Гельмута Зееталера называют листовочным поэтом. Кадр из документального фильма «Зееталер: автор заметок». 2012
«Сорви себе стихотворение». Под таким названием в Вене состоялся литературный вечер творческого объединения «Анима инкогнита». Надо отметить, что Вена, как и вся Австрия, немыслимы не только без музыки, но и без литературных мероприятий. И тут даже COVID-19 не помеха.
Вечер был посвящен легендарному стихотворцу, уроженцу Вены Гельмуту Зееталеру, прозванному прессой листовочным поэтом. Две тысячи судебных разбирательств за 30 лет деятельности не смогли заставить его прекратить развешивать по городу листочки с собственными общественно-критичными стихами.
Они сотнями висели, да и сейчас висят на станциях метро, на деревьях, ограждениях строительных площадок, фонарных мачтах. И каждый может сорвать себе стихотворение, как срывают цветы. «Таким образом мои творения доходят даже до тех, кто не склонен читать книги», – говорит поэт.
Я встретила его за работой на одной из станций метро. Зееталер использовал двустороннюю липкую ленту, которой в считаные секунды обмотал колонну и стал ловко приклеивать заранее заготовленные листочки со своими стихами. А между ними то и дело появлялся листок, где крупным шрифтом написано: «Сорви себе стихотворение!» Одни пассажиры кидали любопытные взгляды, другие останавливались, читали, срывали листочки и уносили с собой.
«Моя поэзия доступна каждому!» – гордо возвестил автор.
Как он дошел до жизни такой? После окончания школы, в 1974 году, был опубликован его первый сборник стихов. Но вскоре поэт понял, что таким образом он не завоюет того количества читателей, которого ему хотелось. Дело не в гонорарах, решил он, а в ушах, которые умеют слышать. Он жаждал напрямую говорить с людьми. С его тягой к критике общественных устоев можно было бы, конечно, стать политиком, но он решил остаться поэтом и начал расклеивать критические стихи на стенах Вены.
Однако, как выяснилось, в Австрии запрещены не только заранее не заявленные демонстрации, но и такого рода неофициальная уличная лирика. Полиция неистовствовала. К ней присоединились предприятия общественного транспорта, муниципалитет и всякие частные лица. Ведь им приходилось нанимать людей и платить за то, чтобы те удаляли стихотворения Зееталера с их заборов. За этим следовали заявления в суд по статье «Нарушение закона о расклеивании плакатов, повреждении имущества и загрязнении города».
Впрочем, обвинительный приговор был вынесен всего 10 раз, во всех остальных случаях Зееталер был освобожден от ответственности во второй инстанции.
Это вообще весьма курьезная история. С одной стороны, город то и дело предъявлял Зееталеру иски о возмещении ущерба (расходы на удаление листовок), а с другой – от того же города ему присуждались гранты на развитие его искусства. Источником существования листовочного поэта и является как раз эта самая материальная поддержка. Он время от времени получает литературные стипендии, а также материальную помощь со стороны его поклонников и спонсоров. Мало того, ему даже удается использовать квитанции по уплате штрафов как рабочие расходы.
А социальный фонд, поддерживающий людей искусства, выдает Зееталеру около тысячи евро ежегодно на творческие поездки. «Так меня уже экспортировали в Париж, Будапешт и на книжную выставку во Франкфурт», – смеется поэт. Сейчас он находится в Берлине, где в течение четырех недель знакомит немцев со своей листовочной поэзией.
По уверениям Зееталера, в Берлине не возникает тех проблем, которые его преследуют в Вене. В его родном городе на него ополчаются не только чиновники и, как он их называет, полицейские эксперты в области искусства. Его не раз поругивали прохожие, как-то раз даже пытались применить физическую силу.
Вечер в саду венского кафе прошел в соответствующих декорациях. Фото автора |
Это и понятно, годы идут, человек взрослеет. А уж после того как в 1998 году Верховный суд Австрии признал его листовочную поэзию искусством, ему и вовсе есть чем гордиться. Надо сказать, что с момента решения суда заявления в полицию стали более редкими, за год набирается примерно от 10 до 15 штук.
В настоящее время, однако, властями Австрии готовится новый, более строгий закон о расклеивании плакатов. «Что ж, в таком случае придется удвоить и утроить усилия!» – не сдается Зееталер.
А пока упорному поэту был посвящен литературный вечер, в котором приняли участие восемь авторов. Их стихи, а также тексты других членов творческого объединения, отпечатанные на обрывках цветной бумаги, были развешены в саду и в помещении литературного кафе Heinrich. Так что другие его посетители тоже могли сорвать для себя полюбившееся стихотворение.
Вел вечер философ, искусствовед и галерист Хуберт Турнхофер. Он-то и поведал собравшимся эту веселую и печальную историю уличного искусства, сравнив творчество Зееталера с создателями граффити. Те точно так же, с одной стороны, до сих пор подвергаются гонениям, а с другой – многие их работы признаны произведениями искусства. С некоторых пор власти Вены отдают творцам граффити целые ареалы, например, каменные стены, идущие вдоль Дунайского канала, который, впрочем, никакой не канал, а просто рукав Дуная. Он был забран в гранит еще по распоряжению кайзера Франца-Иосифа, а теперь его набережные стали любимым местом отдыха венской молодежи. И даже в наше ковидное время они до такой степени забиты народом, что полиции приходится следить за соблюдением социальной дистанции и масочного режима. Короче, набережные расписаны граффити, среди которых есть такие, которые хочется разглядывать часами.
Еще пару слов о творческом объединении «Анима инкогнита». Существует оно с 2008 года. Поначалу его деятельность была посвящена распространению русского языка. Позже тематика расширилась, и теперь оно среди прочего занимается организацией литературных вечеров. Такие в Австрии обычно проходят в музыкальном сопровождении, но творческое объединение ломает традиции и сосредоточивает внимание исключительно на литературе.
В конце сентября оно планирует провести вечер, посвященный теме вина в прозе и лирике австрийских авторов. Вино, надо сказать, – существенная часть австрийской и особенно венской культуры. Ему посвящено несчетное количество народных песен. Первые виноградники заложили на территории тогдашней Верхней Паннонии римляне, они любили красивую и удобную жизнь, и это обожание, очевидно вместе с вином, передалось нынешним австрийцам.
Затем состоится вечер, посвященный венскому диалекту. В Австрии существует девять главных диалектов, не считая, так сказать, мелких брызг, и отношение к диалектам здесь иное, чем в России. Говорить на своем местном диалекте здесь не считается зазорным. Проблема только для иностранцев, поскольку разниться могут диалекты так, словно это разные языки. А литературный немецкий, то есть так называемый хохдойч, – это всего лишь веймарский диалект.
Еще намечен вечер, посвященный Бертольду Брехту. Для тех, кто не в курсе: в Австрии и Германии пьесы этого, как тогда считалось, прокоммунистически настроенного автора, не ставились, и книги не издавались вплоть до 70-х годов прошлого столетия. Брехту после войны и эмиграции снова пришлось эмигрировать, теперь уже в ГДР. Тем не менее даже во времена строгого бойкота находились в Вене смельчаки, которые играли Брехта пусть даже на небольших сценах. Им и будет посвящен этот вечер.
Вот так и живет сегодня Вена, хотя и с поправкой на коронавирус.
Вена
комментарии(0)