Все более сложные схемы по отъему денег у доверчивого населения возникают одна за другой. Фото PhotoXPress.ru
Чего там скрывать, лозунг 90-х «Обогащайтесь!» и сегодня в ходу в России. Иначе как можно объяснить, что с начала 2020 года российский Центробанк выявил 77 финансовых пирамид, замаскированных большей частью под инвестиционные фонды. Правда, в 2019-м их было 237. Сколько теряют обманутые вкладчики на таких проектах, доподлинно неизвестно, но, по данным за 2018 год, это миллиарды рублей. Для тех, кто подзабыл о МММ или торговом доме «Селенга» финансовая пирамида (также инвестиционная пирамида, схема или игра Понци) – система обеспечения дохода членам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств новых участников: доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет средств последующих.
Однако мое внимание привлекла недавняя новость об очередном инвестфонде, который призывал российских граждан нести деньги… в американский военно-промышленный комплекс (ВПК), обещая за это 18% годовых.
Прежде всего надо отметить, что инвестиции в ВПК на сегодня одни из самых рентабельных. Обычно на национальных рынках ценных бумаг представлены акции производственных компаний, выпускающих военную технику, боеприпасы и амуницию как для «своих» вооруженных сил, так и на экспорт, в то время как специализированные научно-исследовательские и испытательные организации традиционно находятся в государственной собственности, а их деятельность финансируется из бюджета.
В текущих экономических и политических условиях идея инвестирования в военно-промышленный комплекс, в том числе и путем приобретения специализированных биржевых фондов, в значительной степени может рассматриваться как «защитная идея» для средств вкладчика. Во-первых, сейчас ситуацию в мировой экономике можно смело назвать «вялым экономическим ростом». Во-вторых, ВПК – это одна из немногих отраслей мировой экономики, которая объективно выигрывает от роста геополитической напряженности.Очевидно, что он неизбежно приводит к увеличению военных расходов, причем, по мнению аналитиков консалтинговой компании IHS, 2014 год стал годом «слома» тенденции сокращения военных бюджетов в глобальном масштабе, имевшей место на протяжении 2010–2013 годов. По оценкам экспертов IHS, общие оборонные расходы в 2014 году составили 1547 млрд долл. по сравнению с 1538 млрд долл. в 2013-м, увеличившись примерно на 9 млрд.
Идея инвестиций в ВПК понятна и доступна. Но, когда тебе предлагают инвестировать в производство оружия, которым ты же будешь уничтожен, должен, наверное, сыграть инстинкт самосохранения. Тем более что в своей рекламе организаторы фонда демонстрировали ядерный взрыв, и понятно, что это взрыв на территории возможного противника США. Можно даже погадать, какого.
Что в этой истории может удручать, так это то, что в фонд потекли деньги, в том числе и российских пенсионеров. Подобная «всеядность» озадачивает. Тем более если учесть пресловутую пропаганду мирового противостояния США и России, о котором охотно вещают со всех телеканалов с государственным участием всевозможные норкины и соловьевы.
Визуально бедность проявляется в наличии людей, роющихся в мусорных баках, и не только в России. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru |
По его мнению, целью таких «СМИ», как холдинг «Россия сегодня», куда входят телеканал Russia Today и интернет-портал «Спутник», является подрыв западных демократических институтов, представляя в позитивном свете авторитарную систему России и ее внешнюю политику. Однако методы информационной войны дают Москве шанс конкурировать с Западом на равных. «У России нет военного и экономического потенциала Запада. И, чтобы компенсировать эту слабость, Кремль делает ставку на пропаганду».Вопрос, однако, лежит в другой плоскости. Можно убедить западного читателя, что в России все «тип-топ». Но почему тогда российский читатель несет деньги в американский ВПК, пусть и подставной. Все дело в том, что одной информацией сыт не будешь. И желудок, хочешь не хочешь, будет требовать своего.
Внутри страны пропаганде приходится конкурировать прежде всего не с иным мнением, а с… кошельком каждого или с его бюджетом. И если бедный в России (имеется масса вариантов подсчета бедности) пытается заработать пару лишних рублей, то он вряд ли особо задумывается, как ему это сделать. И в условиях нехватки средств скорее всего идеология оказывается на обочине сознания.
Журналисты и социологи задавались вопросом: отчего люди прощают семь лет подряд снижение реальных доходов и это по большому счету на рейтинге российской власти не сказывается? Почему западные социологи предвещали уже после первых трех лет падение реальных доходов, что холодильник скоро возьмет верх над телевизором? Понятно, что перелом в сознании рано или поздно наступит. И не случайно, что российские коммунисты сравнивают наступивший 2021 год с 1989-м.
России остро требуется прежде всего решение проблемы бедности, которой охвачены миллионы сограждан. Полное же решение проблемы бедности в стране потребует дополнительного финансирования, заявила в конце декабря вице-премьер РФ Татьяна Голикова в интервью программе «Познер» на Первом канале. «Объем недостающих ресурсов для того, чтобы выйти из бедности, то есть перешагнуть черту прожиточного минимума, в сегодняшней ситуации оценивается в чуть более 700 млрд руб.», – сказала она. По ее словам, порядка 80% россиян, живущих за чертой бедности, – это семьи с детьми.
Отсюда вывод, что центр тяжести пропаганды уже давно пора сместить с внешнего противостояния со становящимся после президентских выборов в США все более консолидированным Западом на внутренние проблемы, а они требуют поиска реальных экономических решений в интересах большинства, и тут обыкновенным словоблудием уже не обойтись.
комментарии(0)