Название этого городка на берегу озера переводится как «зерновая деревня».
Сегодня, когда Европа не спешит открыть с нами границы, а лето закончилось, мне вспоминается поездка годовалой давности…
Летние дни в Финляндии «полосатые»: час – дождь, час – солнце. А пейзаж вокруг города Ювяскюля в Средней Финляндии – то холм, то озеро. В Доме писателя на Семинарской улице я провела светлый месяц. Светлый – потому что, хотя был июль, солнце заходило поздно и ненадолго, и еще потому что работалось в этой солнечно-влажной черезполосице на редкость хорошо.
В доме на Семинарской – все первое. Строила его в начале ХХ века первая финская женщина-архитектор Виви Ленн. Здесь установлены уникальные камины с изразцами, впервые изготовленные на финском заводе Або, копии которых сейчас производятся в Петербурге. И, наконец, сам Дом писателя, открытый в этом качестве в конце 80-х, тоже первый в Финляндии.
В доме три гостевые комнаты. Мои соседи – Цветка, поэтесса и детская писательница из Словении, и финский прозаик Юхани. По американской системе все жилые комнаты на втором этаже носят имена тех известных писателей, которые бывали в Ювяскюля. Мне досталась уютная угловая комнатка, где витал дух едва ли не первой поэтессы, писавшей только на финском, Изы Асп. На нижнем этаже – огромная кухня с антикварным столом человек на 40, библиотечная (она же комната для переговоров), уютная терраса-гостиная с плетеной мебелью, офис и музыкальный зал. В подвале – сауна. В кооперации с другими творческими центрами города (прямо по соседству в кружевных деревянных особнячках постройки той же Виви Ленн расположились художники и музыканты) Дом писателей проводит разнообразные «культурные тусовки».
Вокруг – соток 40 ухоженного участка, где рядом с 300-летними лиственницами растут тонкоствольные не опознанные мной деревца, прыгают зайцы и белки, неторопливо ковыляют погруженные в себя ежи. Местная живность на редкость непугливая, сытая и к нам, людям, безразличная. Не испытывает, видно, ни корысти, ни страха.
«Ювяскюля» переводится как «зерновая деревня», а до озера Ювяс от Семинарской рукой подать. Прошел под двумя диковинными железнодорожными мостами, где крепеж сделан на подвижных шарнирах, и – вот оно, голубое и тихое, перед тобой. Иной день с середины Ювяс-озера вьется дымок и слышны веселые крики. Кто-то снял плавучий домик-баньку и резвится в компании.
Вокруг озера проложена широкая беговая дорожка длиной в 12 км. По ней все движется: кто-то идет прогулочным шагом, кто-то спортивным, кто-то мчится на роликах, помогая себе лыжными палками. Но рекорд бьют велосипеды – как обычные, так с десятком передач – или тандемы на двоих и даже трехколесные: для тех редких взрослых (в основном иностранцев), которые в детстве не научились кататься. Детей сажают в прицепную двухколесную тележку, которая приторочена к велосипеду. Она вся обтянута яркой тканью, по бокам – окошки из дырочек. Ребенок мчит в таком прицепе на серьезной скорости, а на голову всегда надет шлем – абы чего не вышло.
Этот мост с красивой подсветкой называют ночной визитной карточкой города. |
Боевой раскрас и прически в стиле панк тут все еще в моде. Менее радикальная молодежь отращивает длинные волосы, собирая их в японский пучок на затылке. Идет перед тобой такая пара с пучочками – сразу не определишь, кто где. Вообще Ювяскюльский университет один из лучших в Финляндии, стране, где на обучение в последние годы тратятся огромные деньги. К слову, по-английски тут хорошо изъясняются почти все.
Здесь не только дети ездят в тележках, притороченных к велосипеду, но и веселые взрослые. Фото с официальной страницы города Ювяскюля в Facebook |
Накануне ралли в городе проводится парад автомобилей ретро: бесконечная вереница старых «Мерседесов», выкрашенных в затейливые цвета, производит впечатление.
Вообще же что касается «произвести впечатление» в смысле бытового дизайна, то к этому финны совершенно равнодушны. Пожалуй, Финляндия – из тех немногих европейских стран, где владельцы магазинов не шибко заботятся о красоте витрин и внутреннего убранства. Исключение составляют лишь музейные ретрошопы.
Собираясь в Финляндию, я запаслась раптором от комаров и всяческими спреями. Каково же было мое изумление, когда ни единого раза ни в какое время суток в мое окно не залетел ни один комар! Спрашиваю у местных. Все просто. Населенные центры Финляндии опыляют с воздуха перед началом «комариного сезона» безвредным для всей остальной живности составом. С грустью вспомнила родную Ивантеевку, где от комариного зуда мутилось в голове, а волдыри плавно перерастали в вечно цветущую аллергию.
Самая высокая точка города тоже рядом с Семинарской: это смотровая площадка в городском сосновом парке на высоком холме Харью. В башне Весилинна на первом этаже расположился Музей естественной истории края, выше – ресторан с красивым обзором, а на самой ее верхушке – смотровая площадка. На ней чувствуешь себя птицей, хоть и сидишь в стеклянной клетке – площадка закрытая. И все-таки кажется, что ты паришь надо всем озерным краем Финляндии. Ровно в восемь вечера с башни звучит фрагмент старинной народной мелодии.
«Наш бедный край угрюм и сер,/ Но нам узоры гор и шхер –/ Отрада, слаще всех отрад,/ Неоцененный клад», – писал в стихотворении «Мой край», ставшем гимном страны, поэт Иохан Рунеберг.
По бесконечной замшелой лестнице, обсаженной огромными красными цветами, спускаюсь с холма Харью и по пешеходной улице иду на свою Семинарскую. За месяц наработано немало, и, если честно, уезжать совсем не хочется. Делаю крюк, чтобы пройти лугом. Вокруг буйно цветут привычные травы: лиловый иван-чай, белый резной тысячелистник, желтая пупырчатая пижма. Остро пахнет липа, и люди вокруг живут негромкой и разумной жизнью.
комментарии(0)