0
3821
Газета Стиль жизни Печатная версия

10.02.2019 16:53:00

Как Люксембург строит коммунизм на транспорте

О перипетиях на дорогах в Великом герцогстве и соседнем королевстве

Дарья Франц

Об авторе: Дарья Дмитриевна Франц – журналист-международник, кандидат филологических наук.

Тэги: люксембург, бесплатный общественный транспорт


люксембург, бесплатный общественный транспорт В Бельгии бесплатные автобусы называют утопией. Фото Жана Хауса

Известие о том, что уже в начале 2020 года Люксембург станет первой в мире страной, сделавшей общественный транспорт полностью бесплатным, упало нам на голову с переизбранием премьер-министром Ксавье Беттеля. Но как трактовать его, совершенно неясно. Одни говорят о коммунизме, однако никак не могут применить этот же подход к решению о легализации марихуаны, которая с недавнего времени уже разрешена в медицинских целях. Другие признаются, что предпочли бы снижение налогов, хотя именно в Люксембурге они и так сравнительно невысокие. Третьи подозрительно косятся на бесплатный сыр в мышеловке, напоминают, что от добра добра не ищут, и ждут подвоха.

Что касается коммунизма, то официально правительство действительно выражается в несколько коммунистическом духе: заявляет о необходимости устранить различия между богатыми и бедными, а также улучшить экологию. Однако, как это обычно и бывает, истинные мотивы в столь красивых словах увидеть трудно.

У меня есть собственная версия на этот счет. Все большее число муниципалитетов Люксембурга делает парковки на своей территории платными. Это вызывает огромное недовольство тех, кто вынужден парковаться по месту своей работы.

По моим ощущениям, зреет настоящий народный бунт, и мера с общественным транспортом призвана успокоить накалившиеся страсти и предотвратить появление «желтых жилетов» (сейчас во всей франкофонной Европе это выражение, кажется, прочно закрепилось в качестве синонима массового протеста). Решение более чем своевременное и предусмотрительное, тем более что удар по казне не будет болезненным. На общественный транспорт в Люксембурге тратится ежегодно 491 млн евро, а продажа билетов компенсирует только 40 млн евро в год.

Но не все так просто. В стране с населением 600 тыс. человек (что меньше, чем во многих мегаполисах) огромна доля занятых на рынке труда, приезжающих на работу из-за рубежа (по-французски так называемые фронталье), из-за чего в столице Великого герцогства каждый день собирается не менее 400 тыс. автомобилей. Доля фронталье на люксембургском рынке труда составляет 190 тыс. человек. Получат ли они, а также туристы право на бесплатный общественный транспорт наряду с резидентами Великого герцогства? Будем надеяться, хотя однозначного ответа на этот вопрос мне найти не удалось. Одни утверждают, что и для фронталье транспорт будет бесплатным, а другие – что оплата пойдет по сниженному тарифу.

В транспортном отношении Люксембург развивается активно, и это видно невооруженным глазом: в ключевых местах столицы – все время сплошные стройки. Проекты действительно нешуточные. В декабре 2017 года, например, был запущен трамвай, и за год, по подсчетам, он десять раз обогнул земной шар – проделал 405 тыс. км и перевез 4,6 млн пассажиров.

С оплатой же общественного транспорта больших проблем никогда и так не возникало. В поезде у вас обязательно проверят билет, а вот в автобусе водитель не спросит у вас оплату проезда, да и с контролерами мне до сих пор ни разу не приходилось встречаться. Может сложиться впечатление, что уже сейчас существует некое негласное разрешение на бесплатный проезд в автобусе, раз уж все к тому идет.

Совсем не так в соседней с Люксембургом Бельгии. Здесь бесплатный транспорт называют утопией – цены выше, водитель автобуса непременно проверит ваш билет, да еще и контролеры могут пройти. Проехать зайцем в Бельгии не получится. Вообще с бельгийскими автобусами у меня своя, длительная история отношений. Особенно с самой протяженной автобусной линией королевства – Атю–Льеж длиной 151 км, преодолеваемой за 2 часа 58 минут.

28-12-2_t.jpg
Бич Люксембурга – постоянный ремонт улиц и
автомагистралей. Фото автора
Этот автобусный маршрут существует с 1949 года, когда он связывал заводы черной металлургии под Льежем и в Атю, принадлежавшие льежским компаниям. До сих пор каждый день, включая выходные, по этой линии № 1011 проходит по три автобуса в каждом направлении, плюс еще несколько идет по урезанному маршруту Бастонь–Льеж (напомню на всякий случай, что Льеж–Бастонь–Льеж – это еще и знаменитая однодневная велогонка). Популярность и необходимость линии связаны с тем, что прямого железнодорожного сообщения на этом участке нет.

Когда я жила в Атю, то ездила на автобусе № 1011 до Арлона – столицы бельгийской провинции Люксембург. Затем, переехав в Мартеланж, расположенный выше Арлона, также отправлялась в Арлон на 1011-м, но ехала уже в сторону Атю, а не в сторону Льежа. Наконец, найдя в Льеже курсы для получения новой специальности, я освоила последний участок этой долгой трассы: дистанция Мартеланж–Льеж преодолевается на автобусе приблизительно за 2 часа 20 минут. Учитывая утренние и вечерние пробки в Льеже, около пяти часов каждый день приходилось проводить в «полюбившемся», практически ставшем родным автобусе, где нет-нет, да примостишься от усталости на двух сиденьях в положении лежа.

Еще одно отличие бельгийских автобусов от люксембургских заключается в том, что водители первых не прочь побастовать. За те три месяца, что я каждый день ездила в Льеж, случилось две такие забастовки. Но 1011-й считается коммерческим и в забастовках не участвует. Правда, до пункта назначения в день забастовки он не доходит, останавливается в пригороде Льежа Шене. Это, разумеется, отпугивает очень многих, и автобус, когда я в первый раз попала в период забастовки, шел практически пустым.

Во второй раз у нас превентивно отменили занятия, так как «желтые жилеты» тогда уже бушевали вовсю, и было ясно, что до центра Льежа доберутся немногие. Но выехать из Льежа накануне забастовки, в четверг, было трудно. Те, кто остается в Льеже всю неделю, а домой возвращается только на выходные, решили уехать в четверг вечером. В итоге принять пассажиров нашему дорогому водителю Монике – единственной женщине, работающей на этом маршруте, – удалось только на остановке «Опера» (здесь он берет свое начало) и на следующей остановке – это знаменитый железнодорожный вокзал Льеж-Гиймен. Дальше автобус шел с табло «Полный», а посему человек 15, ожидавших его на остальных остановках, остались за бортом. Не знаю точно, было ли отправлено за ними подкрепление или транспортная компания просто развела руками со словами: «А что вы хотите? У нас забастовка!»

Нельзя не согласиться с утверждением местных жителей о том, что для такой глухой провинции общественный транспорт в приграничной бельгийско-люксембургской местности развит очень неплохо. Однако таким чудаковатым, не желающим водить машину «пришельцам», как я, конечно же, хочется большего. И прежде всего более развитого железнодорожного или трамвайного сообщения. Например, прямых поездов Арлон–Льеж, Льеж–Люксембург.

Ну и, разумеется, прямого авиарейса Люксембург–Москва. Для полного счастья.

Люксембург-Льеж


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости