Принцип рекламы во все времена – доказать, что вам вполне по силам утопию воплотить в реальность. Фото РИА Новости
О рекламе говорят много. Иногда – слишком много. Не всегда хорошо. Но чаще всего – лозунгами и призывами.
«Реклама – двигатель торговли!» – с этим самым старым и самым трафаретным лозунгом можно согласиться: продвинуть какой-либо товар без рекламы нереально. Покупателя нужно сначала ошарашить, потом убедить, а уж потом, как в старой песенке про Буратино, «делай с ним, что хошь!».
«Реклама – двигатель прогресса!» – это тоже пусть на каждом заборе и не написанный, но вполне понятный тезис: хорошо разрекламированный и хорошо продаваемый товар заставляет думать над улучшенными моделями, над тем, куда нам плыть – а это почти всегда прогресс.
«Реклама – зеркало жизни!» Что-то в этом скорее всего есть, но ведь нельзя же рекламу считать своеобразным пособием, по которому будущие историки станут судить о реальности человеческого бытия в ту или иную эпоху. Или можно?
Почему бы не попробовать использовать этот метод реконструкции жизни на примерах, скажем, вековой или более давности? Благо, что для этого нужно всего-навсего открыть любой журнал или газету, изданные в начале XX века. Представим себе, что у нас нет других источников информации о жизни наших прадедушек и прабабушек.
Итак, как и чем жил человек в те годы в патриархальной Москве, в вицмундирном Санкт-Петербурге, то ли вовсе в заштатном Одоеве или Серпейске? Как он, бедолага, проводил свой обычный день?
Ранним утром, едва продрав глаза и почистив зубы «незаменимым чудо-эликсиром «Калодон», каждый подданный Российской империи садился завтракать. Откушав на завтрак чашечку «Какао «Ван Гутен», без которого не обходится ни одна семья» вприкуску с «Чайным печеньем «Товарищества Эйнем», москвич (петербуржец) немедленно бросался в аптеку, чтобы улучшить процесс пищеварения «Флатулиновыми пилюлями доктора Росса». Впрочем, тут у него был выбор: он мог ограничиться «Идеальным слабительным «Пурген», рекомендуемым лучшими врачами Европы».
День настоящего москвича (петербуржца) проходил в трудах праведных, но строго по рекламному расписанию. Лысые мужчины, сидя в своих конторах, не отрываясь от производства, старательно выращивали на голове волосы «самого модного в этом сезоне брюнетистого оттенка». Делали они это, разумеется, с помощью «безотказного средства «Перуин». А в это время их свободные от необходимости служить элегантные жены, сестры и сердечные подруги, окрасив свои «шикарные волосы», выращенные при помощи «настоящего майского бальзама («Требуйте во всех аптеках города!») и окрашенные «краской «Прима-Индиана», старательно и весьма успешно модернизировали свой бюст «по проверенному временем методу Гренье».
Реклама и в начале прошлого века обещала России сладкую жизнь. Фото агентства «Москва» |
Можем мы встретить на рекламных полосах газет и журналов начала ХХ века и знакомые нам названия. Например, таблетки «Валидол», о которых честно говорилось, что они «являются лучшим средством от тошноты». А тошноту, очевидно, в те годы наводила реклама, что, впрочем, и через сто с лишним лет многим вполне понятно!
Думаете, такая реконструкция возможна только для отдаленных исторических эпох, а времена сравнительно недавние мы и так хорошо помним?
Хотя… Если написано в «Вечерке» образца 1964 года, что лучший отдых – на курортах Кавказа и Крыма, значит, так оно и было! И никакие рассказы собственной бабушки о том, что в очереди за сомнительной по качеству котлетой в ялтинской столовой нужно было стоять полтора часа, а на пляже было запрещено появляться ночью, когда там царствует желанная романтика, нас не убедят. Или, к примеру, известный лозунг «Храните деньги в сберегательной кассе!». А где их, собственно говоря, было еще хранить, как и летать на чем-то еще, кроме «самолетов «Аэрофлота»? Но раз реклама советовала, значит, люди так и делали, хоть бы и будь у них выбор!
Уже сейчас, когда мы разворачиваем газету сравнительно недавних 1990-х, кажется неоспоримым, что насущной необходимостью для каждого жителя России было посещение ваучерных аукционов и игра на многочисленных биржах движимости и недвижимости. Сегодня их с успехом заменяют лотереи, выигрыш в которые никак не может быть меньше миллиона рублей, а также точное попадание в цель с ответом на вопрос «Кто забьет очередной гол в очередном матче?».
Вот и наша нынешняя жизнь вполне может когда-нибудь предстать перед потомками в подобном виде. Ведь как мы, по мнению рекламодателей, живем? Утречком, едва продрав глаза, спешим к телевизору, чтобы успеть увидеть рекламу нового умопомрачительного сериала «В постели с чужой бабушкой». Там снимаются наши любимые актеры, имена которых мы хотим, но не можем запомнить, а потому смотрим анонс фильма не менее шести раз, пока он не уступает место сообщению о чудо-лекарстве, одновременно помогающем от глистов и появления лысины на макушке. А без приема «единственных в своем роде» таблеток, устраняющих вздутие живота, вход в автобус в начала XXI века, как будут убеждены потомки, был категорически воспрещен!
Что мы с вами узнаём о себе вечером? В этот час наш телевизор, вклинившись в первую попавшуюся паузу фильма (не предусмотренную его создателями), сообщит вам, что вас весь день ждали в соседнем гипермаркете, но если вы сегодня не успели – не беда: завтра вас там будут ждать у кассы в то же время. И что, купив две стиральные машины по цене одной, вы «сделаете правильный выбор».
И вообще наши внуки, прочитав объявление о долгожданной для их бабушек «черной пятнице», которая продолжается и в субботу, и в воскресенье, и даже в понедельник, будут считать, что мы ничего так не любили, как тринадцатые числа и несчастливые дни недели.
Реклама – двигатель истории. Или, во всяком случае, ее великолепное кривое зеркало. Вот только всякий ли человек по прошествии ста лет в этом сумеет разобраться?
комментарии(0)