В скверике перед виадуком на Стачек находится бронзовый макет трактора «Путиловец» 1916 года производства. Фото автора
Северная Венеция, Петроград, Ленинград, Невоград, Санкт‑Петербург. Этот уникальный многомиллионный мегаполис на удивление многогранен. Для большинства это культурная столица России и исторический центр с мировым именем, его решетка Летнего сада, разводные мосты, Дворцовая площадь, храм Спаса на Крови известны всей планете. Но есть тем не менее огромная часть Петербурга, которая не входит в мейнстримные путеводители, да и культурной столицей язык их назвать не поворачивается. Эти места больше похожи на ранние клипы группы «Ленинград». Тем не менее кто не бывал в этих местах, тот не бывал в Питере! Причем некоторые из этих индустриальных мест увековечены в таких фильмах, как «Брат‑1», «Интердевочка», «Скоро все кончится», и, конечно же, в моем путеводителе для маргинала.
По выходным площадь перед «Юноной» превращается в «блошку»: какого скарба на ней только нет! |
Следуем дальше, по широкому проспекту Стачек, в сторону Комсомольской площади. По обеим сторонам этой транспортной артерии красуются дома в стиле сталинского ампира. Но стоит только заглянуть за эти монолиты коммунизма, увидишь целые микрорайоны из утлых двухэтажек. Таковы, например, улица Гладкова, улица Турбинная. Эти улицы строили пленные немцы после Великой Отечественной войны. Строения были рассчитаны на одну хорошую «бюргерскую семью», чтобы каждому члену ее – по комнате. Советское правительство распорядилось ими немного по‑другому, запихав в один двухэтажный дом по шесть семей. Что поделать. В тесноте, но не в обиде. Стоит отдать должное: по качеству эти унылые дома, которые строила пленная немчура, гораздо лучше хрущевок, которые, в свою очередь, возводили свободные «строители коммунизма». Именно благодаря таким жилым конструкциям появилось выражение: «На первом этаже пукнули, на пятом услышали».
Продолжаем путь по Стачек, переходим трамвайные рельсы на улице Трефолева. По правую руку видим необычное здание в стиле позднего классицизма – Кировского районного ЗАГСа. В народе его называют «Подкова». «Подкову» со всех сторон окружают промзоны – слева зеленый десятиметровый кирпичный забор Кировского завода с колючей проволокой и полосой Западного скоростного диаметра, справа маленький хлебозавод, автосервисы.
Самое же интересное здание находится позади – это «Ксанта». По сути своей «Ксанта» – это недостроенный в перестройку семиэтажный цех Кировского завода, строительство которого прервали после распада СССР. Фундамент и каркас его успели построить полностью, а вот огородить забором, к счастью для сталкеров, не успели. Внутри строение представляет собой лабиринт, в котором легко можно заблудиться. Поскольку данное здание никем не охраняется, его облюбовали фанаты квестов, хардбольщики, закладчики и просто школота, любящая поиграть в войнушку. По вентиляционной шахте можно подняться на крышу «Ксанты», с которой открывается совершенно необычный вид.
Смотрим влево на бесконечные цеха и дымящиеся трубы Кировского завода, которые граничат с лесами портовых кранов на Северной верфи. При СССР эту панораму называли «город в городе». За КПП вело аж восемь маршрутов автобусов чисто для рабочих. Даже имелся свой пост ГАИ. В день с конвейеров предприятия сходили тысячи тракторов марки «Кировец» и танков для Красной армии и дружественных республик. Поэтому власти старались сводить к минимуму несчастные случаи на производстве. Если же, стоя на крыше «Ксанты», мы посмотрим вперед, на проспект Стачек, за ним мы увидим завод «Вторчермет», бесконечные блестящие на солнце рельсы Балтийского и Варшавского направлений. Их в основном бороздят товарняки и пригородные поезда. За железной дорогой красуются элитные новостройки вдоль Московского проспекта – пожалуй, главной транспортной магистрали города. Если смотреть чуть правее, видны купола Исаакиевского собора, Троицкого, верхушка Московских ворот и мечети на Горьковской.
Около метро «Кировский завод» переходим по подземному переходу, перебираемся под проспектом Стачек. Следуем по улице Васи Алексеева до пересечения с Автовской. Нас поджидают необычные места, которых, пожалуй, больше нет нигде в России. По правую руку будет ДК Газа, здание, в котором официально во времена СССР собиралась первая контркультурная молодежь. Здесь с 1989 года любой желающий мог официально заниматься брейк‑дансом. Это была немыслимая роскошь для тех времен. Доходим до пересечения с Автовской, сворачиваем направо. Мы выйдем к Красненькому кладбищу за одноименной речушкой, однако путь на него нам преградит гигантский цирк шапито под названием «Цирк в Автово». Только в России может быть такое. Цирк с погостом рядом. А что? Вполне логично. Засыпал бабушку или жену землей, чего нюни распускать? Лучше пойти на клоунов со слонами глянуть, похохотать!
Напротив цирка, в доме старого фонда – Музей‑квартира Анны Ахматовой. Однако наш путь проходит дальше, вдоль реки Красненькой, прямиком по дороге в Угольную гавань. В скверике перед виадуком на Стачек находится макет трактора «Путиловец» 1916 года производства в натуральную величину из бронзы. В дальнейшем, уже после революции, эта «табуретка на колесах» станет прототипом современного трактора «Кировец», который знают фермеры во всем мире.
Следуем дальше вдоль реки, до виадука на Жукова по атмосферной портовой промзоне. После виадука видим огромнейшую кучу песка. Его велел свозить в это место еще Петр I для улучшения грунта в имперской столице. Теперь это просто огромный песчаный склад для различных строительных нужд. Проходим еще около двух остановок, переходим через Красненькую по пешеходному металлическому мостику слева, и мы уже у нашей цели – «Юноны», а точнее, позади нее. Рынок окружают парковки, контейнерный терминал и пустырь. К этому мегаполису торговли идут и платные автобусы практически со всех ближайших станций метро, и бесплатные с «Ленинского» и «Автово». Самая же дальняя станция метро – это «Площадь Восстания» (Московский вокзал), прямо от которой сюда ездит маршрут № 26. Он заслуженно считается самым длинным в России. А чего еще для счастья надо: приехал в Петербург из Поволжья, вышел с вокзала, сел в автобус и на «Юну», затариваться.
По выходным площадь перед «Юноной», которая выходит к проспекту Маршала Казакова, превращается в «блошку». Какого скарба на ней только нет: виниловые пластинки, картриджи для «Денди», патефоны, барометры, статуэтки, оружие, иконы, рожки для АКСУ и АК, ксивы ФСБ, полицейские жетоны, дубинки‑телескопички, химические реактивы и многое другое. Самое удивительное, что полиция смотрит на этот островок свободы сквозь пальцы. Внутри рынка стоят контейнеры с поддельными шмотками, которые, правда, порой лучше и качественнее своих оригинальных собратьев из бутиков. Девять огромных павильонов по ремонту планшетов и ноутбуков. Здесь даже перепрошивают айфоны, причем без труда. В Питере есть поговорка: «Украли у тебя мобильник – ищи на «Юне». В центре «официального» рынка есть сцена, на которой начинали выступать такие звезды, как Стас Барецкий, Тони Раут, «Отпетые мошенники», режиссер из Нидерландов Tsarina Natalya. Тут можно увидеть множество уникальных вещей, познакомиться с кучей удивительных людей. Выпивать с ними категорически не стоит, ибо можно проснуться без одежды и документов где‑нибудь за городом…
Многогранная, слегка опасная, а главное, интересная «Юнона», которая прописалась на юго‑западе города Невоград. Я считаю, что кто не был на «Юноне», тот не знает Питера, но без провожатого, одному туда лучше не соваться, а у кого записаться на экскурсию, вы теперь знаете.
комментарии(0)