В представлении перуанцев Иисус с апостолами преломляют не хлеб, а их национальное блюдо – куя (морскую свинку). Маркос Сапата. Тайная вечеря. 1753. Фрагмент. Собор Успения Богородицы, Куско (Перу)
Я называю Перу страной чудес именно в кэрролловском понимании. Каждый, приехавший сюда, становится в некотором роде Алисой, и из всего многообразия известных и неизвестных развлечений натыкается на то, чего вообще не ожидал, но что должно было случиться именно с ним.
Мы с подругой собирались сделать в Перу как минимум три вещи: попробовать пачаманку (традиционное индейское блюдо), побывать в гостях у шамана и пройти какой-нибудь мистический обряд. Охота на шаманов у нас шла довольно вяло, ведь спроси любого перуанца о шамане, и он ответит, что перед тобой как раз тот, кто тебе нужен. Белых гринго, считают перуанцы, очень легко развести на деньги, просто поплевав во все стороны света и нежно побив пучком какой-то травки по глупой бледнолицей голове. Не знают они, что в нашей российской глубинке тоже есть такие же падкие на деньги бабульки, и люди мы закаленные.
И вот когда мы уж совсем пригорюнились, судьба подкинула нам одну интересную встречу.
– Вообще-то в Перу есть целые деревни шаманов, – пояснил водитель, встретивший нас на вокзале в Пуно. – Но я бы не советовал туда ездить. Очень мало осталось шаманов, которые используют светлую силу. А темным не дай бог что-то не понравится. Ты и не заметишь ничего, а потом в жизни нехорошие вещи начнут происходить. Но если уж вам так хочется встретиться с шаманом... Есть у меня одна знакомая шаманка, директор музея коки.
Экзотичный и живописный костер из листьев коки, усыпанный лепестками цветов. Фото автора |
– Мы едем в тайные места силы древнего народа, – пояснила шаманка. – Забудьте об инках. Эти ребята ни черта не смыслили в магии. Они были воинами, а свои обряды позаимствовали у завоеванных ими же народов моче, чиму, аймара и других, живших тут испокон веков.
Через пару часов доехали до нужного нам места. Это была небольшая площадка в окружении горных массивов. И везде, куда ни кинь взгляд, камни были сложены пирамидками.
– Сейчас нужно будет пожевать немного листьев коки, – сказала шаманка.
Но дело, видимо, не в самих листьях, а в подобающем настрое и таланте мага. Наша ведьмочка звенела колокольчиками, звук от которых чисто и звонко разносился над каньоном, кружилась и подпевала им, а мы завороженно смотрели на нее. Огонь, который разгорелся будто сам собой, вдруг заговорил с нами, и это был какой-то запредельный тайный язык, который понимали даже не мы сами, а некая сущность внутри нас. Эта сущность воспринималась как близнец, обретенный после долгой-долгой разлуки. Близнец, который знает много больше тебя, был в таких дальних пределах, о которых ты сам никогда не слышал. Когда мой близнец покинул меня по окончании обряда (или вновь спрятался так глубоко, что и не сыскать), мне стало невыносимо грустно.
На небе собирались тучи, и вскоре начался ливень.
– Это добрый знак! – сказала шаманка. – Но давайте сядем в машину, чтоб не промокнуть. Возьмите эти листья, воск и кораблики, и подумайте обо всем плохом, что было или могло бы быть в вашей жизни. Потом мы пустим кораблики по горной реке, пусть унесутся прочь или разобьются о камни! А вот эти мешочки прижмите к себе и думайте обо всем хорошем, что было в вашей жизни, и о том , что вы хотите, чтобы произошло!
Она дала мешочек моей подруге, и та почему-то взвизгнула. Я тоже взяла мешочек и прижала к себе. Мешочек зашевелился и испуганно задышал.
– Это куй! – пояснила шаманка.
Куй на языке индейцев кечуа – это морская свинка. И один из символов Перу. Уж не знаю, чем он так полюбился перуанцам, но его используют повсеместно, и прежде всего, к сожалению, в пищу. В Арекипе, гастрономической столице Перу, куя готовят по сотне рецептов! Апогеем значимости этого животного в перуанской культуре является картина Маркоса Сапаты «Тайная вечеря», что висит в главном храме Куско. На столе перед Иисусом и апостолами не хлеб и вино, как в европейской традиции, а зажаренная морская свинка с кукурузным пивом. То есть преломляют они не хлеб, а морскую свинку.
Славных зверьков не только едят, но и задействуют в национальных обрядах. Фото Reuters |
– Я знаю, – вдруг выпалила моя подруга Танька. – Она их убьет!
Не раздумывая ни секунды, я выскочила из машины спасать наши куи (или куёв, не знаю, как правильно). Водитель успел поймать меня у самого края ущелья, когда я уже красиво затанцевала, поскользнувшись на глине.
– Что случилось? – спросил он.
– Я должна их спасти! Она их убьет! – заверещала я.
– Дурочка – улыбнулся водитель. – С чего ты взяла? Не станет она их убивать. Она их просто отпустит. Если куй побежит вверх, то это хороший знак. А если вниз – то плохой. – И он повел меня обратно к машине. – Но ты права, есть обряды, где куя приносят в жертву. Например, если человек болеет. Скажем, у него больное сердце. Тогда куя заговаривают и дают этому человеку, чтобы он с ним всю ночь спал. Наутро шаман вырезает у куя сердце, так как за ночь он должен взять болезнь человека себе.
На горы стали опускаться сумерки. Костер снова весело затрещал ветками. Сегодня огонь развеселился, как никогда, сказала шаманка. Еще бы! Такой странной компании гадающих он, видимо, еще не наблюдал: две чокнутые русские, водитель элитного авто и ведьма – директор музея! Шаманка осыпала нас желтыми лепестками цветов, ягодами. Наконец, она сказала, что мы должны поблагодарить горы, небо, дождь, ветер и костер.
– И куев еще! – напомнила я.
– Ну если хочешь, куев тоже поблагодари, – засмеялась шаманка.
– А теперь давайте обнимемся! – предложила ведьмочка, и мы радостно кинулись друг другу в объятья.
– Вот такие веселые обряды по мне! – восхищалась я всю обратную дорогу.
– А что там наши куи? – спросила Танька у ведьмочки.
– Драпанули вверх, в горы! Так что все будет хорошо!
комментарии(0)