0
2056
Газета Стиль жизни Печатная версия

14.08.2019 15:49:00

Вешалка со сломанным крючком

Общество Ненужных Вещей, или Мастер-класс для писателя

Софья Агачер

Об авторе: Софья Васильевна Агачер – писатель, издатель.


Члены Общества Ненужных Вещей делают первые шаги в борьбе с одиночеством. Фото Надежды Поповой

Минск – город моей юности, где прошли студенческие годы, где живут лучшие друзья и куда меня непреодолимо тянет. Минск, восставший из руин, – новый город: с широкими проспектами, скверами, парками – по духу напоминает отстроенные после войны Варшаву или Братиславу. Такси притормозило у Белорусского института культуры и искусств. Сегодня у меня на кафедре режиссуры мастер-класс! Кхе-кхе-кхе! Мастер-класс на кафедре режиссуры! У человека, окончившего в этом городе медицинский институт. Неожиданный поворот судьбы – начать под старость лет кропать рассказы и пьески. Прошлой весной вышла моя книга «Рассказы о Ромке и его бабушке» (рецензию на нее см. в «НГ-EL» от 12.07.18. – «НГ-EL»), по ней написано несколько пьес для детских театральных коллективов. Пьесы по немыслимому стечению обстоятельств попадают на кафедру режиссуры и включаются… в Его Величество Учебный План! Ну, как тут удержаться от встречи?! Правда, кто кому будет мастер-класс проводить? Волнуюсь, вхожу в аудиторию. Амфитеатр, площадка, микрофон, пятьдесят пар внимательных глаз. Тишина… Волна интереса, ожидания и какого-то уважения окутала меня. Хм! Чувство уважения – необычно! Насмотрелась я на эти шумные и раскованные студенческие аудитории по всему миру: пестрые и рваные, где писатель скорее воспринимается как коммивояжер, рекламирующий мысли и навязывающий свои книги «вольному братству будущих гениев». Но волнение улеглось. Хорошие ребята, авансом мне выдали звание «учителя».

– Здравствуйте, уважаемые друзья! Я благодарю вас за приглашение на встречу. Для начала хочу задать вопрос: почему из всех пьес, написанных по моей книге, вы для своей постановки выбрали именно «Грустный телевизор»?

Аудитория зашумела… Все повскакали с мест и повернулись ко мне спиной, как будто упала последняя капля, переполнившая чашу терпения… Замерли и начали двигаться угловато и замедленно, как в пантомиме. Ба, да они все в черном! Резко поворачивается красивый парень, волосы ниспадают вьющимися локонами, лицо благородное, опирается на толстую трость.

– Общество! Мы – Общество Ненужных Вещей! Кому нужно столько режиссеров, актеров и сценаристов?! Единицы из нас пойдут работать в сельские дворцы Мельпомены и учить «разумному, доброму, вечному» или культуре детей! Ха-ха-ха! А остальных выбросят на рынок труда, короче, на свалку! Это говорю вам я – Зонт, Джеймс Зонт! Я никогда не терял своего лица, даже когда мои спицы изгибались под углом, а град и шквальный ветер больно били по нему. Я много учился, старался – и вот я здесь!

Высокая белокурая девушка рядом с Зонтом надела широкополую розовую шляпу, прижалась к нему и взяла под руку.

– Я – Торшер. Я встретилась с тобой здесь и полюбила. Разве этого мало для счастья?

– Миледи, сколько вам говорить, не Торшер, а Лампа! Мне нравятся женщины, – и обнял ее за талию.

– Но у меня длинные ноги, как у Торшера.

– Успокойтесь, миледи, Лампы тоже бывают со стройными ногами!

Долговязый нескладный парень, с намотанным на руку электрическим шнуром, как-то неуклюже споткнулся, упал на парту и начал испуганно, нарочито гэкая, тараторить:

– Меня зовут Грустный Телевизор. Где я?

– Ты что, новенький? – небрежно спросил Зонт.

– Да, я только перевелся с филфака, но там у меня было будущее, я смог бы стать журналистом или просто учить детей! А здесь?

Худая девушка, с нервным лицом, похожая на взъерошенного мальчишку, подошла к Грустному Телевизору, волоча за собой прямую ногу:

– Ты что, юродивый? Не понимаешь, что здесь ты никому не нужен? Ты в Обществе Ненужных Вещей, на свалке… Учить детей? Нет ничего хуже детей, они ломают все просто так, и даже не для того, чтобы посмотреть, что внутри, а просто так! Я – Телефон Nokia 3310. Меня собирали и разбирали 182 раза, и даже когда я работала – просто так, пока мои лампочки совсем не погасли!

– А я… я Вешалка, – раздался из последнего ряда голос девушки в длинном изодранном шарфе. – Я удерживала все из последних сил, и когда мой крючок сломался, меня выбросили, как ненужную вещь. Мы служим обществу верой и правдой: растем, учимся, а когда у наших родителей нет денег учить нас дальше – нам говорят: работайте и учитесь! А как можно сначала пахать – официанткой, санитаркой или админом в Интернете,­– а потом идти на сцену? Кого можно сыграть в таком состоянии?

К Грустному Телевизору с соседнего ряда спрыгнула девушка. Рукав ее черной футболки был пуст, как будто она однорукая.

– Меня зовут Рукомойник. Не слушай их, они злые и высокого мнения о себе, а надо быть добрее и приветливее. У меня ужасное имя Рукомойник, ну разве можно так называть – за километр несет деревней или грязными сапогами! То ли дело Зонт, Книга или Грустный Телевизор. Ты не смотри, что я однорукая и некрасивая, я встречаю всех в доме первой, не считая Вешалки, конечно, но у нее премерзкий характер!

Тут же с другой стороны к Грустному Телевизору подсаживается еще одна барышня – хрупкая и симпатичная:

– Не развешивай уши, новичок, Рукомойник такая сладкая по привычке – она староста и ей нужны союзники, а я Книга – интеллигентная и открытая, – и гладит по руке Грустный Телевизор.

Все начинают хихикать и шепчутся:

– Даже слишком открытая! Любой может почитать и передать другому! Кхе-кхе-кхе!

Книга вскакивает и бросается на Вешалку и Лампу. Ребята эффектно и замедленно двигаются, имитируя потасовку. Зонт пытается разнять дерущихся:

– Миледи, миледи, прекратите! 

– Да, и я хочу устроить свою личную жизнь! – с вызовом бросает Рукомойник. – Вот Зонт, он нужен, когда идет дождь или сильный ветер. Очень редко, когда солнце. А я нужна всегда, хорошие администраторы всегда востребованы. Никто не хочет отмывать чужую грязь. Телевизор, между прочим, тоже всегда нужен! И я верю в лучшее, верю, что каждого из нас заберет добрый и заботливый продюсер, директор театра или просто человек! Знаю, что шансов немного, но они есть.

Молодой человек – Грустный Телевизор взволнованно вскакивает, протягивает вперед руки и почти кричит:

– Ты абсолютно права! Я не хочу больше никогда не ощутить тепла электрического тока! Я не хочу чувствовать себя одиноким!

Раздается надсадный кашель и скрип. Со скамейки аудитории встают двое парней, подпоясанных кожаными ремнями, и начинают говорить одновременно:

– А ты все правильно сказал, юноша. Любая песчинка в мире для чего-то предназначена и кому-то нужна! Но ты погорячился, ты не одинок, у тебя есть друзья!

Девушка, похожая на взъерошенного воробышка и назвавшаяся Телефоном, зло смеется:

– Вы все еще здесь, несчастные старые Лыжи?! Неужели не нашлось печи или достаточно прочного колена для вас?! Сколько можно учиться в одном и том же университете?

Лыжи спокойно и вежливо отвечают одновременно:

– Полегче, юная леди! Мы знавали вашу матушку, еще когда от нее расходились провода по всему миру.

– Ой! – вскрикивает Книга. – А может, вы тогда и кого-нибудь из моих родственников знаете?

Лыжи очень смешно и нарочито обстоятельно, раскланиваясь в разные стороны, продолжают:

– Конечно! Мы вместе с вашими тетушками были в горах Швейцарии. Это было в те времена, когда палки были еще с нами.

– А что случилось?! – не унимается молодой человек – Грустный Телевизор.

– Слишком крутые повороты, слишком крепкие камни. Они сломались. И мы остались без поддержки и попали сюда: может, кому-нибудь понадобитесь, подучитесь, сказали нам. Прошло пять лет, а мы все еще здесь! Играем в учебных спектаклях, оттачиваем актерское мастерство… Но теперь время пришло. Пора что-то менять!

Ребята опять начали двигаться в изломанной пантомиме.

– Ведь кто-то должен сделать первый шаг! – прокричала девушка-Телефон.

Студенты взялись за руки, как будто собрались в атаку, продекламировали:

– И мы не будем больше ждать!

Фигуры в черном поклонились, резко выпрямились и сели.

– Браво! Ребята! Браво! Еще никто так вдумчиво и искренне не читал мои книги и не отвечал на вопросы! – захлопала я в ладоши, оглушенная и восхищенная этим очень талантливым, динамичным и прозорливым молодым поколением. – Спасибо за столь профессиональный мастер-класс для меня! Ничего из увиденного сегодня нет в моем рассказе и пьесе о телевизоре, выброшенном за ненадобностью на улицу, кроме самых главных слов: «Любая песчинка в мире для чего-то предназначена и кому-то нужна!» Вы правильно прочли и поняли мой рассказ, ведь каждый из нас в определенный период жизни – Грустный Телевизор.

Потом был долгий разговор о месте человека творческой профессии в современном обществе. Эти ребята отличались от молодежи девяностых, когда все стремились зарабатывать деньги; или от молодых людей нулевых, бросившихся во власть и силовые структуры. Я каждой клеточкой почувствовала, что они могут что-то изменить в жизни. Они пытаются найти ответы на проклятые вопросы и обрести равновесие между личным счастьем, познанием мира, творчеством, с одной стороны, и властью и деньгами, с другой. И, что удивительно, власть денег и тьма отступают с авансцены, как после зимы всегда наступает весна.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1291
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
825
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1562
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1514

Другие новости