0
5588
Газета Стиль жизни Печатная версия

30.10.2019 17:43:00

Черти, ведьмы, Змей Горыныч и прочая нечистая сила на Святой Руси

В заповедных и дремучих...

Геннадий Гутман

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: нечистая сила, черти, бесы, ведьмы, русалки, киевская русь, сказки


нечистая сила, черти, бесы, ведьмы, русалки, киевская русь, сказки Отечественная нечисть бывает по-настоящему страшной…  Казимир Малевич. Черти пилят грешницу. 1914. Русский музей

Нечистая сила появилась вместе с Киевской Русью, и было ее видимо‑невидимо. Выходил кривич где‑то у себя под Изборском, древлянин в Приднепровье, а дрегович на Немане в дремучий лес, а навстречу ему черт – о двух ногах, о двух руках, на плечах человеческая голова, на голове рога, глаза как уголья тлеют, волосы дыбом стоят, и весь от затылка до пят покрыт черной шерстью, да еще козлиной своей бородой трясет, лошадиным копытом бьет и хвостом крутит. Было от чего рассудку древнего славянина помутиться.

Всяка нечисть бродит тучей

Черт был хитер, коварен и жесток. Он был по‑настоящему страшен, потому что славяне не знали, что от него можно ждать и как с ним себя вести. А все страшное, как вы знаете по собственному опыту, – пугает. Цель этой нечеловеческой бестии в человечьем обличье весьма проста: главное – затянуть жертву в свои сети и неторопливо, размеренно и постепенно, с наслаждением наблюдать, как медленно бьется в неразрешимых противоречиях бытия ее душа. Бороться с чертом, противостоять его безукоризненной логике, обаянию и дарам, которые он предлагал, было трудно – практически невозможно.

Между прочим, этот мотив в XVIII веке нашел место в мировой литературе, достаточно вспомнить «Фауста» Гете. В русской же литературе век спустя образ черта, пожалуй, впервые подвергся осмеянию, что не убоявшись сделал не кто иной, как Пушкин в своей «Сказке о попе и о работнике его Балде». Другие отношения с этим персонажем у Гоголя, но об этом в другой раз.

Упомяну одну из многих, но, может быть, самую существенную черту чертей: все они чертовски обожали играть в карты и кости. Но не на деньги. Всегда на кон ставилась человеческая душа – сами подумайте, зачем черту звон золотых монет?

И только праведный образ жизни как в языческие, так и в христианские времена спасал человека от черта.

А уж лешие так по лесу и шастают

Изучать нечистую силу можно по сказкам Афанасьева, трудам Проппа, а можно и по сказочному циклу песен Высоцкого. Который с присущим ему талантом и юмором спел советскому народу, не верящему ни в бога (с маленькой буквы), ни в чорта (через букву О), про этих самых чертей, русалок, ведьм, Бабу‑ягу, Змея Горыныча и Соловья‑разбойника, да кого в этих песнях не было – и впрямь энциклопедия нечистой силы.

39-16-2350.jpg
…А бывает вполне привлекательной. 
Константин Маковский. Русалки.
1879. Русский музей
Вставлю свои пять копеек – нечисть на Руси была не только злой, но и доброй. Одновременно с чертями, вурдалаками, упырями и прочими в сознании кривичей, вятичей и иже с ними мирно уживались и добрые мифические существа – домовые, которые почитались хранителями домашнего очага, или весьма добродушные лешие, духи и хранители леса, обитавшие, как правило, в непроходимых местах, куда не могла добраться ни одна живая душа. Ну а если «душа», принимая на грудь для храбрости, до мест этих все‑таки добиралась, то навстречу ей мог попасться небольшого росточка старичок, сухонький, но крепенький, жилистый, но благообразный, который обычно помогал путнику выйти на правильную дорогу.

Это о леших (и не только) пел Высоцкий в своей сказочной песне «В заповедных и дремучих, страшных муромских лесах».

Выводи, разбойник, девок, пусть покажут кой‑чего

А дело было так. Соловей‑разбойник пригласил в гости Змея Горыныча и устроил разгулье. Когда во время буйного пира зелья в черепах не хватило, да и бульники кончились, распоясавшийся трехголовый Горыныч по привычке, присущей всякой нечисти, захотел перейти к разврату. Извергая из каждой языки пламени, взмыл на древо и, угрожая спалить все живое и неживое на сто верст в округе, закричал с дуба Соловью:

Выводи, разбойник, девок,

пусть покажут кой‑чего!

Пусть нам лешие попляшут,

попоют,

А не то я, матерь вашу,

всех сгною!

Скучно было болезному.

Но что там лешие – Змея более всего интересовали девки и их «кой‑чего». Понять Горыныча можно: это «чего» не только трехголового интересует.

В песне Соловей противостоял, давал отпор распоясавшемуся хулигану, но, бывало, наступал на горло своей разбойничьей песне и отступал перед мощью и напором огнедышащего – шел на компромисс, гордыню усмирял, девок выводил, удовлетворяя похоть ненасытного Змея. А что ему, горемычному, оставалось делать? Вот и спасал себя от огня – строил девок в ряд и показывал…

Замечу, что на Руси именно по этому «кой‑чему» нечисть и делилась: к мужскому роду‑племени относились черти да всевозможные демоны, к женскому – ведьмы, русалки и Баба‑яга.

Вот эта самая баба была главной героиней всех русских сказок. Выглядела она довольно устрашающе – представала пред встречными безобразной сгорбленной старухой c длинными нечесаными лохматыми волосами и длинным крючковатым носом. Передвигалась не пешком, а только на транспорте – верхом на метле, которая развивала невероятную скорость. Из двух ног одна у нее была обязательно костяной или деревянной. Так что, возвращаясь к песне Высоцкого, показывать ей особо нечего. Но, очевидно, у Змея Горыныча свое представление о прекрасном.

«Кое‑чем» могли похвастаться русалки, как правило, молодые длинноволосые девушки с белоснежной кожей и обворожительным голосом, обещающие невиданные утехи – действительно, у кого из древних славян были жены с человечьим туловищем, но рыбьим хвостом? Русалки обитали в заброшенных водоемах, встречались в прудах и речках, на земле появлялись только в строго определенное время – на Зеленые святки, когда весна переходит в лето.

Был, если так можно выразиться, еще и средний пол – можно сказать ни то ни се, но если придерживаться научной классификации – пол, не поддающийся определению. Здесь первую скрипку играли разного рода оборотни, у которых что спереди, что сзади было одно и то же. Поэтому и мог оборачиваться то в бабу, то в мужика, то в блеющее животное, то в сухое дерево или в серый камень. В зависимости от надобности.

Ведьмы мы или не ведьмы?

Услыхав такие речи Горыныча, ведьмы возмутились:

Ведьмы мы или не ведьмы?

Патриотки али нет?!

Налил бельма, ишь ты,

клещ, отоварился!

А еще на наших женщин

позарился!

Ведьм понять можно – самые страшные мифологические существа, они были самыми неистовыми патриотками, рьяно защищавшими места своего обитания и образ жизни. Обладали тайным знанием – ведовством («ведьма» – от старославянского «вѣдати» – знать, ведать) и могли превращаться и в юную девицу, и в средних лет блондинку или брюнетку, а превратившись, сразу же принималась за свою основную работу – совращать и вводить в грех чистые и непорочные души древних славян.

Образ ведьмы особенно привлекал кинематографистов. Достаточно вспомнить только фильм «Колдунья» с Мариной Влади, которая – вот какие фортеля порой выкидывает жизнь – станет женою Высоцкого.

Вообще следует сказать, что на Востоке, что на Западе люди искусства достаточно часто обращались к воплощению нечистой силы как в литературе, так и кино, поскольку все «темное», потустороннее как имело для человека – в какие бы времена он ни жил – притягательную силу, так и имеет. Что мы наблюдаем в сегодняшней российской жизни.

Если есть там соловьи, то – разбойники

Открываю вечером «Окно в мир» (помните, как называли в незапамятные времена телевизор), а там опять‑таки все по Высоцкому:

Соловей‑разбойник… был не только лыком шит.

Гикнул, свистнул, крикнул: «Рожа, гад заморский, паразит!

Убирайся без боя, уматывай!

И Вампира с собою прихватывай!»

А затем в Сети читаю: «Екатеринбург. Знаменитый сквер. Бесов не обнаружено. Значит, разогнал».

Блажен, кто верует! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В РАМТ поставили современный бестселлер подростковой литературы

В РАМТ поставили современный бестселлер подростковой литературы

Елизавета Авдошина

По ту сторону занавеса

0
883
"Не обижать – это большое действие"

"Не обижать – это большое действие"

Наталия Звенигородская

Сказки Перро в постановке "Урал Балета" связали с текстами студентов фонда "Антон тут рядом"

0
4043
Сказки из кармашка

Сказки из кармашка

Елена Константинова

Зуля Стадник о том, почему сократила имя, о спрятанной навсегда первой повести и Стальной Шпильке

0
6942
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
4980

Другие новости