0
4980
Газета Стиль жизни Печатная версия

01.11.2018 16:46:00

Мы вышли все на свет из кинозала

Параллельные прямые не пересекаются только в геометрии

София Вишневская

Об авторе: София Вишневская – филолог, журналист.

Тэги: кино, история, культурологическая премия, германия, марика ркк


кино, история, культурологическая премия, германия, марика рёкк Вручение в 1998 году Марике Рёкк немецкой культурологической премии Bambi. Первым лауреатом этой премии в 1948 году стала также Марика Рёкк (вдвоем с актером Жаном Маре). Фото с сайта www.bambi.de

Книгу «Сердце с перцем» с роскошной фотографией на обложке я увидела на небольшом развале. Много там было разных старых вещиц, не антикварных, нет,  конечно, – ерундовых, копеечных, но имеющих ценность для всех, кто помнит их время. Скалки, механический безмен, вышивка крестом «Три богатыря» (без рамы), облупленный китайский термос с павлинами, связка ржавых ключей, амбарный замок. Катушки без ниток, грибок для штопки. Но я схватила книгу, цена на которую возрастала по мере моей нескрываемой радости: нашла, черт побери!

– Помните? – спросила  торгующая тетка моих лет. 

– А то?!  

И мы понимающе улыбнулись друг другу. 

«Мы вышли все на свет из кинозала...» – писал Бродский.  Действительно, когда-то давно, единственно доступное, дешевое, за десять копеек огромное впечатление... Впечатление перерастало в событие, событие – в знание, знание – в экранную страсть. Книги, фильмы, пластинки. И все. Но хватило на целую жизнь.

Нематериальное живет само по себе. И не нужны специальные усилия, чтобы вспомнить звук порвавшейся кинопленки на утреннем сеансе в Доме ученых на улице Правда Востока, когда показывали трофейные фильмы «Багдадский вор», «Серенада солнечной долины», «Джордж из Динки-джаза», «Девушка моей мечты». А также фильм всех  времен и народов «Леди Гамильтон» с юной Вивьен Ли. В Роберта Тейлора, по-моему, было влюблено все женское население нашей необъятной родины. И как зажигалась в зале тусклая контрольная лампочка, и как все терпеливо ждали, пока киномеханик склеит пленку, и радовались стрекочущему пыльному лучу, направленному на экран. Если паузы затягивалась, кричали: «Сапожник!» Почему именно сапожник, а не портной, не знаю до сих пор, но орали все без злобы и раздражения: это был ритуал, акт участия и присутствия.

Сначала показывали киножурнал «Новости дня». Обязательно военную хронику, пленка была желтой, в царапинах, но смотрели мы с замиранием сердца. Потом начиналось кино, как правило, картины предварял текст – всегда одного и того же содержания, вызывавшего в наших чистых душах восторг и гордость: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году». После этого сообщения в зале раздавались топот, грохот, аплодисменты и одобрительный свист. Всегда! Мы победили!

…Через много-много лет узнаешь, что английские и американские фильмы не могли быть трофейными; когда война закончилась, пригород Берлина Бабельсберг, в котором кроме киностудий находился богатейший архив не только немецких фильмов и документов, оказался в советской зоне. Все это богатство было отправлено в Москву, в Госфильмофонд. А потом по всей стране показывались замечательные фильмы – как бы по законному праву победителей.

Цветная музыкальная комедия «Женщина моих грез» (Die Fraumeiner Trдume, 1944), в нашем прокате «Девушка моей мечты», – чуть ли не единственная трофейная лента.

В фильме все было невиданное, недоступное, манящее: красивые одежды, роскошные интерьеры, танцы, песни, любовные истории. Слова из неизвестного словаря – камеристка, импресарио, мюзикл, контракт… 

Смотрела фильм и воображала (мечтать – моя любимая услада и сегодня): это я и есть звезда эстрадных представлений, Юлия Кёстер, это я еду на поезде, и это в меня влюбляются все горные инженеры. И с ними я танцую и пою в роскошных прозрачных платьях на гладком и блестящем мраморе танцпола: «Я цветы бесплатно всем дарю-ю и танцуя песенку пою-ю...» 

Параллельные прямые не пересекаются только в геометрии (о неевклидовых пересечениях говорить не будем, сложно для неискушенного ума), зато часто и неожиданно пересекаются в жизни. Мы приехали в Австрию кататься на горных лыжах. Мы – это слишком лихо сказано, я не умею, и если быть до конца откровенной, к спорту давно равнодушна… Нет, я не могу сказать, что совсем лишена азарта новизны, я люблю живые пейзажи, белые склоны, скрип канатки, гондолы на немыслимой высоте, веселую, яркую, экзотическую толпу со всего мира, летящую с гор…

Но мне хотелось личных впечатлений – и я отправилась за ними в Вену. И там примкнула к группе русских туристов, которые собирались на экскурсию по пригородам австрийской столицы. Нас привезли в Баден на трамвае и показали красивый городок словно с новой рождественской открытки, волшебно застывший под белыми, редкими, узорчатыми снежинками. Богатый, нарядный, кукольный. В красивых декорациях.

Делать и смотреть там абсолютно нечего. Разве только лечиться, Баден – курорт с термальными сернистыми источниками. Лечиться никто не хотел. Можно было пойти в знаменитое Casino Baden. И выиграть миллион. Но без смокингов не пускают, вечернюю одежду можно было взять напрокат, но это дорого. У дам были свои проблемы: войлочные сапоги и стилизованные валенки с цветочками. И парки диких  кислотных расцветок с меховыми капюшонами. Исключено!

В Бадене самый большой в Европе парк роз, но никто не захотел любоваться цветами – декабрь любит хвою. Сначала выпили кофе в уютном павильончике, сожрали дикое количество венских булочек и яблочного штруделя, потом напились абсента и покурили (еще можно было в общественных местах). Обалдели от непривычного сочетания аниса, шалфея, фенхеля и полыни – гадость редкая этот напиток, прославленный в живописи и художественной литературе. Блин, какие имена – Оскар Уайльд, Поль Верлен, Тулуз-Лотрек, Эрнест Хемингуэй! Приобщились к великим, сто раз вспомнив нашу чудесную водочку… Потом помчались в сувенирный магазин. И накинулись на бедного Вольфганга Амадея в разных коробках с бесконечными портретами в овале. Еще на развес продавались шоколадные Моцартовы головы и шоколадный ликер «Моцарт». Моцарт отечества не выбирает, отечество выбрало его на эту роль блестящей этикетки.

Нашего гида звали Тобиас (он из поволжских немцев). Симпатичный, вежливый, владеющий (в отличие от многих в нашей группе) прекрасным русским языком. Посмотрев на часы и свою разгулявшуюся группу (все-таки с утра галлюциногенный напиток с непредсказуемым действием!), вдруг предложил:

– Хотите посмотреть на фрау Рёкк? Это рядом. Вам очень повезло. Она в это время возвращается из кафе, где завтракает и просматривает свежие газеты. Это ее обычное расписание, когда она не уезжает выступать. 

Народ, страстно желавший дополнительных впечатлений за те же деньги, радостно согласился, недоумевая при этом:

– Кто это, фрау Рок? 

– А разве она еще живая?

– Шутите, она давным-давно умерла, старушенция! 

– А что, она еще выступает? Ха-ха! Подстилка немецкая! Помните, в фильме «Обыкновенный фашизм» ее называют главной звездой гитлеровского кино и кошкой секса. Хотел бы я иметь ту кошечку прямо сейчас…

– И даже триумфально выступает, – уважительно отозвался Тобиас, которому наш разговор был неприятен. И подробно, с мельчайшими деталями и  восхитительными подробностями, стал рассказывать, как фрау Рёкк принимала участие в концерте, посвященном столетию ее знаменитого друга Имре Кальмана  в 1998 году, – то было яркое  и памятное выступление: пела, отплясывала чардаш, била степ.  С девяти лет блистала в Будапеште. В одиннадцать – танцевала в варьете «Мулен Руж» в Париже, потом в Лондоне, Нью-Йорке, на Бродвее, американцы называли ее «маленькой венгерской принцессой». Стала  одной из самых популярных киноактрис предвоенной Германии. Звезда. «Примадонна рейха». С детства и до глубокой старости – на арене, подмостках, экране... Но и это не все. Написала  книгу воспоминаний  «Сердце с перцем» (Herz mit Paprica), которая издана и переиздана множество раз… 

И вот в Бадене в ту удивительную минуту – ни в сказке сказать, ни пером описать, абсолютно нереальное мгновение, но все правда и явь! –  к нам приближалась Марика Рёкк. Она чуть замедлила шаг и поклонилась, как на сцене. Всем вместе. И каждому отдельно. Посмотрела на меня и улыбнулась. Даже если мне это показалось, не важно. В 2002 году в неизвестном мне австрийском городке Баден я увидела живую (!!!) звезду экрана и собственных грез. Никогда бы не подумала, что ей почти 90 лет. 

И была она из другого времени. Другого мира. Почти умершей эпохи... В мехах, излюбленной шляпе с большими полями, лаковых лодочках. Как шла? Прямо! Летела, плыла, вальсировала на запорошенной снежной дорожке. Я долго смотрела ей вслед, пока она совсем не исчезла из вида, как когда-то с экрана… А потом из моей жизни. Уже навсегда.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
1091
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1954
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1954
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
961

Другие новости