решается оборвать наконец материнскую пуповину и отправиться восвояси с баночкой пепла ждущего воскрешения отца. Что с ним будет потом, увидим во втором, уже обещанном сезоне.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
459
Когда страхи мешают жить

Когда страхи мешают жить

Вера Цветкова

В документальном сериале "Со всеми бывает" успешные молодые люди разбираются в природе своих ментальных расстройств

0
4733
Сериал-скандал "Дайте шоу" набирает обороты

Сериал-скандал "Дайте шоу" набирает обороты

Вера Цветкова

Зрителю показали то неприглядное, что обычно остается за кадром

0
7499
«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
11642

Другие новости