0
3440
Газета Стиль жизни Печатная версия

23.07.2020 17:46:00

Не бейте китайских школьников линейкой!

Работая с детьми в чужой стране, можно почувствовать себя по-настоящему взрослой

Оксана Коткина

Об авторе: Оксана Андреевна Коткина – востоковед, журналист.

Тэги: китай, школа, учитель. преподавание, методы


китай, школа, учитель. преподавание, методы Удержать детей от учебы, если им любопытно, – невозможно. Фото Reuters

Я стояла перед классом из 50 китайских десятилеток в красных галстуках. За их спинами на стене красовались иероглифы – чьи-то изречения. Мне самой все это казалось сном.

Меня не должно было здесь быть – в китайской провинциальной школе. Я выполняла квалифицированную и ответственную работу, меньше всего в жизни мне нравились дети: такие шумные, что у меня сразу начинала болеть голова. Но радости от жизни становилось все меньше, хотелось нового, и когда мне вдруг позвонили и предложили уехать на год в Китай учить детей английскому языку, я неожиданно для самой себя согласилась меньше чем за минуту.

Я не должна была оказаться одна в этом классе: по контракту мне полагалась напарница-китаянка, но ее почему-то не было. Проектор для заготовленной презентации не включался, а звонок уже прозвенел, и дети начинали беспокоиться. Они окружили учительский стол и трогали меня за одежду, за волосы, заглядывали ко мне в сумку, открывали крышку на моем кофе, нюхали, смеялись и о чем-то беспрерывно щебетали на китайском.

Мне хотелось закричать на них, потому что я и сама была напугана. Их было много, они шумели, а их крики мешали мне соображать. Внезапно чьи-то маленькие пальчики вложили мне в ладонь несколько липких яблочных долек. Тут же со всех сторон мне начали протягивать угощения: конфеты и вафли. Я подняла голову от проектора: класс заливало солнце, вокруг меня расплылись в улыбках 50 совершенно неразличимых пока для меня лиц китайских детей. Впервые за долгое время меня отпустил страх. Я уже не понимала, почему так испугалась детей. «Почему они такие бесстрашные и не пугаются сердитой тетки?» Я посмотрела на них повнимательнее. И тут что-то изменилось.

Дети начали что-то говорить друг другу, и постепенно все расселись по местам. Потом встали, приветствовали меня и поклонились. Я поклонилась в ответ и попросила их сесть. Показала на проектор – не включается, развела руками. Дети зашушукались. Вскочил мальчишка, подбежал к компьютеру, на экране появилась моя презентация. Урок начался. Для меня это был урок доверия, урок понимания другого человеческого существа: маленького и беспомощного, но обладающего внутренней силой и достоинством, которые он сам порой не осознает.

Некоторые из пожилых китайских учителей все же ходили со мной на уроки, как положено. Так я поняла, что методы преподавания в местных школах до сих пор включают периодические шлепки линейкой по пальцам, щипки за ухо и прилюдные выволочки. Работало это ровно три минуты, после этого класс расходился еще сильнее. Более того, чем строже была классная китаянка и чем чаще я видела побои, тем менее организованным был класс. Китайские учителя часто жаловались мне на тупость их подопечных. Мне же дети, языка которых я не понимала, совсем не казались глупыми, наоборот, они сами стали лучшими учителями в моей жизни.

8-1-2-t.jpg
Очень пугали бесконечные пионерские
построения и песни.
Фото Reuters
Дети были гораздо терпимее взрослых. Я учительствовала в экспериментальной школе. Никто не объяснил мне, что это значит, пока я не заметила, что почти во всех классах по правую и левую сторону учительского стола сидели особенные дети. На первый взгляд они вели себя неадекватно происходящему: могли встать во время урока, начать кидаться вещами, подходить ко мне и забирать наглядные пособия.

Моим первым желанием было отругать их. Так я и делала. Это не работало. Я ругала, они делали наоборот, за ними повторял весь класс – детям не нравилась строгость по отношению к их особенным сверстникам, а я валилась с ног после занятий. Пока однажды, кажется, случайно, отвлеченная объяснением чего-то, я вместо замечания не погладила такого особенного ребенка по голове. Неожиданно он сел и прослушал весь урок. Я повторила жест на другом ученике – эффект был таким же, классы стали намного спокойнее.

Дети были справедливы. Однажды в седьмом классе ученица громко рассмеялась в начале урока. Уже наученная, что неповиновение нужно пресекать в зародыше, я наказала ее, отправив постоять в конец класса – типичный метод воспитания в государственных школах Китая. Но у девочки был такой оскорбленный вид, а класс настолько перестал реагировать на любые мои указания, что я поняла: это была моя ошибка. До меня дошло, что я не знаю, что именно она сказала и почему рассмеялась, – возможно, это было что-то безобидное. На следующий день я разыскала девочку в столовой и извинилась. После этого у меня не было класса лучше и ученицы прилежнее.

Дети хотели знать все. Сначала я не понимала, как удержать класс 40 минут. Потом я поняла, что удержать детей от учебы, если им любопытно, – невозможно. Но это любопытство надо было все время подогревать. Мальчишкам нравились активные задания, девочкам – когда я писала на доске разноцветными мелками. Дети обожали петь, и я добавила в уроки много тематических песен. Детям нравилось показывать свои знания, и я спрашивала каждого, кто поднимал руку. Вместе мы готовили фруктовые салаты, показывали фокусы, бегали наперегонки, рисовали ракушки и катали машинки. Вместе с детским визгом и смехом ко мне вернулись любопытство и радость жизни.

Не понимая устной речи, я научилась видеть и ценить человеческие качества, которые проявлялись в других аспектах поведения. Я видела маленьких зазнаек, которые отталкивали от себя всю команду, и маленьких лидеров, которые собирали десяток других учеников вокруг себя. Видела людей, ориентирующихся на мнение коллектива и ведущих себя достойно только в соответствующей обстановке, и тех, кто мог эту обстановку создать. Видела разницу между подготовленными детьми из благополучных семей и заброшенными, замызганными выходцами из семей бедняков.

В какой-то момент я поняла, что уроки стали занятием легким и приятным. И тогда началось лето, меня отправили в детсад. Китайские родители отдают детей учить английский с года, неудивительно, что к 14 подростки говорят почти свободно. В садике меня встретила перепуганная учительница-иностранка, на замену которой меня отправили. «Это невозможно, – сказала она, – они расползаются».

На первом же занятии я поняла, что она имела в виду: эти малыши до трех лет действительно в буквальном смысле расползались, а еще агукали, ревели и совершенно не обращали на меня внимания. «Стать популярной у трехлеток!» – решила я для себя и стала следить за тем, на что они реагируют и что запоминают.

Отпустили с началом осени меня из детсада с трудом, и снова началась школа. Однажды один из моих учеников подошел ко мне во дворе и сказал: «Привет, крутая девчонка». Я с трудом удержалась, чтобы не расхохотаться: «Ну и тебе привет, крутой парень». Вечером мы с другом жарили блинчики. «Как дела на работе?» – спросил он. «Знаешь, я очень популярна у девятилеток», – снова рассмеялась я. Наверное, защищая перепуганный класс от осы, спасая мальчишку с отравлением и справляясь с разбуянившимся ребенком с поведенческим расстройством, я впервые в жизни почувствовала себя взрослой.

Конечно, были и неприятные моменты. Меня очень пугали бесконечные пионерские построения и песни, мне показалось, я даже различила мелодию «Взвейтесь кострами, синие ночи». Было что-то зловещее в этих чистых голосах и сияющем солнце. За разъяснениями я обратилась к другу-китайцу. «Так эти чистые души учат лгать, – ответил он, – поэтому тебе не по себе».

Однако в целом год, который, как мне казалось, станет прочерком в резюме, дал мне самый важный жизненный опыт: любить и понимать разных людей в разных жизненных обстоятельствах и договариваться без общего языка. Все это пригодится, куда бы ни забросила меня жизнь дальше. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1257
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
227
Триумф Трампа сулит Китаю неприятности

Триумф Трампа сулит Китаю неприятности

Владимир Скосырев

КНР опасается вмешательства Соединенных Штатов в ее внутренние дела

0
2307
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
1952

Другие новости