0
2553
Газета Стиль жизни Печатная версия

13.03.2019 16:12:00

Держитесь фиолетовых флажков

Где Набоков лежал в термальных ваннах, а Ленин мог кататься на санках

Вера Ветрова

Об авторе: Вера Андреевна Ветрова – журналист.

Тэги: швейцария, горный курорт, лейкербад


9-16-1.jpg
Швейцарский горный курорт Лейкербад
издавна любим паломниками, лыжниками,
саночниками и писателями.

– Ты увидишь место, которое описывал Конан Дойл в «Последнем деле Холмса»? – спросила меня начитанная подруга Маша.

И тут я была вынуждена признаться, что внимание на детали я обращаю редко, и название Лейкербад в Швейцарии мне неизвестно. Однако теперь советую запомнить его всем, кто увлекается историей мировой литературы.

Многие помнят стихи, приписываемые Агнии Барто: «Когда был Ленин маленький,/ С кудрявой головой,/ Он тоже бегал в валенках/ По горке ледяной». Я, услышав его в детстве, почему-то представляла себе вполне взрослого Ленина и с санками. Какой смысл лезть на горку без санок?

Отчасти я была права. Если где вождь революции и катался на санках, то явно на курорте Лейкербад в Швейцарии. Именно в Лейкербаде находится перевал Гемми, который очень полюбили паломники, любители лыж и санок и, что удивительно, – писатели. Даже сегодня добраться сюда не так просто – двумя поездами от Цюриха с пересадками, а потом по крутому серпантину на автобусе. Наличие собственной машины, конечно, ситуацию меняет.

Перевал Гемми знаменит своими трассами для саночников. В возрасте с трех до шести лет я каталась на простых отечественных санках со склона в местном парке. Иногда, сильно разогнавшись и радуясь скорости, я наивно полагала, что это и есть предел.

На Гемми желающим узнать, что такое настоящая скорость и спуск в метель, выдают «профессиональные» санки. Новичкам советуют держаться фиолетовых флажков – это трасса для лузеров и начинающих: шанс навернуться в сугроб здесь не то что минимальный, но без тяжелых физических травм точно. Мне предложили попробовать прокатиться с горки. Нет, не так: съехать с огромной горы в уходящую неведомую заснеженную даль, заботливо занесенную снегом. Притом что с места спуска вниз тебя привозит вагончик по канатной дороге!

Началась метель, я села в красочные железные, но достаточно легкие санки. Кто-то закричал мне вдогонку, чтобы я держалась фиолетовых флажков.

И вот я не вижу ничего – санки разгоняются с огромной скоростью. Кое-как справляюсь с поворотом, но при попытке затормозить падаю лицом в снег. Что ж, попытка номер один прошла почти успешно. Можно и повторить.

9-16-2.jpg
Именно здесь, по перевалу Гемми, проходили
Шерлок Холмс и доктор Ватсон по пути
к Рейхенбахскому водопаду. Фото автора
Кстати, на перевале Гемми находится самый крутой подъем канатной дороги. Построенная в 1957 году и модернизированная в 1985-м, канатная дорога доставляет туристов на высоту 2350 метров с пропускной способностью почти 300 человек в час. Так что утомительные ожидания вагончиков на морозе вам не грозят. Вагончики взмывают вверх над крутыми склонами, и тут пора доставать айфон – перед вами открывается удивительная зимняя панорама соснового леса, где стройные хвойные деревья в снежном облачении меняют цвет в зависимости от освещения.

Перевал Гемми известен с начала тысячелетия. Говорят, что еще неугомонные римляне проходили здесь, следуя из Бернского Миттеланда в главную долину Вале и далее в Италию. Слава перевала росла, и сюда потянулись торговцы, странствующие монахи, пилигримы.

Странно, что памятных табличек в Лейкербаде нет, ведь восстановить здоровье, гуляя по хвойному лесу, или принимать термальные ванны сюда приезжали Владимир Набоков, Жюль Верн, Александр Дюма и Марк Твен. Попробовал свои силы в преодолении перевала Пабло Пикассо, маршрут оценил даже Владимир Ильич Ленин.

Не знаю, летом ли ходили писатели по перевалу, но зимой добираться куда-либо по швейцарским горам – занятие достаточно рискованное. Если захотите пройти по их стопам, то дорога займет у вас два дня. Хотя прогуляться по этой тропе можно и не доходя до Милана, многие любители горных прогулок – хайкинга ограничиваются деревней Кандерштег кантона Берн. Ежегодно по этому маршруту проходит около 250 000 человек.

Бывал ли здесь Артур Конан Дойл собственной персоной – мне объяснить не смогли. Однако в рассказе «Последнее дело Холмса» Шерлок Холмс и доктор Ватсон действительно проходят через перевал на пути к Майрингену, где Холмсу предстоит схватка с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада: «Целую неделю мы с наслаждением бродили по долине Роны, а потом, миновав Лейк, направились через перевал Гемми, еще покрытый глубоким снегом, и дальше – через Интерлакен – к деревушке Мейринген. Это была чудесная прогулка – нежная весенняя зелень внизу и белизна девственных снегов наверху, над нами, – но мне было ясно, что ни на одну минуту Холмс не забывал о нависшей над ним угрозе. Помню такой случай: мы проходили через Гемми и шли берегом задумчивого Даубена, как вдруг большая каменная глыба сорвалась со скалы, возвышавшейся справа, скатилась вниз и с грохотом погрузилась в озеро позади нас. Холмс взбежал на скалу и, вытянув шею, начал осматриваться по сторонам. Тщетно уверял его проводник, что весною обвалы каменных глыб – самое обычное явление в здешних краях. Холмс ничего не ответил, но улыбнулся мне с видом человека, который давно уже предугадывал эти события...»

«Нет уж, покатались и хватит!» – подумала я и по примеру Владимира Набокова пошла в термы. Первопроходцами в лечении термальными водами были древние римляне. Они заметили, что горячие и холодные источники помогают бороться с заболеваниями кожи, суставов, помогают при бронхиальной астме (большинство термальных бассейнов находится на свежем морозном воздухе). Однако официально целебные свойства местных вод признали только в 1315 году, когда они стали применяться в лечебных целях.

На исследование склонов уйдет не один день, а тем, кто предпочитает мирный отдых, после которого не нужно в буквальном смысле собирать свои кости в больнице, легко будет расслабиться, попивая глинтвейн или плавая в открытом бассейне и наслаждаясь пейзажными видами. А что еще необходимо для вдохновения? Адреналин и пережитый опыт помог многим писателям, но для вдумчивой, плодотворной работы нужно немного – сохранить себя в целости. В конце концов, именно горы и охота за бабочками ускорили конец Набокова, а в спа еще никто не утонул. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Правительство Швейцарии передало в парламент страны законопроект о запрете ХАМАС на пять лет

Правительство Швейцарии передало в парламент страны законопроект о запрете ХАМАС на пять лет

0
1898

Другие новости