0
3684
Газета Стиль жизни Печатная версия

12.08.2020 18:25:00

Берегись автомобиля на кольце

Как расширяли черту Москвы шесть десятилетий назад

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – критик, эссеист.

Тэги: история, москва, мкад, дорога, траспорт


история, москва, мкад, дорога, траспорт Московская кольцевая стала местом съемок многих фильмов. Кадр из фильма «Берегись автомобиля». 1966

Москва – город концентрический. Век за веком он прирастал кольцами фортификационного характера: Китай-город, Белый город, Земляной город, Камер-Коллежский вал. По линии последнего в начале ХХ столетия проложили трассу Окружной железной дороги. Но она недолго оставалась границей города, чье население после революции стремительно увеличивалось. До войны ряд районов Москвы уже находились за пределами МОЖД. И 60 лет назад в столице появилось новое кольцо – автомобильное. 18 августа 1960 года вышел Указ Президиума Верховного совета РСФСР «О расширении городской черты и изменении административно-территориаль­ного деления города Москвы». Территория столицы в одночасье увеличилась более чем вдвое, на 22% выросло население. В черту города вошли пять подмосковных городов, множество поселков и деревень. Новой границей мегаполиса стала 109-километровая Московская кольцевая автодорога.

Проектирование МКАД началось еще в 1937 году организацией, входившей в систему НКВД. Правда, до войны начать строительство не успели. Но в 1941 году в ускоренном темпе была построена временная дорога, которая использовалась в оборонных целях. После войны бывшая рокада долгое время пребывала в полузаброшенном состоянии. И лишь в конце 50-х практически по той же трассе начали строить новую дорогу. Замкнулось кольцо в 1962 году.

В то время это была лучшая дорога в стране. Помимо двух полос для движения в каждом направлении на дороге было сооружено 46 пешеходных переходов, существовали специальные съезды и «карманы» для стоянки машин, мотели. Изначально автотрасса представляла собой две дороги (по две полосы в каждую сторону), разделенные 4-метровой полосой. Разделительного ограждения, освещения и безопасных пешеходных переходов тогда еще не было.

С постройкой кольцевой автомагистрали город разгрузился от излишних транзитных потоков. Дорога проходит в радиусе 20–25 км от центра города и соединяет все шоссе, идущие в Москву. Кинозрители помнят, что на «лепестковых» развязках МКАД снимались сцены популярных фильмов 60-х годов «Берегись автомобиля» и «Кража».

На присоединенной территории развернулось широкое строительство. Возникли новые крупные жилые массивы, обширные парки. В начале 60-х в некоторые из этих районов пришло метро. Однако город не мог быстро «переварить» все новоприобретенные пространства. Огромный прирост свободных площадей спровоцировал гигантоманию у проектировщиков. Застройка кое-где стала слишком редкой, улицы и проспекты непомерно расширились. Вплоть до 80-х годов значительная часть новых территорий оставалась неосвоенной: там находились пустыри, свалки, огороды. Некоторые поля – в частности, близ Матвеевского – по-прежнему принадлежали подмосковным совхозам.

Сотни тысяч жителей области, никуда не переезжая, в 1960 году стали москвичами. Поменяли имена и многие улицы. Началась борьба с топонимами-двойниками. Вместо стандартных Советских и Колхозных улиц появлялись улицы, носящие имена ученых, писателей, путешественников, революционеров. Случались и переименования в романтическом вкусе. Например, улица Тургенева в городе Бабушкин стала улицей Вешних Вод.

Избавлялись и от неблагозвучных названий. Так, бывший Мазутный проезд (назван по находившимся там с дореволюционных времен хранилищам акционерного общества «Мазут») переименовали в идеологически выдержанную улицу Павла Корчагина. Переименованы были, само собой, и все существовавшие в этих городах Московские улицы. Но многие старые улицы, переулки и тупики попросту исчезли, растворившись в микрорайонах новостроек.

Некоторые города, вошедшие в 1960 году в черту столицы, имели богатую «домосковскую» историю. Так, первые упоминания о селе Кунцеве относятся к середине ХV века. Этой усадьбой в разные годы владели знаменитейшие дворянские семьи – Мстиславские, Милославские, Нарышкины. В Кунцеве в ХVIII веке был возведены дворец и церковь, разбит парк, украшенный беломраморными статуями. Имение посещали императрица Екатерина II и ее гость – прусский король Фридрих-Вильгельм III. Эта местность в конце ХIХ столетия стала популярнейшим дачным поселком. Перед революцией имение Кунцево принадлежало известному промышленнику и меценату Козьме Солдатенкову. В конце 20-х Кунцево – уже город, районный центр. На момент включения в состав Москвы его население превышало 110 тыс. человек.

30-16-2350.jpg
А некоторые областные городки после ее 
строительства стали столичными районами. 
Например, город Бабушкин вместе с улицей 
Коммунистической – ныне Минусинской. 
Фото Евгения Никитина
Еще в 1944 году в город Тушино провели линию московского трамвая. Ветка связывала станцию метро «Сокол» с Тушинским машиностроительным заводом и другими местными предприятиями. Заводы давно позакрывались, но трамвай ходит по этой трассе и сегодня.

Промышленный город Люблино был в 50-е годы знаменит своим архитектурным ансамблем малоэтажной застройки, даже получившем на одном из конкурсов первую премию. Дома эти строились в едином стиле, в простых классических формах, напоминающих застройку русских провинциальных городов ХIХ века. «Зеленые насаждения опоясывают все жилые дома квартала; таким образом, перед окнами каждой квартиры находится свой небольшой палисадник. Угловые квартиры имеют веранды, из них в первом этаже устроены выходы в палисадники», – сообщал архитектурный журнал. Жаль, что от этого комплекса почти ничего не сохранилось до наших дней.

Вместе с предприятиями и рабочими кварталами города Перово в состав Москвы вошли многочисленные деревянные домики в 1–2 этажа – бывшая дачная местность Новогиреево и жилье служащих Горьковской железной дороги. Теперь эти постройки можно увидеть только на старых фотографиях и архивных картах. Помнят их и москвичи среднего и старшего поколений, выросшие в этих местах.

Близ строящейся Кольцевой автодороги находились и бывшие лагерные бараки – наследие ГУЛАГа. В одном из них в поселке Лианозово жил в 50-е годы с женой и детьми художник Оскар Рабин. Будущий корифей нонконформистского искусства работал в ту пору десятником на разгрузке железнодорожных вагонов (поблизости строили Северную водопроводную станцию). Его комната в убогом деревянном доме по соседству с пакгаузами и помойками стала первой студией мастера, а заодно и литературно-художественным клубом, где рождалась «лианозовская школа».

Постепенно на месте бывших подмосковных городов и рабочих поселков, пустырей и огородов выросли современные жилые кварталы, спортивные объекты. На месте бывших усадеб возникли просторные лесопарки, зоны отдыха. К Москве присоединялись все новые и новые «замкадные» районы – Солнцево, Внуково, Бутово... Самое масштабное в истории увеличение территории столицы произошло в 2012 году, когда граница города была отодвинута далеко на юго-запад и достигла пределов Калужской области. «Новыми москвичами» при этом стали четверть миллиона человек. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
620
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
1045
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1933
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
947

Другие новости