0
3949
Газета Стиль жизни Печатная версия

04.10.2020 16:54:00

Цзиньшаньлин, Золотой хребет Великой стены

Величественные укрепления в Китае построили не зря

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – китаист, писатель.

Тэги: китай, великая стена, цзиньшаньлин, история, укрепления, монголы


китай, великая стена, цзиньшаньлин, история, укрепления, монголы Цзиньшаньлин не может похвастаться толпами посетителей.  Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Самый неприступный участок «Стены в 10 000 ли» (Чан чэн) предстал передо мной примерно через час пути из города Чэндэ в Пекин, когда до столицы оставалось 130 км. Старый пекинец-водитель оказался прав. Стоило потерпеть с разглядыванием и фотографированием Стены издали, когда впереди была возможность подойти вплотную, потрогать черно-коричневые кирпичи, оглядеть змеящуюся по горным хребтам ленту укреплений. Тем более что все это удалось проделать практически в одиночестве. Туристы не часто заезжают в Цзиньшаньлин, предпочитают ближайшие к Пекину участки Бадалин и Мутянью, обрекая себя на толчею и очереди.

Только пройдя участок метров в 300 и решив сфотографироваться на фоне сторожевой башни, я увидел людей! Они тоже были рады встрече, и мы щедро запечатлевали друг друга перед красным теремом на площадке укрепления, среди зубцов стены, на ступеньках, ведущих к следующей башне на вершине соседней горы. На участке в 10,5 км помимо 6–8-метровых отвесных стен было построено 9 укрепленных застав над проходами, 67 сторожевых вышек, 3 сигнальные башни. Круглые сигнальные башни стоят в стороне от линии укреплений. При приближении врага численностью около 100 человек дымный сигнал днем и огневой ночью подавался один раз, 500 человек – два сигнала. Об орде свыше 1 тыс. воинов предупреждение давалось трижды. В здешних почти безлесных местах жгли не дерево, а сухой волчий помет. Хищников в округе и сейчас хватает.

Пройти весь участок времени уже не было, да и солнце явно собиралось на отдых. Но еще можно было полюбоваться потрясающими видами окрестных гор, плавными линиями стен и безупречными квадратами зубчатых башен с большими обзорными окнами и окнами-бойницами. Кое-где линия раздваивается, повторяя линию хребтов и уходит за горизонт. Можно не спеша рассмотреть крупные черные кирпичи, связанные белым известковым раствором, представить их обжиг на окрестных мастерских, доставку на коромыслах или лошадях по крутым склонам. Можно пройти от одной двухэтажной сторожевой вышки до другой. На первой стоит красный деревянный двухэтажный терем – здесь в старину был штаб пограничников. На другой украшений нет – это казарма для небольшого дозора. Еще дальше вышка вообще без построек. Зубцы и бойницы по всем четырем сторонам. Стена довольно широкая, 5–6 м. Говорят, тут могли разъехаться две повозки. Сомневаюсь. Стена идет то вверх, то вниз, очень много крутых ступеней, колеса долго не выдержат. По обеим сторонам идет неширокая, примерно в два кирпича, стенка в рост человека, защищавшая от стрел и ядер. В конце XVI века (1569–1582), когда был построен этот участок, монгольские стрелы не могли пробить защиту. Правда, обстреливать защитников пришлось бы почти вертикально на высоту 6–8 м, а перед этим еще вскарабкаться на крутые скалы к подножию укреплений.

Участок Цзиньшаньлин считается образцовым на всей Стене к северу от Пекина. Строительством командовал генерал Ци Цзигуан, памятник которому стоит у главного входа. Строительство крупных пограничных сооружений входило в обязанности полководцев. Офицеры рангом пониже надзирали за стройкой, отвечали за изготовление строительных материалов, преимущественно из местного материала, за мобилизацию жителей в помощь солдатам-строителям. Для контроля за качеством на кирпичах и обтесанных каменных блоках вырезали имя каменотеса или бригадира. На башнях и участках Стены до сих пор сохранились имена начальников разного уровня. Такая система возникла при династии Мин (1368–1644), когда Великая стена фактически была построена заново.

15-12-2350.jpg
Самый неприступный участок стены
повторяет линию окрестных хребтов.
Фото автора
Страх перед набегами только недавно свергнутых монголов был настолько силен, что львиная доля ресурсов империи была брошена на строительство укреплений. Конечно, не все они выглядят столь же монументально, как в окрестностях столицы или в конечной точке – на заставе Цзяюйгуань в далекой северо-западной провинции Ганьсу. С высоких каменных башен Цзяюйгуань видны две уходящие на восток линии укреплений. Невысокая насыпь – это остатки Стены еще эпохи Хань, когда Поднебесная расширялась на Запад, прокладывая Великий шелковый путь и отстраивая прикрывавшую его Великую стену. Параллельно, совсем рядом, идет мощное фортификационное сооружение из камня и кирпича.

Правители Мин не зря боялись монголов. Утратив почти столетний контроль над Поднебесной (1271–1368) и уйдя в свои родные степи, кочевники сохранили прежнюю силу и храбрость. Их отряды рыскали в окрестностях Пекина, грабили города на Шелковом пути, уничтожали китайские гарнизоны. Разгромить врага в его логове решил молодой император Чжэнтун (1436–1449). Во главе 50-тысячного войска он в 1449 году двинулся в поход и… Китайцы потерпели сокрушительное поражение в окрестностях города Датун, даже Сын Неба попал в плен. Паника охватила Пекин, стали обсуждать эвакуацию столицы на юг…

Век спустя, в 1550 году, в Китай из Монголии снова пришла катастрофа. Конница Алтан-хана прорвала оборону и стала грабить предместья Пекина, дошла до городских стен. В столице ввели осадное положение. Войти в нее степняки с ходу не смогли, но еще не один год устраивали набеги на окрестности столицы Поднебесной. Так что генерал Ци Цзигуан, именно в те годы строивший участок Цзиньшаньлин на рубеже соприкосновения с монголами, вовсе не занимался бесполезным делом. Правда, через 100 лет после завершения этого строительства Великая стена не защитила Поднебесную от захвата другими неспокойными соседями – маньчжурами. Но вина за это лежит не на «Стене длиной в 10 000 ли», а на открывшем в ней проход для захватчиков китайском генерале У Саньгуе.

Китай и Россия были почти одновременно покорены монголами. Династия Юань смогла удержать власть над Поднебесной 97 лет (1271–1368), но затем Китай еще четыре века, при двух династиях Мин и Цин, выплачивал разным монгольским племенам контрибуции в разных формах. Приходилось строить гигантские укрепления и вести войны, истощавшие силы империи и народа. Россия же стала частью Золотой Орды вскоре после неудачной для русских и половцев битвы на реке Калка (1223). Не ограничиваясь сбором дани, монгольские отряды грабили русские города, жгли Москву. Только после Куликовской битвы (1380) Русское государство стало практически самостоятельным данником, и такое положение сохранялось вплоть до Великого стояния двух армий на реке Угра (1480). Монгольская опасность отодвинулась от России на целых три века раньше, чем от Поднебесной. Последние монгольские племена джунгаров были «усмирены» только в 1755 году уже другими захватчиками Китая, маньчжурами.

…Улетая через пару дней в Россию, я по привычке фотографировал через окно. Взлетавший самолет прошел над пригородами Пекина, пролетел над озерами и водохранилищами у кромки гор и собирался уже войти в облака. Но тут я заметил на вершинах крутых коричневых гор узкую белую ниточку. При увеличении кадра уже дома стало очевидно, что фотографу-любителю привалила неожиданная удача, то была Стена. Был ли это участок Цзиньшаньлин, установить не удалось. Но внутренний голос подсказывает: да, Золотой хребет Великой стены дважды удостоил меня своим вниманием. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
573
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
612
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1718
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
782

Другие новости