Придорожный торговый ряд. Фото автора
Название, вынесенное в заголовок, звучит экзотически для подавляющего большинства людей. Лишь те, кто хорошо знаком с Библией, могут припомнить неоднократное упоминание офирского золота как наивысшей ценности.
Где расположена страна, поставлявшая этот драгоценный металл? По мнению знатоков Писания, на юге Аравии. Там задолго до появления государственности в Палестине развилась своеобразная цивилизация, не имевшая сходства ни с египетской, ни с месопотамской. Религия, архитектурный стиль, письменность были самобытны так же, как и формы правления в различных царствах, много веков сменявших одно другое на землях нынешнего Йемена. Язык той эпохи непонятен современным арабам. Но есть люди, которые до сих пор говорят на нем...
Крайний восток страны, известной римлянам как Счастливая Аравия, до сего дня сохранил свое древнее имя Дофар. Корень этого слова подсказывает ответ на поставленный выше вопрос.
Золота в этой южной провинции султаната Оман, граничащей с Йеменом, сегодня не добывают. Зато по сей день процветает сбор ладана – отвердевшей смолы дерева cвященная босвеллия (Boswellia sacra), растущего на склонах гор Дофара. Две тысячи лет назад торговля этим благовонием составляла основу богатства Хадрамаута (одного из йеменских царств). На руинах крепости Самхурам, охранявшей гавань, где отгружался на экспорт ладан, обнаружена плита с письменами той исчезнувшей цивилизации, которые сообщают об указе царя-основателя, подкрепленном ссылками на волю Сина (бога луны, особо почитавшегося в доисламский Аравии).
Ладан был одним из самых ценимых товаров древности, ибо служил для воскурений в бесчисленных храмах бесчисленных богов. Быть может, и легенда об офирском золоте возникла оттого, что казна правителей этого края была полна до краев? Во всяком случае, царица Савская, прибывшая из Йемена в Иерусалим, потрясла воображение его обитателей количеством золота, врученного в качестве дара тамошнему правителю Соломону. Этакий Rolex от проезжей султанши провинциальному градоначальнику.
Ладан и мирру, другой вид благовония, получают также в районе Африканского Рога, но в качестве он уступает дофарскому. Священная босвеллия произрастает только здесь, потому что в Дофаре сложились уникально благоприятные для этого деревца климатические условия. Пустынные, опаленные солнцем горы летом оказываются в зоне муссона, приходящего с Индийского океана. Из года в год, из века в век с 20 июня по 20 сентября истомившуюся землю накрывает облачное одеяло и почти беспрерывно кропит мелким дождем. Здесь это время называют хариф («осень» по-арабски), хотя на самом деле в двух-трех десятках километров от узкой прибрежной полосы свирепствует настоящее аравийское лето. Эта узкая благословенная полоса имеет протяженность в три сотни километров, только небольшая часть ее досталась йеменской провинции Махра, сопредельной с Дофаром.
Сегодня в мире не так уж много потребителей ладана, да и те, что продолжают воскурять его, используют преимущественно суррогаты, сваренные невесть из чего в Греции, на Кипре, в лучшем случае привезенные из Эфиопии. Настоящий ладан можно купить только в Омане и в странах Залива, которые приобретают его в султанате. Здесь в каждом уважающем себя доме имеются курильницы, регулярно наполняющие жилище клубами ароматного дыма.
В Дофаре ладан курится у входа в лавки, возле харчевен, в особняках богачей и в шалашах пастухов.
О пастухах надо сказать особо. Это не бедуины-верблюдоводы. Те держатся кочуют в каменистых пустынях, заходят в царство песчаных дюн Руб эль-Хали (это величайшее песчаное море Земли простирается от северо-западных районов Омана через территорию Саудовской Аравии до ОАЭ). Дофарские горцы тоже держат много верблюдов, но главные их кормилицы – коровы. Это единственное место в Аравии, а пожалуй, и во всем арабском мире, где корова потеснила все другие виды скота.
Это не простая корова, она умеет и любит карабкаться по горным склонам в поисках травы и в этом деле может поспорить с козой, тоже мастером скалолазания. Дофарская корова размером с ослика или с крупную собаку, за тысячелетия здесь выработалась порода, идеально приспособившаяся к жизни в этих краях. Невозможно представить, чтобы всемирно распространенная голштинская или наша караваевская корова смогли бы пропитаться на каменистых осыпях вади и ущелий, тут выживет только животное-спортсмен.
Коров в Дофаре ужасно много, дорогу то и дело пересекают многоглавые стада, за которыми следуют горцы, облаченные не в типичную для араба дишдашу, а в юбку-футу. Торс, загорелый дочерна, обычно голый, да и на голове ничего, несмотря на то что солнце прямо-таки прожигает макушку. Эти люди и не совсем арабы в привычном понимании слова. Это потомки коренного населения земли Офирской, разделенные на несколько десятков племен, говорящих на языке, совершенно непонятном арабам. Их обобщенно именуют «джебали» (от арабского «джебель» – горы). Народ крепкий, стройный, толстяки – редкость, красавцев много. Именно из них состояло воинство, десять лет (1965–1975) бившееся против войск султана и союзных им британских спецназовцев и иранских десантников. Началась эта борьба при старом султане Саиде бин Теймуре (1932–1970), а закончилась при отстранившем отца от власти молодом Кабусе бин Саиде (1970–2020). Смена власти оттого и произошла, что старик жил в мире консервативных грез, сверяясь с гороскопами и вовсе не заботясь о таких не нужных пастухам вещах, как школы, госпитали и дороги. Сын победил повстанцев именно тем, что стал создавать человеческие условия жизни в горах.
Могила Иова праведного. Фото автора |
Любят понты в Дофаре: какой джебали без Land Cruiser, какой не попытается первым заплатить в ресторане за дружеское застолье! Будет схватка рук за право отдать деньги официанту. Но в драку она не перерастет. Трудно представить более добродушных людей, чем эти сыны гор. Да и оманцев в целом отличают особенная мягкость и приветливый нрав, что признают и арабы из иных стран.
Недавно почивший после полувекового нахождения у власти султан Кабус происходил по матери из горского племени маашан, говорил на языке джебали и понимал их потребности. Не побоюсь сказать, в Дофаре его будут почитать как самого великого сына этой земли много-много веков. Какой тревогой наполнились сердца дофарцев, когда пять лет назад они узнали о тяжелой болезни султана! Появилось множество автомобилей, декорированных флагами Омана, строками Корана и портретами султана под лозунгом «Мой герой».
Могила его в столице Маскате, за тысячу верст, вероятно, будет столь же посещаема, как и могила пророка Айюба (библейский Иов), погребенного в горах неподалеку от Салалы, главного города Дофара, земли Офирской. Не думаю, что кому-нибудь доподлинно известно, кто лежит в этом захоронении под трехметровым надгробием (предполагаемый рост допотопного человечества!), но уже то, что именно в Книге Иова чаще, чем где-либо еще, поминается офирское золото, наводит на размышления. Много того, что казалось легендой, явилось миру как непреложный факт из-под лопаты археолога!
комментарии(0)