0
4780
Газета Стиль жизни Печатная версия

05.12.2019 17:50:00

Идеальное место для выращивания детей

Это будет наш пятый Новый год в Латвии

Юлия Науменко

Об авторе: Юлия Сергеевна Науменко – стилист, преподаватель итальянского языка.

Тэги: латвия, дети, воспитание, школа, хобби


латвия, дети, воспитание, школа, хобби Занятия йогой прямо в городском музее – лежишь посередине экспозиции и выстраиваешь асаны. Фото со страницы «Йога в Юрмале» в Facebook

Последняя суббота ноября. На термометре небывалые плюс шесть, дети на велосипедах поехали в магазин за разноцветной глазурью – вечером собрались расписывать piparkukas (пряные ароматные печенья, которые появляются во всех латвийских магазинах в канун Нового года, открывая сезон глинтвейнов, елок и новогодних подсветок).

Это наш пятый Новый год в Латвии, а значит, по всем меркам, мы должны были пройти все стадии кривой адаптации к жизни в новой стране, привыкнуть и освоиться в новых реалиях. Хотя, оглядываясь назад, в сентябре 2015-го я совершенно не ставила перед собой дальних целей. Оставшись без работы после весьма насыщенного проектами лета и не имея никаких четких планов на дальнейшую жизнь, я просто подумала о паузе. Мне просто захотелось что-то поменять, сам объект перемен был не столь важен на фоне общей неопределенности.

269-8-1350.jpg
Дети везде передвигаются без сопровождения
взрослых, учась абсолютной
самостоятельности в естественной среде.
 Фото автора
Когда пару месяцев назад за бокалом вина мы с мужем вспоминали о главной причине переезда, я назвала их ровно две. Первой была моя внезапная безработица и то самое желание перемен. Второй – место в юрмальском садике для наших московских детей.

Практика тогда уложила теорию на обе лопатки. Потому что теоретически, да, купив в свое время в ипотеку квартиру в Юрмале, мы имели право на садик, но практически мне представлялось это чем-то жутко сложным и неисполнимым. Просто шутки ради в один из наших летних приездов мы подали документы на обеих девочек. Через месяц пришел официальный ответ – да, зачисляем, пожалуйста, зайдите и заполните документы. Когда мы пришли на встречу с директором садика, то узнали, что девочки пойдут в одну группу.

«Ну и что, что 3 года и 5 лет, они же сестры, а вместе им будет проще адаптироваться. В группах могут быть дети разного возраста, они учатся друг у друга, и это совершенно нормально». Это совершенно нормально, повторила я тогда в задумчивости…

И вот тогда мы купили билеты на самолет в один конец и просто улетели, решив, что не попробуешь – не узнаешь. Поэтому мои первые воспоминания – не про туристическую эйфорию, не про улочки старой Риги и не про длиннющие юрмальские пляжи, а про садик. И то первое удивительное чувство, когда просто «все хорошо». «Наш день прошел хорошо», – говорила мне вечером воспитательница, когда я по 20 минут пыталась выловить бегающих по площадке детей и увести их домой.

Вспоминая московское нервное из сада старшей дочери «ваш ребенок кашляет, не водите», «ваш ребенок не ест, кормите ее дома», «ваш ребенок не спит, забирайте ее до сна», я до сих пор начинаю нервно икать. В юрмальском садике все дети ели, спали, гуляли и иногда кашляли, но никому это не мешало. Садик был совершенно бесплатным и работал с 8.00 и до 18.00. Читать и писать детей тоже научили в садике, так что ужасы московских друзей про «надо срочно искать хорошую подготовку к школе» я так и не смогла разделить.

Когда старшая пошла в первый класс, младшую просто взяли в сад при той же самой школе (а что вам их в разные места возить – неудобно же будет, переводите к нам).

Пристроив детей, я постепенно начала возобновлять старые рабочие контакты, пошла на курсы латышского языка и стала искать кружки для детей.

За все время нашей жизни в Юрмале старшая дочь успела позаниматься футболом, шахматами, лыжами, коньками, рисованием, прикладным творчеством, пляжным теннисом, походить на кружок моделирования и экспериментов. До футбольной площадки мне было ехать 10 минут, до катка – 20, до другого катка 30. Шахматы были в школе, за совершенно символические деньги. Кружки моделирования и экспериментов также в школе – бесплатно.

Младшая за то же время попробовала лыжи, коньки, рисование, хип-хоп, театр, а сейчас занимается фехтованием, шахматами и пляжным теннисом. До фехтования мне ехать 20 минут, шахматный кружок в школе, до пляжных зимних кортов ехать 40 минут, если не спеша, и 35, если опаздывать и ехать быстро.

Когда я представляю, как бы я смогла провернуть этот номер в Москве, фантазия заканчивается на второй минуте – да никак. В столице, где порой доставка тебя самой из точки А в точку Б превращается в длиннющий энергозатратный квест, я бы никак не смогла жонглировать кружками двоих детей, собственными работами и учебами.

Для взрослых, которым надоело себя развлекать пробежками или ходьбой с палками вдоль моря (хотя есть среди моих знакомых люди, которые уже и представить не могут свою жизнь без скандинавской ходьбы), много вариантов развития событий. Пишу только о тех, которые попробовала сама. Можно пойти на йогу (в Юрмале, в частности, есть занятия прямо в городском музее – лежишь посередине экспозиции и выстраиваешь асаны под руководством инструктора). А можно доехать до Риги и всласть позаниматься английским, латышским, испанским, освоить пляжный теннис, волейбол, итальянскую кухню и скетчинг.

Моя образовательная и спортивная жизнь здесь точно заиграла новыми красками, за 4 с небольшим года в Латвии я попробовала гораздо больше всего, чем за предыдущие 35 лет в Москве. Что тому виной – состояние поиска и неопределенности? Возможно, что и так, но я бы не стала забывать про время. Пожалуй, главный бонус, про который мы совершенно не думали, решаясь на скоропалительное бегство, – это время, то время, которое раньше сжиралось подчистую пробками и расстояниями, в Юрмале стало играть на нашей стороне, позволяя вместить в один день столько, сколько раньше и представить не получилось бы.

Путь из точки А в точку Б, между Юрмалой и Ригой днем, как правило, занимает 35 минут. Если утром и по пробкам, то 45. Когда я еду куда-то 50 минут – это что-то из ряда вон выходящее. Кстати, на машине в Латвии можно ездить, забыв права дома. Если у тебя при себе ID карта, то другие документы не нужны, вся информация есть в базе.

А еще можно просто оставить машину дома, потому что до моря нам идти пешком 20 минут, а до речки – 5.

Тема ходьбы наводит на мысли о следующем бонусе, о котором я, конечно же, совершенно не задумывалась, когда переезжала в 2015 году.

Во втором классе дети здесь уже могут сами ходить в школу и из школы – и в этом нет ничего противозаконного, нужно только написать заявление, что ты разрешаешь ребенку уходить после уроков самостоятельно. Дети катаются на велосипеде по городу, ходят в магазины и в кафе и учатся абсолютной самостоятельности в естественной среде. В Москве я бы на такое не решилась. В некоторых европейских странах за девятилетку без присмотра мне бы для начала влепили штраф, а потом что-нибудь еще похуже. В Латвии дети сами ездят на автобусах и электричках, и никто при этом не хватается за голову. Тот факт, что мои дети растут так же просто и спокойно, как когда-то росла я, играя на улицах с другими детьми и ездя на велосипеде за мороженым, действует на меня успокаивающе даже в непростые моменты нашей жизни здесь.

Когда меня сейчас спрашивают, почему мы с детьми уехали в Латвию, я отвечаю заготовленной фразой «Латвия – идеальное место для выращивания маленьких детей без зарабатывания неврозов».

Спустя год жизни при очередном перелете я наткнулась еще на одну перемену в сознании. Каждый раз раньше, возвращаясь из отпускных поездок, я себе говорила: «Блин, ну вот, обратно в Москву». Последние 4 года я говорю: ну все, летим домой. И мы летим домой.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
2056
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2384
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
3107
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3735

Другие новости