0
3726
Газета Стиль жизни Печатная версия

21.07.2020 19:28:00

Коронавирус ударил по японским идзакая, трезвенники могут их добить

Колоритные питейные заведения в Стране восходящего солнца под угрозой

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник.

Тэги: япония, питейные заведения, молодежь, алкоголь, коронавирус, пандемия, covid 19

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

япония, питейные заведения, молодежь, алкоголь, коронавирус, пандемия, covid 19 Культура питания вне дома – в уличных кафе и забегаловках – для японцев очень важна. Фото Reuters

В Японии доля молодых людей, предпочитающих на встречах обходиться без употребления алкогольных напитков, растет, констатируют местные СМИ, а некоторые издания даже публикуют репортажи с молодежных безалкогольных вечеринок группы «Гэкономист». С японского языка слово «гэко» на русский переводится как «непьющий», и название группы можно перевести как «Трезвенники».

Отказ от употребления алкоголя молодежи в Японии – нарастающая тенденция, независимо от того, является ли она следствием роста осознания важности такого шага для здоровья человека или просто у молодых меняются ценности. Члены группы «Трезвенники», основанной в июне прошлого года, общаются в социальных сетях, обмениваются впечатлениями о событиях в своей жизни, в том числе «о безалкогольных онлайн-вечеринках». В условиях ограничений, связанных с пандемией, такие встречи были естественными местами общения с друзьями. Формируются компании по интересам, а также идет обмен рецептами напитков и закусок. В первое время группа пополнялась японцами, которые искали возможность для неформального общения в компании без употребления алкоголя, поскольку он им был противопоказан. Но постепенно росло число и тех, кто может выпить сравнительно много, но считает это пустой тратой времени или полагает, что лучше поберечь здоровье. 

В прошлом году «Трезвенники» общались в социальных сетях и договаривались о встречах небольшими компаниями в кафе или других удобных местах по различным поводам. Сейчас многие члены клуба говорят, что до вступления в группу им «нравилась атмосфера пьяных вечеринок, хотя они и не пили сами». Однако раздражало то, что «не употреблявшие алкоголь вызывали неприязнь у некоторых собравшихся только потому, что не выпивают».

Это далеко не единственная подобная группа в Японии. Недавно в городе Кобэ прошел Японский съезд гэко. Назвать произошедшее саммитом вряд ли можно; проходил он в режиме онлайн, и в нем приняло участие около 50 представителей организаций гэко из разных префектур. На мероприятии был объявлен результат интернет-опроса, проведенного среди недавно присоединившихся к движению активистов. Среди них выделилась большая группа, более 25% опрошенных, которые «прежде выпивали, на встречах с друзьями от предложений выпить хмельного не уклонялись». В ответе на вопрос, что их побудило отказаться от употребления алкоголя, 35% респондентов указали на стремление «избежать похмелья и переедания». 17% ответили, что в жизни «все зависит от конкретной обстановки». Но все заявили, что перестали «употреблять алкоголь не потому, что он стоит слишком дорого».

8-1-2-t.jpg
Пандемия разделила собутыльников –
чокаться приходится через стекло. Фото Reuters
Распространение среди японцев трезвенности угрожает традиционным заведениям идзакая, в которых традиционно посетителям предлагаются спиртные напитки и простые блюда. Сети идзакая формировались в городах Японии десятилетиями, первое время они работали по вечерам, клиентами были возвращавшиеся с работы мужчины. Идзакая располагались в жилых кварталах, из спиртного в них преобладало сакэ, подавались легкие закуски в виде вяленой рыбы и морепродуктов. Год от года ассортимент становился разнообразнее, сакэ стало заменяться пивом и коктейлями, а закуски – разнообразными комплексными наборами. Но всегда идзакая оставались местом расслабления с помощью спиртного именно после работы. На западный манер некоторые идзакая стали называться барами, в них начали появляться не только стойки, но и сидячие места. Но наличие в меню национальных блюд позволило сохранять разнообразие заведений. Среди них есть, например, те, что специализируются на суси и якитори. Принято говорить даже о «культуре идзакая», в которой такое питейное заведение – место, где собираются граждане после работы или просто друзья на почве увлечений, например, рыбалкой или фотографией.

Кроме того, на базе идзакая сформировалась и система гайсёку – питания вне дома. Если японские дети в большинстве отправляются в сады и школы, где питаются по полной программе, то взрослые, проводив их, едут на работу, в лучшем случае выпив чашку кофе. Затем следует легкий завтрак в кафе или столовой при месте работы и аналогичный обед. А ужин – 3–4 дня в неделю – в компании друзей, как правило, в идзакая.

Но так было до объявления 11 марта Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии COVID-19. Первое время обстановка в Японии казалась терпимой, единицы умерших. Только после того, как 5 апреля их число превысило первую сотню, премьер-министр Синдзо Абэ объявил чрезвычайное положение в семи префектурах, включая Токио. Все идзакая в столице были закрыты, что стало страшным ударом по заведенному ритму жизни большинства токийцев.

Нормализация обстановки с пандемией COVID-19 в стране, сокращение числа заболевших и умерших позволило правительству Японии 25 мая объявить о постепенном трехэтапном снятии и ослаблении ряда карантинных мер. Клиенты начали осторожно возвращаться в идзакая. Но затем цифровые суточные показатели заболеваемости в Токио COVID-19 опять продолжили расти, а многие владельцы идзакая стали отмечать, что многие предварительные заказы на посещения их заведений стали отменяться и восстановление клиентуры прекратилось. Это подтверждают данные аналитического центра о состоянии малого бизнеса в Токио. На рестораны и заведения питания приходится 16% связанных с коронавирусом банкротств в Японии. Крупнейшие сети идзакая, владеющие несколькими сотнями заведений, уже закрыли более 10% из них. Как полагает глава крупнейшего в Японии производителя напитков Suntory Holdings, более 20% баров и ресторанов в стране обанкротятся из-за связанных с пандемией мер.

В этих условиях сети идзакая начинают пересматривать модели своего бизнеса. Например, собственники процветавшей до пандемии сети идзакая в деловом районе Токио, где расположены множество офисов, прежде жаловались только на нехватку посадочных мест. Требования социального дистанцирования заставили сократить их вдвое, а число посетителей в июне с трудом составило 30% от того, что было год назад. Владельцы, чтобы компенсировать потери, начали продавать обеды навынос. Некоторые хозяева идзакая расширяют свою группу ориентированных на семьи ресторанов блюд из вагю – японской говядины, а также запускают службу доставки блюд из курятины. Большинство руководителей идзакая не ожидают, что их бизнес, «основанный на общении лицом к лицу», восстановится в текущем году. Выпивка после работы теряет популярность и культура идзакая отмирает, считают некоторые владельцы баров, и, возможно, ветеранам отрасли для выживания придется придумать модель, которая не слишком связана с алкоголем. 



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
1900
Стритфуд по-японски и проигранная лапшовая битва

Стритфуд по-японски и проигранная лапшовая битва

Олег Мареев

О том, пекут ли суровые боссы якудза по субботам орешки с тягучей сгущенкой

0
1803
Макрон призвал ВПК Франции ускорить переход к военной экономике...

Макрон призвал ВПК Франции ускорить переход к военной экономике...

Юрий Паниев

В ЕС утвердили уголовную ответственность за обход санкций

0
2595
Цены на водку становятся политической проблемой

Цены на водку становятся политической проблемой

Ольга Соловьева

Повышение стоимости алкоголя в рознице простимулирует отток покупателей в серую зону

0
6306

Другие новости