0
6763
Газета Стиль жизни Печатная версия

16.07.2019 17:44:00

Как в Воркуте поверить в Бога

Очень просто: достаточно там пожить

Артур Приймак

Об авторе: Артур Александрович Приймак - обозреватель приложения «НГ-Религии»

Тэги: воркута, пятидесятники, язычники, православие, ислам, иудаизм


воркута, пятидесятники, язычники, православие, ислам, иудаизм Приездов священника в тундровых стойбищах ждут, как раньше ждали кино или водку.

Негласный девиз Воркуты: «Здесь не мед!» Климат «12 месяцев зима, остальное  - лето», плохая экология, ветхий жилфонд. При этом жизнь дороже, чем в Москве, а с работой в связи с массовым закрытием шахт кризис. Чтобы разруха в городе не превратилась в разруху в голове, а печень не разрушилась от водки, воркутинец обращается к духовным поискам.

Накануне распада СССР в заполярной кочегарке развернули проповедь пятидесятники. Как раз тогда в город стали часто ездить граждане США – в основном с Аляски. Автор помнит, что на местном телевидении тогда протестантам был дан, как говорят сейчас, прайм‑тайм. После 1991 года, когда некогда процветающая Воркута покатилась в яму социально‑экономической депрессии, пятидесятники помогли многим воркутинцам покончить с алкоголем и наркотиками. На адское зелье оказались особенно падки оленеводы – ненцы и коми. Узнав о Христе, многие из них бросили пить, курить и колоться. Однако ж, как говорят воркутинцы, после проповедей западных христиан обычно мирные сыны и дочери тундры стали качать свои якобы эксклюзивные права на тундровые угодья и всю Республику Коми. Русский или еврей, по мнению доморощенных северных националистов, в тундре оккупант. Трудно сказать точно, кто накрутил мирных оленеводов: пятидесятники или же обеспеченные американским финансированием финно-угорские националисты, которых в Коми с 90‑х годов – как пчел на меде. Что логично: население с «северов» бежит, а уголь, нефть, лес и газ – на месте.

В Воркутинской епархии РПЦ предполагают, что в психике оленеводов одна иностранная пропаганда наложилась на другую. В тундровых стойбищах с недавних пор расцвело язычество, благополучно позабытое там с XIV века, когда в Зырянский край принес православие епископ Стефан Пермский. Просветитель также дал коми-зырянам письменность и, по сути, превратил враждующие зырянские роды в один народ. Однако ж на гербе Коми изображен не Стефан, а Зарни Ань – мифическая полуженщина-полуптица, мать всего живого, покровительница всего святого и доброго. С последним у оленеводов-язычников сейчас не очень. Духам природы они молятся так: забьют оленя и употребят мясо под обильное количество водки. Брошенные отходы, пустые бутылки, пачки и сигаретные окурки воздух тундры отнюдь не озонируют. Мораль: у язычников Воркуты поклонение матери‑природе отличается от реального отношения к ней. Но тут вопрос. Может, это оттого еще, что в Воркуте дефицит мусорных урн, а тундровые зоны, как говорится,  «памятник природы, не охраняется государством»...

Не все язычники только пьют водку под оленину в тундре. Некоторые поклонники скандинавской религии из байк-клуба «Полярные волки» помогают местным православным священникам в приходской работе. Воркутинской епархии только три неполных года. А в городе, где населения едва за 50 тыс. человек, социальных проблем хоть отбавляй. Воркутинские храмы – памятники погибшим шахтерам. С потерей кормильцев в семьи проникает депрессия, дети растут без отцовского надзора. Байкеры помогают священникам еще из почти забытого ныне чувства воркутинской солидарности – у старых северян чужая боль становилась общей. Сойтись с молодежью местному духовенству несложно: в основном клирики там сами молодого возраста. Заходят в храмы и школьники: кто за душевным утешением, а кто покушать в бесплатной столовой. Дети при входе в храм крестятся и знают простые молитвы. Автор материала в кафедральном соборе Воркуты (целиком деревянном) видел крестящуюся девочку-подростка в облачении субкультуры готов и в готском же неумелом еще макияже.

12-16-2.jpg
Кафедральный собор Иверской Божьей Матери.
На дворе май.
Фото с сайта www.vorkuta-eparchia.cerkov.ru
Воркута – уникальный город в том плане, что при катастрофической убыли населения культовые сооружения там строятся. И не пустеют. Возле парка приехавший в город патриарх Московский Кирилл в 2016 году заложил камень под место кафедрального собора. С той поры на стене близстоящего дома остался плакат с главой РПЦ – объект юмора воркутинцев. Одну церковь ранее организовали в обычной городской квартире в поселке Железнодорожный – от прихожан отбоя не было. В планах епархии – построить большой храм в память погибших в 2016 году при аварии на шахте «Северная». Мешает отсутствие денег – владеющая шахтами города компания «Северсталь» дала средства лишь на часовню, но в постройке храма участвовать отказалась. Злые языки поговаривают, что «Северсталь» хочет списать «Северную» в нерентабельный актив. В кризис цены на сталь упали, добыча угля себя не окупает. Вообще в нынешней Воркуте стоит произойти аварии на шахте – ее закрывают, люди покидают шахтерский поселок, и там потом только «Сталкера» переснимать. Рынок, ничего тут не поделать. От православных воркутинцев автор слышал, что чем больше будет приходов по поселкам, тем сложнее будет оптимизировать поселки:  усилится самоорганизация жителей.  Воевать прямо против РПЦ «эффективные менеджеры» вряд ли рискнут. Да и кроме шахтеров в заполярной кочегарке -  база Военно‑космических сил (возле фактически мертвого поселка Советский). Полярную границу России охраняет ФСБ, а порядок в городе стерегут полиция и Росгвардия. Гражданские летчики ведут полярные авиаперевозки. Людей в погонах стало больше, чем шахтеров. И верующих среди них достаточно.

Один из «отцов города» – крупный бизнесмен Руслан Магомедов, дагестанец. Если ингуши «рулят» на Колыме, то в Воркуте на тех же позициях дагестанцы. Очень много приезжает киргизов – и с полпинка получают тут гражданство России. Мусульманское население растет день ото дня, а мечеть в городе никак не могут построить. Есть мнение, что виной тому – кадровая чехарда в мэрии. Землю под мечеть в нулевых годах выделил мэр Игорь Шпектор, который потом перебрался в Петербург. После Шпектора в мэрии пошла «садово‑огородная пора»: не успевают одного мэра посадить, как начинают «копать» под его преемника. Следовательно, старые генпланы сворачивают – и землеотвод под мечеть повисает в воздухе. Лидер мусульман города Махмудапанди Магомедов решить вопрос не успевает физически. Он обычный горняк, постоянно в командировках.

При СССР лидирующее положение в городе занимали евреи. Бытовал самый короткий городской анекдот – «еврей‑шахтер». Если серьезно, еврейская интеллигенция, державшая по мере сил связи с собратьями из других регионов и из‑за рубежа, была душой Воркуты. На закате перестройки начался массовый отъезд евреев. Тем самым Воркута потеряла шанс стать заполярным центром иудаизма.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2304
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2409
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3294
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2454

Другие новости