Нет дыма без огня: в «Территории» обыгрываются «гари» староверов XVII века. Кадр из сериала «Территория». 2020
Шаманы, ведьмы, трикстеры и древние боги не только прочно закрепились и освоились в своей нише в индустрии развлечений, и особенно в кино, но и расширяют ее, внедряясь в иные жанры и форматы. Первенство, как и во всем в последнее время, за сериалами, причем отечественные производители стараются не отставать.
«Перевал Дятлова» – самый рейтинговый сериал минувшего года, побивший рекорд вышедшей месяцем ранее «Территории». Создатели сериала сообщают, что получили доступ к засекреченным архивам следственных дел. Однако, лишь начав смотреть «Перевал», сразу задаешься вопросом: какие секреты хранили те архивы? Неужели историю главного героя, всю жизнь носящего неисцелимую рану войны, полученную в замке зловещей Аненербе, оккультном институте Третьего рейха? Сценаристы не скрывают вымышленность этого персонажа. Побеги зэков из многочисленных сибирских лагерей и охота на них спецотрядов? Сведения о суеверных аборигенах, поклоняющихся духам деревьев и гор и приносящих им жертвы? Народные верования ныне возрождаются – не всех шаманистов и язычников искоренили советская власть и урбанизация.
Фольклорно-мистическая версия происшедшего с группой Дятлова – одна из нескольких сюжетных линий сериала. Это зловещий ореол региона и перевод названия гор, куда пролегал маршрут дятловцев: «Не ходи туда» и «Гора мертвецов». Кстати, места действия «Территории» и «Перевала» находятся по соседству – Пермский край и Челябинская область, то есть загадочный и не всегда благосклонный к чужакам дремучий Северный Урал. Женщина-манси, просящая туристов не ходить на гору, страшные пророческие сны Юрия Юдина, единственного выжившего из группы Дятлова, ребенок-остяк, отчаянно пытающийся спасти обреченных, и его суровый дед. Но это лишь колоритный флер. Как и заговоренное кольцо Золотарева из Аненербе, и романтические переживания наивных советских студентов, и загадочные огни в темном небе, и даже сбежавший зэк и психотравма майора – органичный баланс всех нитей киноплетения удался сценаристам лучше всего.
Кульминация мистического и версия разгадки тайны трагедии – беседа майора Костина и старика-манси на вершине горы. Старик-медиум открывает следователю неотвратимую волю злых духов, любым способом забирающих своих жертв. Разве что за тебя умрет кто-то другой, как за майора – его сослуживец во время битвы за Берлин. Замещающей жертвы для группы Дятлова не нашлось, потому и шли они обреченно на заклание суровой богине.
Выводы расследования Генпрокуратуры РФ, обнародованные летом 2019 года, предполагаемо банальны: группа погибла вследствие природных обстоятельств вроде лавины или «снежной доски». Никакого криминала или шаманских жертвоприношений. А что нового можно обнаружить спустя 60 лет, кроме разве что скрытого в спецхранах? Версия «забрали духи» для прокурорских работников не подходит. А для широкой публики – вполне.
Почему эта драматическая история далекого 1959 года на протяжении десятилетий привлекала столько внимания любопытствующих и исследователей? Думается, просто стечение обстоятельств – множащиеся версии случившегося создали эффект снежного кома, превратив один из многих подобных случаев в «главную мистическую тайну СССР».
Еще до премьеры сериала «Территория» его окрестили российским «Твин Пиксом». В отличие от сюрреалистического хоррора Дэвида Линча смыслы легко считываются даже непосвященными. Создатели проекта, разыгрывая тему фольклора и народных суеверий, постарались «пожирнее» начинить семь серий как привычными сюжетными ходами, так и этнографическим колоритом.
В пермской сырой и туманной глуши пересекаются две парочки: студентки-филологини Таня и Надя, собирающие коми-пермяцкий фольклор, и домашний мальчик Егор, под опекой дяди-патологоанатома Николая нервно рвущийся отыскать потерявшихся родителей-этнографов. Попадают герои в провинциальную деревню, в типичное место действия мистического триллера – захолустье а-ля рюс.
Один за всех и все за одного отдают студенты свои жизни духам давно минувшей войны. Кадр из сериала «Перевал Дятлова». 2020 |
Помимо огня протагонисту Егору постоянно сопутствует вода – со сцены у колодца начинаются приключения героев, туда же все и возвращается. А еще были ведра на речке, и разговор по душам, и главное – инициация через утопление в болоте. Вкупе с переданной в поцелуе «икоткой» очевидно, что это – шаманское посвящение через смерть. Бритый (что опять же символично) нервный маменькин сынок Егор не только проходит возрастную инициацию – он оказывается самим Памом, верховным жрецом полумифической Чуди. А его дядя Коля, оказывается, всю эту историю и подстроил – ради волшебного чудского артефакта и даруемого им могущества.
Отечественные кинематографисты поспешно осваивают уже отработанную в западном шоу-бизнесе тему нативных верований. «Трикстер» – одна из множества работ этого популярного жанра. Малобюджетный канадский мини-сериал – экранизация фэнтези Эден Робинсон.
Более половины экранного времени разворачивается прелюдия, прописывая образы главных действующих лиц: оканчивающего школу большеростка Джареда и его мамаши Мэгги. Они и многие их земляки – аборигены Канады, индейцы вакаши. В надежде скопить денег и покинуть захолустье Джаред работает в закусочной, приторговывая самопальным экстази, и сторонится заботливой матери, любительницы выпить и покурить травки.
Постепенно появляются прочие персонажи – великовозрастная сиротка Сара, меняющая приемных родителей едва ли не чаще, чем цвет волос, бабушка Джареда, которую он все свои 17 лет считал умершей, и его биологический отец Уэйд. Тут и начинается относительно сносный драйв: мама и бабушка протагониста оказываются ведьмами, отец – трикстером, демонически-пародийным существом, а сам он, вернее, его кровь уникального мутанта очень интересует загадочных Древних.
Вряд ли эти образы из сочинений Лавкрафта, откуда создатели сериала позаимствовали тему Древних, присутствовали в индейской мифологии, равно как и ведьмы, но процесс смены кожи Древними – одно из немногих колоритных зрелищ в фильме. И обращение в ворона трикстера – фактически единственного автохтонного персонажа индейских легенд.
Основные сюжетные линии просты: Древние пытаются восстановить равновесие и сохранить традиции, ведьмы стараются найти свое место в мире убогой канадской провинции, пятисотлетний трикстер пусть и заявляет обратное, но все-таки не хочет умирать даже ради традиций. А протагонист Джаред, как и положено мужающему пацану, стремится обрести себя, особенно после того, как узнал о своих специфических генах. Видимо, потому и решается оборвать наконец материнскую пуповину и отправиться восвояси с баночкой пепла ждущего воскрешения отца. Что с ним будет потом, увидим во втором, уже обещанном сезоне.
комментарии(0)