Тбилисцы радуются праздничной иллюминации. Фото со страницы мэрии Тбилиси в Facebook
К Новому году в Грузии готовятся загодя и отмечают этот праздник с размахом. Как и везде, украшенная елка, обильное угощение, много гостей, открытки, поздравления, подарки… Но есть и свои особенности.
Так, в Грузии всегда салютовали приходу Нового года. Примерно без пяти двенадцать мужчины заряжали охотничьи ружья (в Грузии вообще было много увлеченных охотой) и – выйдя на балкон или прямо из окна – начинали палить в небо из двустволок. Сначала один залп, затем другой, третий, и так по цепочке десятки, а может, и сотни хлопков раздавались по заснеженному старому Тбилиси. Очень красивое зрелище – словно попал в сказку.
Правда, в начале 1990-х, когда Грузию захлестнули гражданские войны, новогодний салют больше напоминал начало третьей мировой войны. Стреляло все, что может стрелять. Уже ровно в 12 часов ночи я знал наверняка, что у соседа слева, интеллигентнейшего коренного тбилисца, есть автомат Калашникова и патроны в огромном количестве. Новый год уже наступил, а он еще минут 10 озарял округу трассирующими пулями.
Сосед справа, профессор и доктор наук, скромно палил в воздух из пистолета Макарова. Автоматную стрельбу периодически заглушал рокот крупнокалиберного пулемета через две улицы от меня. Сегодня, к счастью, это уже история…
Теперь что касается елки. Помимо привычной зеленой красавицы в Грузии, особенно в западных регионах, принято было ставить чичилаки. Это некое подобие рукотворной елки. С длинной, прямой и не очень толстой палки остро отточенным ножом по кругу снимают тонкую стружку. Но не срезают до конца. При определенной сноровке можно смастерить чичилаки с очень длинными и густыми завитушками. Это древняя традиция, и сегодня никто точно не знает, кто, когда и почему придумал чичилаки. Возможно, люди, коротая долгие зимние вечера у очагов, забавляясь, мастерили некое подобие елки.
Итак, Новый год наступил. Подняты бокалы с шампанским и вином. Традиционное застольное «Мравалмжамиер» – грузинский вариант «Долгого лета», – которое исполняют мужчины в привычной манере многоголосья. Красивые тосты до утра с наилучшими пожеланиями всем без исключения…
Зимний базарный ассортимент почти не уступает летнему.
Фото РИА Новости |
Кстати, для грузин очень важно, кто первым в Новом году переступит порог твоего дома. Считается, что если это сделал хороший человек, то все у тебя сложится хорошо. И человек этот называется меквле. Если перевести дословно, то меквле – это «идущий по следу», то есть по следам Нового года. Кстати, меквле может оказаться не только человек. Например, кошка или собака, которые вышли погулять, а затем вернулись домой и первыми переступили в новом году его порог, тоже считаются меквле, что не очень желательно.
С меквле связано много интересных и забавных историй. Одна из них произошла много лет назад с моим другом детства, тезкой Николаем. В новогоднее утро, тогда еще маленький мальчик, он бродил по двору, дожидаясь друзей. Одна из соседок подозвала Николая, пригласила домой, накормила сладостями. Так маленький Коля оказался невольным меквле этой семьи. А в семье той были две дочери на выданье, которые почему-то засиделись в родительском доме. И вот в том же году обе сестры наконец-то вышли замуж. Все только и говорили о том, что у Коли из нашего двора, что называется, легкая рука или в конкретном случае легкая нога. Он первым переступил порог соседского дома и принес в семью счастье.
После этого случая все наши соседи, знакомые, малознакомые и даже незнакомые люди с ближайших улиц хотели уже в следующем году заполучить Колю в качестве меквле. Кто-то даже шутил, рассказывая, что люди составляли некие списки очередности, по которым взрослые дяди и тети якобы собирались водить за руку маленького Колю из дома в дом…
Новогодний ужин в Грузии – это не просто застолье, а настоящий пир. Во-первых, надо принять большое количество гостей, а во-вторых, считается, что именно от количества и разнообразия блюд на столе зависит благополучие семьи в последующие 12 месяцев. Так что грузинские хозяйки очень стараются.
Только салатами и заливной рыбой в новогоднюю ночь обойтись никак нельзя. Если рассказать кому-нибудь, что 31 декабря ты просто заскочил в супермаркет, чтобы купить разных закусок, деликатесов, полуфабрикатов и приготовил все на скорую руку, тебя просто засмеют.
Накрыть новогодний стол в Грузии – целый ритуал. Прежде всего это поход на рынок, или на базар, как говорят в Тбилиси. Сперва составляются списки блюд и соответственно продуктов, которые надо купить. Обычно поход на базар начинается числа 29-го – чем ближе к празднику, тем дороже продукты. Идут всей семьей, но основная тяжесть и в прямом, и в переносном смыслах ложится на плечи мужчины. Надо торговаться, сбивать цену, выбирать мясо, поросенка, который в жареном виде станет главным украшением стола, фрукты, приправы, сыр и многое другое. Все это делает мужчина. Купленные припасы порой весят 15–20 кг. И все это надо донести до кухни.
А вот уже на кухне в дело вступает женщина. Что касается закусок, то салат оливье в Грузии любят так же, как в России. Много закусок из пхали. Их готовят на основе свеклы или шпината, пропущенных через мясорубку с большим количеством тертого грецкого ореха и обилием разнообразных специй – уцхо сунели, больше известных в России как хмели-сунели. Все это очень вкусно и полезно.
Затем цыплята табака; у хорошей домохозяйки они получаются с золотистой хрустящей корочкой. И, конечно же, сациви – отварная индюшатина или курятина, приготовленная особым способом в густом ореховом соусе. Обязательно хачапури – лепешки с сыром. И лепешки с красной фасолью – лобиани, а такие же лепешки с рубленым мясом – кубдари. Последнее блюдо – излюбленное лакомство сванов – грузинских горцев. С кубдари много возни, поэтому его готовят редко.
И, разумеется, на новогоднем столе неизменная зелень, огурцы, помидоры, а также сыры. Обычно это сулугуни и довольно специфический, с душком, но очень вкусный и пикантный сыр гуда (не путать с гаудой!) – любимое лакомство пастухов. Если у хозяйки остается время, она может испечь мчади – небольшие кукурузные лепешки, которые прекрасно сочетаются с сыром, а также с пхали и соленьями.
Но главное блюдо на столе – жареный поросенок с темно-коричневой хрустящей корочкой. Если плита позволяет, то хозяйки жарят поросенка в духовке целиком. В крайнем случае его разрезают на две половинки и жарят частями. Но самый вкусный поросенок получается тогда, когда его готовят на углях, в раскаленном тонэ. Тонэ – это более привычный для слуха россиян тандыр. В нем пекут удивительно ароматный грузинский лаваш.
Так вот распластанную тушку поросенка, предварительно обмазав сливочным маслом, нанизывают на специальный вертел и опускают в тонэ. И лишь очень опытный повар сможет правильно приготовить поросенка. Почти каждую минуту вертел нужно поворачивать, периодически вынимать и вновь и вновь обмазывать поросенка маслом. Передержишь тушку в раскаленном тонэ полминуты – поросенок подгорит.
Ну и какое грузинское застолье без старого доброго вина! Оно, впрочем, как и шампанское, льется рекой. Но вино белое. Многие ошибаются, думая, что в Грузии отдают предпочтение красному вину. Конечно же, красное вино всегда на столе, но мужчины предпочитают белое. Оно легко пьется и прекрасно усваивается, тем более за новогодним столом с обилием прекрасных блюд, в кругу родных и близких, когда произносится много тостов с пожеланиями мира, счастья, здоровья и благополучия. С Новым годом, с новым счастьем!
комментарии(0)