Эффектным финалом фильма «Догма» стало появление Всевышнего, сыгранного актрисой и певицей Аланис Надин Мориссетт. Кадр из фильма «Догма». 1999
Католическая студенческая молодежь Германии (KSJ) считает, что слово «Бог» следует писать с «гендерной звездочкой». «Мы требуем нового образа Бога*, который устранит идеи старого, белого, карающего человека и создаст пространство для разнообразия Бога*. Потому что Бог* есть во всех живых существах. Бога* нельзя отнести к какой-то из человеческих категорий. Гендерная звездочка должна вывести Бога* из сексуального уровня. Мы хотим расширить общественные представления о Боге*, чтобы как можно больше людей могли получить доступ к более близким отношениям с Богом*. Говоря о гендерной нейтральности Бога*, мы хотим заострить внимание на том, что разные люди представляют Бога* совершенно по-разному», – пояснила немецкая молодежь в своем манифесте. Помимо призывов лишить Господа миров пола или наделить его всеми возможными гендерными идентичностями, а их в Германии с 2017 года официально существует три – мужская, женская и «разнообразная», студенты изготавливают различные открытки и стикеры, с логотипом кампании – «Gott*» и мотивирующими подписями: «Равенство также должно быть важным вопросом в церковной политике», «Подобно тому, как Бог* любит всех людей в равной степени во всем их разнообразии, Бог* также бесконечно многогранен» и т.д.
Это не первая в истории попытка лишить Бога маскулинности. Спор о половой принадлежности Творца идет не с момента образования ЛГБТ-сообщества и феминизма как идеологии, а с первых веков зарождения авраамического монотеизма. Например, книга Бытие гласит: «И сказал Бог: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие – чтобы он господствовал над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всею живностью, которая снует по земле». Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил». (Быт 1:26–27). А в Евангелии от Иоанна утверждается: «Бог – это дух, и Ему надлежит поклоняться, как наставляет Дух Истины» (Ион 4:24). Согласно раннехристианскому апокрифическому труду «Деяния святого Иуды Фомы апостола», сирийские христиане III века обращались к Святому Духу исключительно в женском роде: «Приди, о Та, что возвещает о тайнах и объясняет необъяснимое, святая голубица... Приди, тайная Матерь... Приди и обратись к нам через святое причастие». «Великой Матерью» называл Бога в XI веке епископ Кентерберийский Ансельм, канонизированный Католической церковью в 1494 году. Женскую составляющую божественной сущности подчеркивала в своих трактатах первая женщина-богослов Юлиана Нориджская. В своем трактате «Откровения Божественной Любви», написанном в начале XV века, она отмечала: «Как Бог есть наш Отец, так же Бог есть наша Мать». Иисуса Христа английская затворница называла не иначе как «наша драгоценная Матерь», а размышляя о Троице, традиционно описываемой как Отец, Сын и Дух Святой, подчеркивала: «Наш Отец желает, наша Мать действует, и наш добрый Господь Святой Дух утверждает».
Впрочем, до эры феминизма обращение к Создателю как женщине было все же крайне редким. Лишь когда в 1973 году радикальная феминистка-философ Мэри Дейли во всеуслышание заявила, что «если Бог мужчина, тогда и мужчина – Бог», поднялась волна споров о божеском гендере, которая затронула самые разные конфессии. В 1975 году в США женщины-раввины Наоми Яновиц и Маргарет Вениг, известные своей защитой прав ЛГБТ в рамках реформистского иудаизма, выпустили молитвенник, в котором к Яхве обращались в женском роде и описывали Его исключительно в женском образе. В 1989 году в Англии была переиздана Библия короля Якова, где большинство обращений к Богу как мужчине («Он») было заменено на нейтральное «Ты». В 1996 году появился новый вариант классического труда испанского раввина XIII века Йоны Геронди «Врата покаяния», где к Создателю обращаются как к «монарху» (в английском языке слово «sovereign» не имеет рода), а не как к «королю». Вместо «Отец» используется слово «родитель», которое в английском языке тоже одинаково применяется к родителям обоего пола. В 1999 году отличилась и Методистская церковь Великобритании. Она выпустила новое собрание церковных гимнов, в котором Творца называют одновременно и «Нашим Отцом», и «Нашей Матерью». Кстати, в этом же году на экраны вышел фильм Кевина Смита «Догма», в котором Всевышний представлен женщиной. Эту роль сыграла американская актриса и певица Аланис Надин Мориссетт.
Художники традиционно изображали Бога-Отца солидным мужчиной. Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы. 1511 |
В июне с.г. Евангелическая церковь Германии объявила, что отныне намерена «общаться на гендерно-чувствительном языке». В разосланных прихожанам брошюрах священнослужители прописали четкие указания, как «правильно выражать свои мысли, чтобы никого не оскорбить», рекомендовав чаще использовать так называемым полигендерные формулировки.
Любопытно, что новость о нынешней акции молодых католиков Германии распространили многие католические СМИ. Сообщение об этом появилось и на официальном сайте епископской конференции страны. Однако позже без объяснения причин почти все публикации с официальных порталов были удалены. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию и в самой Германии. Например, член ультраправой партии «Альтернатива для Германии» Николь Хёхст написала: «Теперь молодые студенческие идеологи разрушают католическую веру изнутри – пока не останется только религия разнообразия».
Однако если внимательно читать катехизис Католической церкви, то во втором разделе «Христианское исповедание веры. Символы веры», в первой главе «Верую в Бога Отца», шестом параграфе «Человек» можно обнаружить такое суждение: «Бог же ни в коей мере не подобен образу человеческому. Он не есть ни мужчина, ни женщина. Бог есть чистый Дух, в Котором нет места для разницы полов».
комментарии(0)