В Перу поклоняются камням и колдуют на них.
Мы с подружкой взяли напрокат машину, чтобы отправиться на поиски древнего храмового комплекса Эль Брухо. Хоть мы и ассоциируем Перу с инками, Эль Брухо представляет цивилизацию моче. Инки – это, конечно, не кот накашлял, но до них по всей территории Перу ошивались другие народы, которых, откуда ни возьмись, образовавшиеся инки и завоевали.
Моче, с одной стороны, были искусными ремесленниками, архитекторами и ювелирами. С другой – людей приносили в жертвы целыми пачками, и в основном молодых и перспективных, от чего, по одной из версий, они и вымерли. Обряды захоронений у моче были как в Древнем Египте. Скончается какой правитель, так с ним вместе на тот свет отправляли жен, слуг, воинов, собак, змей и прочую дорогую сердцу живность.
На каком-то отрезке времени моче правила женщина. Официально ее зовут Сеньора де Као. Ее гробницу нашли в Эль Брухо в 2005 году, и захоронена она была по всем царским традициям. Тело этой сеньоры, точнее, ее отлично сохранившуюся мумию покрывали татуировки змей, пауков, крокодилов, обезьян и ягуаров, что указывало на особый дар прорицательницы. Видимо, поэтому в регионе Трухильо местные называли эту дамочку «бруха» – ведьма.
– Конечно! – заметила непримиримая Танька. – Как мужик вместе с собой жен хоронит, так это ничего! А как женщина пяток мужиков за компанию прихватила, так сразу – ведьма!
К слову сказать, название Эль Брухо это место носило еще до раскопок по той причине, что здесь любили коротать время шаманы и знахари-курандерос.
Мы мчали по Панамерикана Нортэ, я смотрела в окно на проплывающие мимо песочные барханы и думала: «Как странно. В пятом классе на уроке географии мы все валились от хохота при слове «Титикака». В десятом я рыдала, читая историю завоевания испанцами южноамериканского материка. А в студенческие годы с замиранием сердца листала книгу о старых и новых чудесах света, среди которых был Мачу Пикчу. Все эти загадочные места и удивительные названия никогда не ассоциировались у меня с чем-то реальным. Они как будто были на другой планете, куда долететь могут только космонавты, ну и еще, может, Сережка Шишкин, единственный, кто сдал экзамен по физике и астрономии на пять. И вдруг, по какой-то счастливой ошибке, на эту неизведанную планету послали не Сережку, а меня!»
– Аллё, – толкнула меня нечуткая к чужим грезам Танька. – Куда дальше?
Мы свернули на проселочную дорогу и очутились в каком-то затрапезном городишке. Я спрашивала у местных, как найти Эль Брухо. Кто-то пытался затащить нас к шаманам, кто-то просто удивленно таращился на двух девчонок в новой «Тойоте». Наконец к нам подошел высокий пожилой мужчина в соломенной шляпе. Его темное обветренное лицо было испещрено глубокими морщинами, а орлиный индейский нос феноменально нависал над поджатыми тонкими губами. Он смерил нас оценивающим взглядом и с угрозой в голосе произнес: «Гринго!» Мы с Танькой переглянулись. Мужчина нахмурился и продолжил изображать из себя героя вестерна, эдакого старого мудрого индейца, который многое повидал и всегда озвучивает те самые философские истины, которые лежат на поверхности, но почему-то не доходят до других персонажей.
– Здесь не любят гринго, – с расстановкой проговорил он, снял шляпу и очень кинематографично достал из нее сигару. Я даже огляделась в поисках режиссерского кресла и кинооператора. «Мой вам совет, чикас. Садитесь поскорее в свою красивую машинку и езжайте домой. Тут вам не бульвар для прогулок. Тут вас ограбят, изнасилуют и, возможно, убьют». – Он сплюнул себе под ноги и посмотрел на нас очень гордым взором, как будто сам грабил, насиловал, убивал гринго и не видел в этом ничего зазорного.
– Говорит, ограбят нас и изнасилуют, – перевела я Таньке. – Ну еще, может, убьют, но это не точно. Этого он пообещать не может.
– Мило, – пожала плечами Танька. – Вперед?
– Есть! – Я прыгнула в тачку, и мы газанули в ту сторону, куда сеньор указал еле уловимым жестом.
– Эй! – заорал нам удивленный и окутанный клубами пыли индеец. – Американки?
- Нет, – крикнула я ему из окна. – Русские!
Древнейшие барельефы культуры моче в Эль Брухо. Фото автора |
Мы заблокировали двери и медленно подъехали к перуанским «гопникам». По мере того как я опускала стекло на дверце автомобиля, так же вытягивались их лица.
– Ребят, мы тут Эль Брухо ищем и немного заблудились, – изо всех сил сочась дружелюбием, проговорила я.
Парни наперебой принялись объяснять нам путь. Один даже начертил на песке схему своим внушительным навахо, чем поверг меня в восторг, близкий к обмороку. Знаете, это довольно трудно: одновременно следить за телодвижениями человека с огромным ножом и пытаться запомнить то, что он при этом говорит.
Наконец один из парней просто сел на мотоцикл и попросил ехать за ним. Через 20 минут мы были у ворот великолепного Эль Брухо. От радости я готова была броситься обнимать «гопника», но рассудительная Танька остановила меня и протянула парню 10 баксов. Тот отказался, пожелал нам отличных каникул и умчался прочь.
А сейчас самое время развенчать идиотскую, на мой взгляд, теорию под названием «сама напросилась», поскольку ее ошибочность идеально иллюстрируется данным эпизодом. И давайте будем при этом честны: мужчины по своей природе воины и хищники, они любят завоевывать. Но поверьте, тот факт, что девушка надела короткую юбку, или ярко накрасила губы, или поехала искать храм древней правительницы в Перу, нормального мужчину на насилие спровоцировать НЕ-МО-ЖЕТ!
Слезы счастья почти излились из наших очей, когда после всех мытарств мы наконец-то ступили на древнюю и загадочную территорию Эль Брухо.
– В мае 2005 года все газеты пестрели сенсационными заголовками о потрясающей находке, – вещал экскурсовод. – Мумия молодой женщины, предположительно скончавшейся при родах, была покрыта 18 ожерельями из золота, серебра, лазурита, кварца и бирюзы. На ее теле было 30 золотых и серебряных диадем и украшений для носа. Кроме того, в усыпальнице нашли различное оружие. Все это указывает не просто на высокое социальное положение дамы, а на статус правителя региона. А это величайший вызов нашему патриархальному обществу.
– Так-то! – фыркнула Танька. – А то туда не ходите, сюда не ходите! Тут вас убьют, там вас изнасилуют! Надоели!
Гид недоуменно посмотрел в нашу сторону:
– De dónde estáis? (Откуда будете?)
Ответ настолько восхитил его, что всю оставшуюся экскурсию он посвятил нам.
Сеньора де Као, как полагают археологи, жила в период между 300 и 400 годами нашей эры. В загробный мир ее сопровождали несколько человек, среди них девочка-подросток, принесенная в жертву путем удушения и скорее всего опоенная перед своей кончиной галлюциногенным напитком.
– Комплекс Эль Брухо состоит из трех пирамид, – рассказывал экскурсовод. – Есть много интересных легенд, одна из них про повозку с золотом. Часто видят, как она появляется у подножия пирамиды; не управляемая никем, она едет к океану и исчезает в его водах. Никто не может догнать эту повозку. Может, у вас получится? Вы же русские!
– Ну начинается, – закатила глаза скептическая Танька. – «Коня на скаку остановит», теперь еще вот и повозку им подавай. Сами ничего не могут!
Мы попрощались с нашим милым гидом троекратным поцелуем по русскому обычаю, и он махал нам вслед, пока мы не скрылись за горизонтом, как та самая золотая повозка.
комментарии(0)