«Сикстинская Мадонна» – образ удивительной глубины и проникновенности. Фото со страницы Staatliche Kunstsammlungen Dresden в Facebook
Мой личный эталон красоты появился в сознании в пятилетнем возрасте однажды и навсегда. Образ невероятной красавицы и невероятной страдалицы врезался в него мгновенно, будто всаженный шприцем с огромной иглой в самое чуткое место организма. …Мне пять. Мама возвращается из Германии с ворохом подарков. Невиданные до того – да и после – сумасшедшие наборы жвачек! Жалко было даже тронуть упаковку этого чуда, не говоря уже о диковинных штучках внутри – к невероятных вкусов и форм жевательным резинкам прилагались сундучки, фигурки героев мультфильмов, календарики, портреты группы «АББА»…
Мама навезла и модной, дико красивой одежды – а как иначе? Накупить нужно было впрок всего, чего в нашем «прекрасном» прошлом не было и не собиралось появляться. А так хотелось быть модными и красиво одетыми, не выглядеть как все.
Среди вороха подарков затесались и открытки. Обыкновенные почтовые открытки, на которых – старинные замки, рыцарские доспехи в зеркальных залах роскошных дворцов, портреты красавиц с затейливыми прическами и в кринолинах и благородных кавалеров в плиссированных (и как они их только делали?) воротниках гигантских размеров. В общем, воображай, перерисовывай, вырезай всласть.
Тогда в ходу у советских девочек были бумажные и картонные куклы, которых можно было по-разному одевать в бумажные же наряды на защипках. Заокеанские сверстницы тоже играли в куклы, но не в бумажные и картонные, а в небольшие пластмассовые, с гнущимися руками, ногами, поворачивающейся головой. Эти их куклы были просто голливудскими красотками, и наряды их были отнюдь не из бумаги. Такой куклы мне в тот раз не досталось (вместо нее приехали сапожки «Казачок», поэтому я не сильно расстроилась отсутствию среди подарков легендарной аmerican doll).
И вдруг среди этого открыточного воротниково-кринолинового буйства в глаза бросился необычный синий цвет. Не просто синий, а такой синий, что… Вынула открытку с синим из пачки и больше уже в тот день не отвлекалась ни от этого синего, ни от той, что была с ним. Сначала я просто долго смотрела на НЕЕ. Смотрела и не понимала, что такого в ней особенного, и почему я так долго на нее смотрю, и почему она такая... Такая красивая? Такая необыкновенная? Такая грустная?.. Начались расспросы, последовал совершенно душераздирающий рассказ о НЕЙ. Нет, не о той, которая, зная все с самого начала, отдаст миру сына, пожертвует им ради всех других матерей и сыновей (эту историю я узнаю много позже). И не о том, кто уже младенцем на руках у матери внимательно и серьезно смотрит на мир. История в пересказе мамы, услышанная ею от музейного гида, была о создании картины. О художнике, случайно нашедшем идеальную модель. О судьбе несчастной красавицы, воплотившей в своем образе боль всех матерей – отдающих, жертвующих, страдающих.
Много позже выяснится, что та, мамина история окажется самой трагичной, самой чистой и самой невинной из услышанных и прочитанных позже. (К слову сказать, историй этих много, версии разнятся. Подлинной, подтвержденной документально, все еще вроде бы нет. По одной из них натурщица – бедная булочница, по другой – богатая куртизанка, по третьей – счастливая любовница гения, по четвертой – коварная изменница, погубившая влюбленного художника; пятая соединяет в себе и первую, и вторую, и третью, и четвертую версии.)
Историй много, но во всех, кроме самой первой, из детства, натурщица, передавшая взглядом и образом вековую материнскую боль, чистоту и скорбь, прошлые и грядущие страдания, совершенно далека от христианских идеалов. В жизни (по дошедшим легендам) – абсолютная антитеза и картинного образа, и самой новозаветной страдалицы. И в этом тоже, вероятно, проявился величайший гений Мастера – далекую от нравственных постулатов даму он представил миру так, что заставил его искренне поверить в то, что она есть свет и невинность.
…Мне 11, я впервые слушаю «Дом хрустальный». И вдруг: «Посмотри, как я любуюсь тобой – как Мадонной Рафаэлевой!» Вот оно! Как ожог. Я отчетливо поняла, что произошло, когда впервые увидела на открытке из Дрездена ЕЕ и этот синий, за который уцепился мой детский взгляд. Я просто любовалась – ни мыслей, ни попытки разгадать, а простое детское любование. В 11 любование уже практически подростковое, с пониманием, какой должна быть настоящая красота, любовь, жертвенность. Ни одна другая картина ни тогда, ни потом не вызывала во мне столь сильных эмоций.
В ходу у советских девочек были бумажные и картонные куклы, которых можно было одевать в бумажные же наряды на защипках. Фото с сайта www.back-in-ussr.com |
…Мне 47. Сложное время, на душе не очень легко, много всяких мыслей... Вдруг показалось, что сейчас самое время увидеть воочию ту, что всегда заставляла смотреть на мир иначе. Сделав крюк в 200 км, я добралась наконец до той, к которой приближалась и отдалялась десятилетиями, боясь разочарования при встрече. Все оказалось таким, как я и представляла, – этот взгляд и все в нем: боль, понимание судьбы того, кого принесла и отдаст миру. Я любовалась осмысленно, осознанно, уже многое зная и понимая и о матери, и о младенце. Рядом любовался (искренне, по-детски) мой младший сын... А синий цвет оказался немного другим, не таким, как на типографской открытке, но все равно волшебным.
комментарии(0)