0
4811
Газета Стиль жизни Печатная версия

30.08.2020 17:29:00

Зачем нам география, если извозчики есть. Стоит ли ругать нынешнюю систему образования

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член Московского союза писателей.

Тэги: образование, знания, невежество, безграмотность


образование, знания, невежество, безграмотность Молодые люди часто путают Гоголя с Гегелем, Екатерину Великую с Екатериной Медичи. Кадр из видео с канала «Письмошная» на YouTube

В последнее время у телевизионщиков стало модным опрашивать на камеру незнакомцев, выясняя их знания по тому или иному вопросу истории, географии или литературы. Попавшие в объектив камеры девушки и молодые люди (к ним у опросантов особый интерес) на каждый вопрос испуганно ойкают, воздымают глаза к небу, словно ища там ответа, пытаются вспомнить что-то услышанное, прочитанное или увиденное в каком-то фильме. И все равно уверенно путают Гегеля с Гоголем, освобождение крестьян от крепостной зависимости с восстанием рабов под руководством Спартака, Екатерину Великую с Екатериной Медичи, а при упоминании «Могучей кучки» испуганно смотрят под ноги или оглядываются на ближайшего дворника.

И почтеннейшая публика у экрана телевизора или монитора компьютера, глядя на это, охает (ахает), возмущается (печалится), ругает нынешнюю систему образования и дружно восклицает, что «в наше время» такого не было и быть не могло!

Увы, и могло быть, и было, разве что на телеэкраны не попадало, поскольку их в те времена или еще не было, или никто подобных опросов еще не придумал. А может быть, грамотность населения бывшего Союза входила в перечень особо секретных сведений, тщательно скрываемых от иностранной разведки?

Вы, разумеется, такими не были. Вы твердо знали, что Александр III царствовал позже Александра I, что Австралия находится не только в Южном, но и в Восточном полушарии, что дважды два будет четыре, что Америку открыл мореплаватель Христофор Колумб, а братья Карамазовы не пели в одном ансамбле с сестрами Берри.

Но вспомните, уважаемые сверстники, младшие и старшие, а также те, кто родился еще до исторического материализма: сколько списочков, затертых от внимания читающих, с цитатами из выпускных сочинений наших (ваших) современников ходило по рукам, вызывая своим очевидным идиотизмом и вопиющей безграмотностью дикий восторг более образованных современников!

Да и во вполне официальном изложении таких «случАев» было, в общем, вполне достаточно. Вспомним столь любимый многими фильм «Доживем до понедельника», действие которого происходит где-то в 1960-х и где возмущенный учитель докладывает искренне не понимающей его мамаше, как ее сын поведал всему классу, что Герцен прибыл из Англии в Россию, чтобы вместе с Лениным делать Октябрьскую революцию.

В этом «раньше» было не лучше, чем сейчас, но если посмотреть на «еще раньше»? Перечитайте детские книжки Николая Носова и Юрия Сотника и вспомните – сколько было там нынче постаревших дедушек тех юных дам и молодых людей, которые не могут вспомнить, как звали по имени и отчеству царя Ивана Васильевича Грозного и чем был знаменит Архимед!

186-8-3350.jpg
Странно бывает видеть в игре  «Кто хочет 
стать миллионером?», что взрослые люди 
не знают элементарных вещей. 
Кадр из видео Первого канала
А как же было в те легендарные годы, когда молодежь жадно впитывала знания, откликаясь на призывы партии строить Комсомольск и ехать в деревню перевоспитывать сельскую молодежь? Наверное, совсем не так? Обратимся к очевидцам тех почти допотопных лет. Безграмотности советских школьников и студентов, а часто и их педагогов, усиленной равнодушием к собственной безграмотности (кому все это нужно?) поражался в середине 1930-х Корней Чуковский, приводя в своей статье «вопиющие факты литературного невежества тогдашних учащихся: Чехов был сверстником Жуковского, Пушкин жил при Александре III, а Гончаров, автор «Обрыва», был папаша Натальи Гончаровой, жены Пушкина (…) школьники почти все таковы. Никакого представления об эпохах, о датах, о последовательности исторических и литературных событий…».

Годы шли, менялись поколения учеников и учителей, но… «И вот через 30 лет та же тоска, та же боль», – вспоминал Чуковский уже в 1960-е годы. И еще полвека пробежало. Даже больше, чем полвека, а мы все еще удивляемся «знаниям» тех, кого опрашивают на улицах города!

Школа в этом отношении мертва. Она не помогает тем, кто не хочет ничего знать, а хочет только помочь не схватить двойку на уроке (зазубрить, чтобы выкинуть их головы сразу же после звонка на перемену), заполучить нужное количество баллов в рамках ЕГЭ, в крайнем случае сохранить в памяти 3–4 цитаты (не всегда точные), чтобы щегольнуть ими перед сверстниками или умиляющимися такой эрудиции родственниками. Но в большинстве случаев и это лишнее; оно не прибавляет тебе веса в жизни.

186-8-2350.jpg
Корней Чуковский поражался безграмотности 
советской молодежи и в 30-х, и в 60-х годах 
прошлого века.  Фото РИА Новости
Любопытно бывает иногда смотреть по телевизору передачу «Кто хочет стать миллионером?», наблюдая, как взрослые, весьма известные люди (других нынче на этот шоу-эшафот не зовут) пытаются найти ответ, который должен был застрять у них в голове еще в средней школе. И просят «помощь друга» там, где любой даже не интеллигентный, а просто грамотный человек вполне способен справиться сам. Публичность этого «экзамена» им мешает? Но уж они-то должны привыкнуть к публичности!

Да, каждый из нас ограничен в своих интересах; каждый может и должен забывать, выбрасывать из памяти лишнее, отжившее, оказавшееся ненужным. Каждый из нас не может знать все. Чай, не справочник, не энциклопедия, не интернет с его необъятными, хотя порой и не совсем точными возможностями. Но тебе должно быть интересно то, чего ты не знаешь. И тогда ты небезнадежен.

На недоуменный вопрос: «Как же ты этого не знаешь?» – ответ чаще всего один: «А зачем?» Это самое «зачем» чуть ли не впервые в нашей литературной истории прозвучало из уст госпожи Простаковой, героини хорошо знакомого нам произведения, написанного аж в XVIII веке: «Да извозчики-то на что?.. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь». В обиходе эта цитата чаще всего становится не совсем точной, но более актуальной: «Зачем мне география, если извозчики (поезда, самолеты, теплоходы) есть?» Или: «Зачем мне физика (химия, математика), если она к моей зарплате не имеет никакого отношения?» Или совсем просто: «Зачем мне знать названия грибов, если я абрикосы больше люблю?» Да просто потому, что грибы существуют! И мир вокруг нас без леса, грибов, городов и деревень в российской глубинке, таинственных островов в Тихом океане, американской провинции и смеющейся птицы кукабары в далекой Австралии никогда не будет полным. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
6792
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
4651
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
10709
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
21196

Другие новости