0
3010
Газета Стиль жизни Печатная версия

31.01.2021 16:37:00

"Умный город" возведут на Красном море

Саудовцы устали от смрада выхлопных газов и забитых автомобильными пробками улиц

Константин Дударев

Об авторе: Константин Петрович Дударев – востоковед.

Тэги: сауджовская аравия, красное море, умный город. экология


сауджовская аравия, красное море, умный город. экология Кронпринц Мухаммед бин Сальман анонсировал город будущего на Аравийском полуострове. Кадр из видео с канала NEOM на YouTube

«В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы – просто некуда деться». Эти слова из известной песни Владимира Высоцкого вспоминаются, когда знакомишься с проектом строительства «умного города будущего», анонсированным в январе наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Сальманом. Проект отвечает на вопрос, куда деться от «суеты и потоков машин» жителям крупных саудовских городов, уставшим от смрада выхлопных газов и забитых автомобильными пробками улиц.

«Линия» – так называется этот проект, который предусматривает строительство цепочки тесно связанных между собой городских агломераций вдоль линии, начинающейся у побережья Красного моря и идущей на северо-восток к гористым районам и долинам вблизи границы с Иорданией.

Революционность проекта состоит в том, что он должен создать новую, гораздо более здоровую среду обитания человека. Для обеспечения жизнедеятельности города будут использоваться только возобновляемые источники энергии – солнечные батареи и ветряные генераторы. В городе, рассчитанном на один миллион жителей, не будет ни одного автомобиля или иного устройства, приводимого в действие двигателем внутреннего сгорания. Не будет и автомобильных дорог. Город спланирован таким образом, что от жилых домов до любого объекта инфраструктуры – магазинов, поликлиник, офисов компаний, предприятий –можно будет добраться пешком за несколько минут.

Строительство должно вестись с максимальным вниманием к сохранению природы и окружающей среды. Все объекты будут как бы «вписаны» в природный ландшафт. Благодаря полному отсутствию вредных выбросов атмосфера останется такой же чистой, какой она была до возведения агломераций.

Расстояние от одного конца «Линии» до другого – 170 км – на скоростном электропоезде или каком-то другом новом виде общественного транспорта можно будет преодолеть всего за 20 минут. Пока не все подробности проекта стали достоянием публики. Так, не уточняется, о каком новом виде транспорта идет речь, учитывая, что его скорость должна быть выше 500 км в час. Непонятно, как будут доставляться партии товаров в магазины. Остается предположить, что речь идет об электромобилях, которые придут на смену нынешним авто с бензиновыми двигателями.

Аргументируя необходимость реализации проекта, наследный принц в видеообращении задал несколько риторических вопросов: «Почему мы должны мириться с тем, что 90% жителей планеты дышат отравленным воздухом, а 7 миллионов из-за этого ежегодно умирают? Кроме того, еще один млн человек в год погибает в автокатастрофах. Почему мы должны тратить годы нашей жизни на дорогу на работу и обратно?» Эти вопросы не раз задавали себе и простые саудовцы.

Важнейшая особенность, придающая проекту инновационно футуристический характер, состоит в том, что управление городом будет осуществляться с помощью искусственного интеллекта и новейших цифровых технологий. Поэтому в СМИ ему и дано название «умный город».

Реализацию «Линии» планируется начать уже в первой половине 2021 года. Она станет частью другого, еще более масштабного проекта, именуемого NEOM. Название состоит из греческой частицы нео (новый) и первой буквы арабского слова «мустакбаль» («будущее»). Это будет самый крупный инновационный город, который протянется на 500 км вдоль северного побережья Красного моря. В нем также будут широко применяться новейшие IT-технологии. Инвестиции в проект составят 500 млрд долл. Созданная для его осуществления одноименная компания уже начала работу в 2020 году. Работать над проектом приглашены высокотехнологичные компании из США, Европы, Японии, Китая, Южной Кореи. Многие из них уже дали согласие. С Публичным инвестиционным фондом королевства достигнута договоренность об участии в проекте и Российского фонда прямых инвестиций.

Что касается финансовой стороны вопроса, то, как официально заявил в недавнем виртуальном выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе принц Мухаммед, в ближайшее десятилетие, то есть до завершения срока действия программы «Видение 2030», инвестиции в саудовскую экономику достигнут 6 трлн долл., из которых 3 трлн пойдут на реализацию новых экономических проектов.

Обнародование нового проекта вызвало реакцию одобрения и энтузиазма со стороны населения и СМИ. «Проект компетентных мечтателей, направленный на повышение качества жизни людей», «Линия переносит нас в будущее без вредных выбросов! Будущее наступает сегодня!» – под такими заголовками сообщения о проекте публикуются в саудовских газетах. В интервью журналистам саудовцы выражают надежду на то, что «Линия» резко повысит качество жизни и поставит Саудовскую Аравию в один ряд с развитыми странами мира. При этом оба проекта – и «Линия», и NEOM – могут стать уникальными лабораториями для международного сотрудничества в создании модели города будущего.

12-1-3.jpg
Автомобильные пробки, как в Эр-Рияде,
немыслимы на 170-километровой «Линии».
Фото Reuters
То, что новые мегапроекты находятся в районе Красного моря – не случайность. Дело в том, что с середины 50-х годов прошлого века, когда начался процесс наращивания производства нефти на востоке страны, основное развитие экономики происходило именно на побережье Персидского залива, в ущерб, как сейчас считают, развитию запада королевства. Сегодня же при переходе от нефтяной к постнефтяной эре основной акцент решено делать на развитии северо-западных районов на побережье Красного моря.

На первый взгляд может показаться нелогичным и даже парадоксальным, что страна с гигантскими запасами нефти намерена отказаться от ее использования внутри страны. В действительности же это решение вполне оправданно. Дело в том, что применение тяжелой нефти с многочисленными примесями в качестве топлива на электростанциях и заводах по опреснению морской воды, работающих с ними в едином цикле, наносит огромный ущерб экологии. На Аравийском полуострове, где отсутствуют леса, поглощающие углекислый газ, загрязнение окружающей среды еще более чувствительно, чем в других частях планеты с обильной растительностью.

Десятки тонн сажи и других вредных продуктов горения ежегодно извергает в атмосферу лишь один не самый крупный опреснительный завод в Джидде. Построенный много лет назад на окраине древнего города завод в результате разрастания города сегодня оказался в самом центре. Поэтому выбрасываемая его трубами сажа оседает прямо на улицы, крыши домов и головы жителей. Вредными продуктами очистки вновь загрязняется вода в местах ее забора и на побережье вблизи завода. А таких заводов сегодня можно насчитать уже несколько десятков. Это делает Саудовскую Аравию мировым рекордсменом по объемам производства опресненной воды. Причем в связи с быстрым ростом численности населения потребление воды и электроэнергии, производимой в том числе и на опреснительных заводах, также стремительно увеличивается. Постоянно происходит и загрязнение окружающей среды. Разорвать этот порочный круг можно лишь путем перехода на возобновляемые источники энергии. Именно по этому пути и намерены пойти авторы проекта «Умный город».

Судя по позитивной реакции населения на новый проект, недостатка в желающих поменять место жительства на экологически чистый город не будет. Автомобильные пробки в Эр-Рияде, например, уже давно «сидят в печенках» столичных жителей.

В случае если, несмотря на все трудности и риски, связанные с пандемией коронавируса и нестабильностью на мировых энергетических рынках, «компетентным мечтателям» удастся успешно осуществить эти впечатляющие проекты, Саудовская Аравия получит шанс стать пионером в области строительства экологически чистых «умных городов» будущего. Полученный при этом опыт будет полезен для всех. А жителям саудовских городов, говоря словами поэта, будет «куда деться». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Диалог в Омане поставил США и Иран в неловкое положение

Диалог в Омане поставил США и Иран в неловкое положение

Игорь Субботин

Вашингтон и Тегеран разошлись в оценке содержания негласных переговоров

0
4222
Американская борьба с хуситами переходит в слепой режим

Американская борьба с хуситами переходит в слепой режим

Игорь Субботин

Пентагон сетует на нехватку разведывательных данных по Йемену

0
3564
Белый дом делает ставку на активность Пекина в Красном море

Белый дом делает ставку на активность Пекина в Красном море

Игорь Субботин

США надеются использовать "китайскую экспансию" в своих интересах

0
2052
Защита "процветания" или битва за глобальное доминирование в Красном море

Защита "процветания" или битва за глобальное доминирование в Красном море

Алексей Носков

Торговая акватория превращается в один из центров геополитической напряженности

0
19463

Другие новости