0
4771
Газета Стиль жизни Печатная версия

30.08.2020 17:29:00

Зачем нам география, если извозчики есть. Стоит ли ругать нынешнюю систему образования

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член Московского союза писателей.

Тэги: образование, знания, невежество, безграмотность


образование, знания, невежество, безграмотность Молодые люди часто путают Гоголя с Гегелем, Екатерину Великую с Екатериной Медичи. Кадр из видео с канала «Письмошная» на YouTube

В последнее время у телевизионщиков стало модным опрашивать на камеру незнакомцев, выясняя их знания по тому или иному вопросу истории, географии или литературы. Попавшие в объектив камеры девушки и молодые люди (к ним у опросантов особый интерес) на каждый вопрос испуганно ойкают, воздымают глаза к небу, словно ища там ответа, пытаются вспомнить что-то услышанное, прочитанное или увиденное в каком-то фильме. И все равно уверенно путают Гегеля с Гоголем, освобождение крестьян от крепостной зависимости с восстанием рабов под руководством Спартака, Екатерину Великую с Екатериной Медичи, а при упоминании «Могучей кучки» испуганно смотрят под ноги или оглядываются на ближайшего дворника.

И почтеннейшая публика у экрана телевизора или монитора компьютера, глядя на это, охает (ахает), возмущается (печалится), ругает нынешнюю систему образования и дружно восклицает, что «в наше время» такого не было и быть не могло!

Увы, и могло быть, и было, разве что на телеэкраны не попадало, поскольку их в те времена или еще не было, или никто подобных опросов еще не придумал. А может быть, грамотность населения бывшего Союза входила в перечень особо секретных сведений, тщательно скрываемых от иностранной разведки?

Вы, разумеется, такими не были. Вы твердо знали, что Александр III царствовал позже Александра I, что Австралия находится не только в Южном, но и в Восточном полушарии, что дважды два будет четыре, что Америку открыл мореплаватель Христофор Колумб, а братья Карамазовы не пели в одном ансамбле с сестрами Берри.

Но вспомните, уважаемые сверстники, младшие и старшие, а также те, кто родился еще до исторического материализма: сколько списочков, затертых от внимания читающих, с цитатами из выпускных сочинений наших (ваших) современников ходило по рукам, вызывая своим очевидным идиотизмом и вопиющей безграмотностью дикий восторг более образованных современников!

Да и во вполне официальном изложении таких «случАев» было, в общем, вполне достаточно. Вспомним столь любимый многими фильм «Доживем до понедельника», действие которого происходит где-то в 1960-х и где возмущенный учитель докладывает искренне не понимающей его мамаше, как ее сын поведал всему классу, что Герцен прибыл из Англии в Россию, чтобы вместе с Лениным делать Октябрьскую революцию.

В этом «раньше» было не лучше, чем сейчас, но если посмотреть на «еще раньше»? Перечитайте детские книжки Николая Носова и Юрия Сотника и вспомните – сколько было там нынче постаревших дедушек тех юных дам и молодых людей, которые не могут вспомнить, как звали по имени и отчеству царя Ивана Васильевича Грозного и чем был знаменит Архимед!

186-8-3350.jpg
Странно бывает видеть в игре  «Кто хочет 
стать миллионером?», что взрослые люди 
не знают элементарных вещей. 
Кадр из видео Первого канала
А как же было в те легендарные годы, когда молодежь жадно впитывала знания, откликаясь на призывы партии строить Комсомольск и ехать в деревню перевоспитывать сельскую молодежь? Наверное, совсем не так? Обратимся к очевидцам тех почти допотопных лет. Безграмотности советских школьников и студентов, а часто и их педагогов, усиленной равнодушием к собственной безграмотности (кому все это нужно?) поражался в середине 1930-х Корней Чуковский, приводя в своей статье «вопиющие факты литературного невежества тогдашних учащихся: Чехов был сверстником Жуковского, Пушкин жил при Александре III, а Гончаров, автор «Обрыва», был папаша Натальи Гончаровой, жены Пушкина (…) школьники почти все таковы. Никакого представления об эпохах, о датах, о последовательности исторических и литературных событий…».

Годы шли, менялись поколения учеников и учителей, но… «И вот через 30 лет та же тоска, та же боль», – вспоминал Чуковский уже в 1960-е годы. И еще полвека пробежало. Даже больше, чем полвека, а мы все еще удивляемся «знаниям» тех, кого опрашивают на улицах города!

Школа в этом отношении мертва. Она не помогает тем, кто не хочет ничего знать, а хочет только помочь не схватить двойку на уроке (зазубрить, чтобы выкинуть их головы сразу же после звонка на перемену), заполучить нужное количество баллов в рамках ЕГЭ, в крайнем случае сохранить в памяти 3–4 цитаты (не всегда точные), чтобы щегольнуть ими перед сверстниками или умиляющимися такой эрудиции родственниками. Но в большинстве случаев и это лишнее; оно не прибавляет тебе веса в жизни.

186-8-2350.jpg
Корней Чуковский поражался безграмотности 
советской молодежи и в 30-х, и в 60-х годах 
прошлого века.  Фото РИА Новости
Любопытно бывает иногда смотреть по телевизору передачу «Кто хочет стать миллионером?», наблюдая, как взрослые, весьма известные люди (других нынче на этот шоу-эшафот не зовут) пытаются найти ответ, который должен был застрять у них в голове еще в средней школе. И просят «помощь друга» там, где любой даже не интеллигентный, а просто грамотный человек вполне способен справиться сам. Публичность этого «экзамена» им мешает? Но уж они-то должны привыкнуть к публичности!

Да, каждый из нас ограничен в своих интересах; каждый может и должен забывать, выбрасывать из памяти лишнее, отжившее, оказавшееся ненужным. Каждый из нас не может знать все. Чай, не справочник, не энциклопедия, не интернет с его необъятными, хотя порой и не совсем точными возможностями. Но тебе должно быть интересно то, чего ты не знаешь. И тогда ты небезнадежен.

На недоуменный вопрос: «Как же ты этого не знаешь?» – ответ чаще всего один: «А зачем?» Это самое «зачем» чуть ли не впервые в нашей литературной истории прозвучало из уст госпожи Простаковой, героини хорошо знакомого нам произведения, написанного аж в XVIII веке: «Да извозчики-то на что?.. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь». В обиходе эта цитата чаще всего становится не совсем точной, но более актуальной: «Зачем мне география, если извозчики (поезда, самолеты, теплоходы) есть?» Или: «Зачем мне физика (химия, математика), если она к моей зарплате не имеет никакого отношения?» Или совсем просто: «Зачем мне знать названия грибов, если я абрикосы больше люблю?» Да просто потому, что грибы существуют! И мир вокруг нас без леса, грибов, городов и деревень в российской глубинке, таинственных островов в Тихом океане, американской провинции и смеющейся птицы кукабары в далекой Австралии никогда не будет полным. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1841
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3206
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6647
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9613

Другие новости