0
3021
Газета Стиль жизни Печатная версия

26.09.2019 19:09:00

Мое еврейское кинолето

О Мэтью Бродерике, черной комедии и Праведниках мира

Виктория Синдюкова

Об авторе: Виктория Олеговна Синдюкова – журналист.

Тэги: кино, московский еврейский кинофестиваль, черная комедия, шон снайдер, киновечер, синагога, праведники мира


кино, московский еврейский кинофестиваль, черная комедия, шон снайдер, киновечер, синагога, праведники мира Неожиданная дружба профессора естествознания (Мэттью Бродерик) и хасида (Геза Рериг) в черной комедии о смерти. Кадр из фильма «В прах». 2018

Лето в нашей семье выдалось весьма кинематографическим. Не в том смысле, что происходило нечто, достойное переложения «на пленку»  (хотя и это случалось), а в простом потребительском смысле  киносмотрения.  

Среди прочего случилось несколько кинособытий, которые прошли в больших киноцентрах, обозначив тем самым статус мероприятия, и в залах поменьше, показ в которых, однако, стал не менее значимым… Востребованной и разнообразной оказалась в столице этим летом еврейская тема, о чем и хочу рассказать.

В пятый раз прошел Московский еврейский кинофестиваль, – пожалуй, уже  устоявшийся праздник национального кино и, конечно, очень московское явление.  Понравился (вот как есть, понравился!) и даже серьезно впечатлил открывший его фильм американского режиссера Шона Снайдера «В прах» с Мэтью Бродериком. Вообще там, где Бродерик, там всегда я (ну, стараюсь не пропустить). Еще с юности, с полюбившегося на всю жизнь «Выходного дня Ферриса Бьюллера». 

Ох уж этот Феррис, возбудивший своим появлением подростковые умы того времени! Детям, завтрашним взрослым, объяснялось, что материальные ценности –  это пошло и бессмысленно, истинна лишь свобода. Хочешь прогулять школу –  напряги извилины, прихвати пару лучших друзей и гуляй, не страшась ни родительского гнева, ни коварной мести директора школы. А если есть на примете дорогая (очень-очень дорогая) и красивая машина (у папы или у папы друга, что тоже вариант), то она не должна стоять в витрине за стеклом. Она должна мчаться и рычать на дороге пусть даже путем угона, хотя какой это угон –  просто взять покататься и вернуть, непременно вернуть, скрутив предварительно спидометр, назад папе, который (ох уж эта детская логика!) «ничего не заметит». И непременно надо перекусить в самом дорогом и престижном ресторане, где при особом умении убеждать места (при полном их отсутствии для других) всегда найдутся. А еще тебя должны любить все. Ты эту любовь непременно должен чувствовать, а тебе должны ее демонстрировать (родители в первую очередь), а то иначе можно просто головой в бассейн и постараться не дышать... но лучше все-таки дышать и лучше, чтобы тебя спасли.  

А еще Бродерик – серый, неприкаянный бухгалтер, маленький человек, решивший стать большим продюсером (фильм «Продюсеры»), сделавший ставку не на успех, а на провал и заключивший уйму сделок с инвесторами, каждый из которых по его схеме «эксклюзивно» получил 100% акций. Идея –  брать кредит под постановку заведомо провального шоу и присваивать непотраченное.  Вместо провала –  замечательный комедийный мюзикл «Фанни бой» по шекспировскому Гамлету, а  также главное детище «продюсеров» – потрясшая и в прямом, и в переносном смысле, обреченная на провал, но сорвавшая овации и ставшая бродвейским хитом  «Весна для Гитлера».  

…И вот теперь Бродерик –  странный преподаватель естественных наук в третьестепенном дешевом колледже. Там учатся те, кому учиться больше негде. Он преподает (мучительно), объясняет (куда деваться?), но скорее хочет домой, к своему одиночеству. 

Фильм (как и все у нас в последнее время) разделил общество (в данном случае кинолюбителей) пополам. Одним понравился, других возмутил. Я примкнула к первым, к тем, кто погрузился в проблему, мало знакомую широким кругам, –  жизнь очень закрытой религиозной еврейской общины, где свои  законы, возможности и границы дозволенного. Главный герой – кантор, глубоко религиозный еврей, в тяжелейшей депрессии переживает смерть жены. В попытке познать непознанное и успокоиться он нарушает все мыслимые  и немыслимые запреты, бросает невидимый вызов своему закрытому обществу и поддержку находит не у родных людей – матери, для которой главное – счастье сына, не у сыновей – юных последователей религиозного учения, а у неизвестного преподавателя колледжа. В попытке убежать от себя он раздвигает границы, в том числе и собственного подсознания. Союз несчастного вдовца и одинокого преподавателя в конечном счете взаимовыгоден, они совершают поступок, одинаково опасный своими последствиями для обоих героев, но который позволит им жить дальше в согласии с самими собой. В фильме много мистики и даже откровенного ужаса, но не это главное, а идея преодоления горя и выхода из тупика. 

Продолжилась еврейская тема показом в резиденции посла Аргентинской Республики страшных, чудовищных кадров. 25 лет назад террористы осуществили теракт в Буэнос-Айресе, в результате которого погибли 85 человек, ранены были сотни, полностью разрушено многоэтажное здание Еврейского культурного центра, где и находились  пострадавшие и погибшие. Аргентина оказалась в непростой ситуации. Погибли ее граждане, о чем  на памятной встрече напомнил присутствующим посол Аргентины  Рикардо Эрнесто Лагорио, но у погибших граждан Аргентины оказалась одна, очевидная всем черта –  они были евреями. Аргентинцами по гражданству (что совершенно не уберегло их от убийц) и евреями по духу, религии, национальности.

В фильме нет ничего, кроме документальной фиксации страшного единства времени и места. Камера ловила работу спасателей, ужас в глазах очевидцев, крики, отчаянный плач, больше похожий на вой. Не было интервью, каких-то заявлений или объяснений официальных лиц. Ничего. Только кадры трагедии. И потому еще тяжелее воспринималось увиденное. 

В плане расследования этого кошмара Аргентина то серьезно продвигается вперед, практически раскрыв и назвав и заказчиков, и исполнителей, то резко сдает назад, заключая сомнительные (с точки зрения прогрессивного человечества) сделки, вызывающие недоумение у мира. «Не плачь по мне, Аргентина!» – вспоминается сразу. И хочется добавить: «Найди и покарай!» Печальный показ продолжился зажиганием 85 поминальных свечей. Грустно, горестно, но традиционное еврейское «Лехаим!» («За жизнь!») все равно прозвучало. Память не умирает, жизнь продолжается...

Практически день в день с посольством Аргентины необычный киновечер прошел в  синагоге на Поклонной горе –  вечер, посвященный американским Праведникам мира. Документальный фильм «Война Шарпов» –  о потрясающе смелых людях из не такого уж далекого прошлого. Кто такие  Праведники мира, к сожалению, знают не все. А надо бы. Ну, хотя бы для того, чтобы никогда больше... Чтобы никогда больше какой-то один народ, одна нация не противопоставила себя миру, не возвеличилась бы над ним в собственных глазах и умах, не выбрала бы в личные враги иные религии, сообщества, отдельные («не такие») личности. Вот хотя бы для этого надо знать о Праведниках мира – обыкновенных людях, совершавших обыкновенные подвиги, невзирая на явные угрозы собственной жизни.

Простые крестьяне и рабочие, служащие, интеллигенты, врачи, медсестры, учителя, юристы, журналисты, дипломаты,  банкиры, священнослужители, аристократы, члены королевских семей спасали от нацистской расправы евреев, обреченных на тотальное уничтожение во время Второй мировой. Эти люди, праведники, своей жизнью и званием напоминают о том, что руку ближнему можно протянуть и этой протянутой рукой можно спасти конкретных людей – одного, нескольких, многих. «Спасая одну жизнь, спасаешь мир». Миссионеры-американцы Шарпы оставили на родине ребенка, чтобы в далекой Европе изменить сбесившийся мир к лучшему, спасти его от страшной фашистской беды, спасти совершенно незнакомых и иноверных. Рисковали, ждали ареста, понимая, что он неизбежен, но спасали-спасали-спасали.

Фильм на Поклонной посмотрели дипломаты, редкие бизнесмены из числа очень-очень больших, руководители общественных организаций –  истеблишмент. А этого мало, катастрофически мало в стране, пережившей и победившей фашизм, но плохо привитой от страшных повторений ужасов прошлого. Любимое наше сарафанное радио в изучении Холокоста не панацея, нужно что-то другое. Такие просмотры, например, но для широкого круга зрителей, которые сами посмотрят и, может быть, другим расскажут, что кто-то на самом деле совсем не такой (виноватый во всех бедах), как представлялось раньше. И может, что-то изменится в лучшую сторону в этом мире... 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
652
Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Наталия Григорьева

Актрисы играют соседок, которые из лучших подруг превращаются в заклятых врагов

0
817
Как устроена индустрия развлечений для незрячих

Как устроена индустрия развлечений для незрячих

Кино любят все, в том числе люди, которые не видят, что происходит на экране

0
1655
Террористы оставили верующим только молитву

Террористы оставили верующим только молитву

Андрей Мельников

Религиозные мероприятия прошли в соответствии с общенациональным трауром

0
2546

Другие новости