0
4357
Газета Стиль жизни Печатная версия

09.10.2019 16:26:00

Ты меня уважаешь?

Монолог, услышанный в орехово-зуевском шалмане

Геннадий Гутман

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: алкоголь, пьянство, водка


алкоголь, пьянство, водка Веселие Руси есть пити. Петр Соколов. Навеселе. Одесский художественный музей

Веселие на Руси есть пити – сказано было в древности, да так по сей день и осталось. На Руси всегда пили. По поводу и без, в горе и радости, в дни войны и дни мира. И, что главное, ни один режим, ни одна власть не могла с этим справиться – силенок никогда не хватало. Вспомним только недавние – многим еще незапамятные времена: Енисей покорять – пожалуйста, космос штурмовать – за чем дело стало, целину поднимать – если партия прикажет… А вот с водкой, ну, чтоб ее, ничего не получалось. Ее, родимую, в дверь, а она в окно. Цены поднимешь – из дерева самогон гнать будем. Вот и дожила она до новых времен, и стоит, милая, во всех магазинах – пей не хочу. Правда, много чего еще стоит на наших прилавках алькогольно‑преалкогольного, но россияне – народ гордый, свято чтит традиции и в основном – не только на свадьбах и похоронах – предпочитает проверенное веками.

Я тоже из всех алкогольных и безалкогольных напитков предпочитаю водку и пью только ее, российскую, чистую, как слеза (кто без греха, пусть кинет в меня камень).

Как из всех искусств для уцелевшего во всех исторических катаклизмах советского человека главным по‑прежнему является кино, так из всех существующих на земле напитков – водка. Поэтому, перефразируя классика, ответственно заявляю: водка – это звучит гордо! Уточняю – особенно для нашего народа. Ведь недаром один стихотворец‑генсек, когда пришел к власти, первое, что сделал – снизил цены именно на водку: хорошо знал психологию и привычки своего народа. Этим снижением, кстати, и вошел в историю. Притаившееся было население (ну вот, опять сажать будут!) с облегчением выдохнуло – с таким не пропадешь! Граждане «андроповку» приняли… и оценили. Честное слово, не ведаю, понимал ли тот цекакапээсэсный руководитель толк в водке и какая убойная сила таится на дне бутылки, но то, что о подданных своих в первую очередь позаботился – все знал о них досконально! – это точно. Это вам не «минеральный секретарь» (хотя ни в чем другом претензий к нему не имею)!

Но чтобы быть исторически точным и не погрешить против истины, замечу: водка – напиток особого рода, и не все народы ее любят. Происходит это потому, что они не понимают. А у нас ведь как говорят? Правильно – без пол-литры не поймешь. И ведь верно, если хочешь что‑нибудь непостижимое уму понять, ну, например, почему в Москве приходится платить в несколько раз дороже за точно такую же вещь, как в Париже, Нью‑Йорке или Токио, не говоря уже о разных Арабских Эмиратах и иже с ними, или почему в московских ресторанах цены выше Эйфелевой башни, не говоря уже об Эмпайр‑Стайл‑билдинг, то как выпьешь – и все прекрасно понимаешь.

36-16-2.jpg
И так было во все времена. Константин
Маковский. Поцелуйный обряд (Пир у
боярина Морозова). 1895. Русский музей
А бессмертное «ты меня уважаешь»? Это же только ведь в нашем народе родилось. Выдь на Тверскую, бывшую улицу некогда любимого пролетарского писателя Максима Горького, – чей стон раздается над великой Москвой? Сейчас даже иностранцы, которые в русском языке ни бум‑бум, именно эти три слова (а не те, что вы думаете) хорошо понимают. Вы вообще когда‑нибудь слышали на Трафальгар‑сквер или Елисейских Полях наше бессмертное «ты меня уважаешь?». Из уст аборигенов, естественно, а не земляков, что из Лондонов да Парижей не вылезают? То‑то и оно. Разве такое скажешь после какого‑то бифитера (тьфу, сам черт ногу сломит! ) или мартини (вам слух не режет?), да еще сухого? Или – вы только представьте себе – божоле. Нет, нет, вы только вслушайтесь: бо‑жо‑ле! Повторяйте за мной по слогам – услышите музыку небесных сфер! Мне после этого хочется единственного ребенка усадить за скрипку и слушать Гайдна, и чтоб никаких там тяжелых роков и реперов Хаски, не говоря уже об Oxxxymiron.

А как звучит – водка? Во‑ддд‑ка! Грубая проза жизни, ранящая нашу тонкую телесную оболочку. Признайтесь, что на исповедь сразу же тянет. Со слезой, с ударением себя в грудь. Да, впрочем, кому это все незнакомо… Лучше поговорим, как ее, родимую, употреблять. К водке, кто до сих пор не знает, как и к женщине, особый подход нужен. Здесь самое главное – не недопить и не перепить. С недопоя понятно – бежишь в ближайший магазин и берешь то, что есть. А уж про акцизную марку я и не говорю, потому что, во‑первых, не понимаю и в трезвом уме, что это такое и с чем это едят, то есть пьют, ну и, во‑вторых, когда душа просит, тебе же все равно – акциз не акциз – кроме как выпить, больше ничего не хочется.

Ну а с перепоя – времена‑то меняются – всем нам кроме старых проверенных дедовских способов еще и «Алку Зельтцер» предлагают. И насчет «алки», и насчет «зельтцера» скажу, как говорил один известный в прошлом государственный деятель, – здесь понятно «кто есть ху», раз уж вы нам это подбросили. Непонятно другое – это уже я у всех вас спрашиваю: если мы всю жизнь от «этого» рассолом спасались (ведь ничего лучшего после всех экспериментов на шестой части суши те, кто выжил, не придумали), почему теперь нам «алкой» и «зельтцером» спасаться надо? И если уж действительно в новые времена только ими и надо, то с «алкой»-то все понятно, но зачем здоровому мужику «зельтцер»? Неужели одной «алки» не хватит?

Поэтому делаю вывод: лучше пить на миру и в меру. Тогда на следующий день и головка не бо‑бо, и все помнишь, что с тобой происходило, а не так, как у Высоцкого – ой, где был я вчера… Где был, там и был, сегодня меня там не будет.

Характер народа лучше всего проявляется в его пословицах и поговорках. Вы только послушайте, что у нас сложили: «Где жить, там и пить», «И пьют, и за ворот льют», «Наелся, напился и на бок повалился». Это же какие жемчужины народной мудрости! Хотя я не из могучего Даля цитирую, а из скромного Ожегова.

Кстати, водка – единственный напиток, который можно употреблять до, после и вместо. За завтраком, в обед и ужин. Вот мы незаметно и к закуске подошли. К водочке, как известно, грибочки нужны маринованные. Лучше, если маслята, но и другие тоже сойдут. Огурчики, но не такие, которые за ближайшим углом в магазине продают, ну величиной с Кремль, а маленькие, пупырчатые, для тех, кто не знает, «крюшон» называются. Они не только на зубах хрустят, но и вкус после себя оставляют, а не неизвестно что. Ну и, конечно, без горячего не обойтись – можно и котлету по‑пожарски, можно и по‑заграничному, то бишь по‑киевски. Можно и под рыбку выпить, судак‑орли хорошо идет, да и севрюга никогда не подводит. В общем, тогда все отлично будет, и никакие спецэффекты не понадобятся.

Вот и поговорили мы с вами по душам. За жизнь. И о том, что едим и пьем. Может быть, и не каждый день, но все же, все же…

Веселие на Руси продолжается, несмотря ни на какие передряги.

Так и живем.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости