0
7457
Газета Стиль жизни Печатная версия

08.10.2018 17:40:00

Непредсказуемая Африка

Памятка белым репортерам от бывалого человека

Игорь Ротарь

Об авторе: Игорь Владимирович Ротарь – независимый журналист и публицист (США).

Тэги: африка, цар, кения, руанда, спид


африка, цар, кения, руанда, спид Конечно, для счастья многого не надо – так живет семья в африканской глубинке. Фото Романа Кашигина

Убийство российских журналистов в ЦАР вызвало в российском обществе бурную дискуссию о том, как следует вести себя репортерам в  Африке. Возможно, это и звучит цинично, но случившаяся трагедия меня отнюдь не удивила: сегодня черная Африка – весьма опасное место для белого человека. Попытаюсь доказать это на примере своих журналистских путешествий в Кению, Руанду, а также Гаити – страну чернокожих в Новом Свете.

Мой самолет в столицу Кении Найроби прилетел поздно ночью, и я остановился в отеле в двух километрах от центра города. На следующее утро я решил прогуляться пешком, но был остановлен охраной на выходе из отеля.

– Сэр, возьмите такси. Пешком вам не дойти – вас обязательно ограбят.

Выяснилось, что по Найроби можно ходить пешком только в самом центре города, да и то только днем, а так единственный способ передвижения белого человека по столице – это такси. Кстати, местные жители иногда выручают слишком беззаботных белых. 

Как-то я возвратился в кенийскую столицу на маршрутке и опять же со свойственной мне беспечностью попытался дойти до отеля пешком. Меня немедленно вызвалась проводить молодая женщина. По пути она обходила группки праздно стоящих молодых людей, и таким образом мы без приключений достигли места моего проживания. К слову сказать,   добрая девушка отказалась взять с меня чаевые, она просто искренне хотела мне помочь: «Один бы вы не дошли до отеля, сто процентов».

Увы, такая бескорыстность довольно редка. Большинство моих встреч с кенийцами заканчивались просьбой денег или других услyг. Например, официантки в ресторанах часто просили меня  помочь им «устроиться на учебу в Европу». Фотографировать в Кении очень сложно: люди всегда начинают требовать дань за снимок, причем часто в очень агрессивной форме.

8-16-2_t.jpg
Бедность подавляющего большинства населения –
самая большая проблема континента. Фото Романа Кашигина

Откровенное попрошайничество в Кении нередко сочетается с почти карикатурным обожествлением «белого господина»; так, в деревнях  женщины нередко бросались целовать мне руки. 

 При этом неверно думать, что корыстное отношение к белым характерно только для кенийцев, «развращенных» цивилизацией. Так, например, я пожил в племени скотоводов-кочевников масаи. Они обитают в шалашах, а их женщины ходят с обнаженной  грудью. Основная  пища кочевников – смесь молока и крови коровы. Когда я угостил своих новых знакомых сыром, то они мне признались, что еще никогда не ели этого продукта. Так вот, даже эти «полудикари» отказывались фотографироваться бесплатно. Более того, масаи придумали своеобразный рэкет в отношении белых туристов. Они приходят на их бивак и начинают без спроса исполнять национальные танцы, а затем вымогают дань. Интерес к деньгам «богатых» сочетается у местных бедняков с совершенно беспричинной агрессией. Так, на окнах кенийских поездов водружены решетки. Когда поезд проезжает кварталы бедняков, то в него летят камни и бутылки – это просто вымогают деньги.

Проституток можно встретить в Кении на каждом углу, за очень небольшую мзду на интимную близость пойдет и практически любая горничная отеля. Но многие местные девушки «любят» музунгу (дословно «бескожий», как здесь называют белых) совершенно бескорыстно. Появиться на улице с белым очень престижно, поэтому многие африканки готовы «полюбить» «бескожего» сразу же после романтического вечера в ресторане. И все же идти на интимную близость крайне нежелательно. Число зараженных СПИДом в стране приближается  к 10% (причем многие женщины даже и не знают, что они больны), так что лучше проявить целомудрие.

«Акуна матата» можно перевести с суахили как «беззаботная жизнь», но это же выражение имеет и другое значение: «Без проблем!». Эту фразу можно услышать на кенийском острове Ламу повсеместно. Говорящие на суахили местные жители – не только ревностные мусульмане, но и очень гостеприимные люди. Это, пожалуй, единственное место в Кении, где белого человека не пытаются ежеминутно развести на деньги (впрочем, за фото нужно платить и здесь) и готовы помочь туристу совершенно бескорыстно. Но, как говорится, исключение лишь подтверждает правило. 

8-16-3_t.jpg
Африканские дети всегда любят фотографироваться
и прекрасно позируют перед камерой.
Фото Романа Кашигина

В 1994-м в далекой африканской стране Руанде произошла кровавая бойня между народностями хуту и тутси, стоившая жизни около 20% жителей страны, в основном тутси. На сегодняшний день это наиболее широкомасштабная гуманитарная катастрофа XX века. 

В Руанду я приехал через два года после бойни. Первым моим шоком был отель, где я остановился. Я выбрал его по вполне солидному западному путеводителю, но не учел, что рекомендации составлялись до начала конфликта, а после войны в стране все изменилось. Отель охранял громадный вооруженный негр, он просыпался в четыре утра и начинал громко петь и бить в барабан.

Как ни странно, в отличие от Кении, передвигаться по стране было относительно безопасно; новые власти навели кое-какой  порядок, и убивать белых попросту боялись. Увы, попрошайничество в этой стране было распространено не меньше, чем в Кении.

Общаться мне приходилось практически исключительно с тутси, лишь среди этого народа попадались относительно образованные люди,  говорившие по-английски. Впрочем, с несколькими образованными хуту мне все же один раз удалось поговорить. Они утверждали, что если ребенок хуту проявляет способности, хорошо учится, то тутси его немедленно убивают. Возможно, это и преувеличение, но в любом случае очень показательно, что такое убеждение распространено среди хуту. 

В этой стране меня также поразило, как проходит день Национального траура, посвященный жертвам геноцида. Погибших во время бойни не похоронили в земле, а держали в ямах, покрытых пленкой. В день национального примирения в присутствии иностранных дипломатов и согнанных крестьян-хуту пленки снимали, и собравшиеся лицезрели  разложившиеся труппы. Из ямы шел сильный смрад, при мне жена одного иностранного дипломата упала в обморок. Руандийское правительство считало, что «смотрины мертвецов»  убедят местных жителей не убивать вновь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Филипп Чижевский представил необычный вариант моцартовской «Волшебной флейты»

Филипп Чижевский представил необычный вариант моцартовской «Волшебной флейты»

Александр Матусевич

0
778
Сон в Царском Селе

Сон в Царском Селе

Маргарита Васильева

Китайский мостик, поэзия Николая Гумилева и прозрачные аллеи

0
4519
В суперфинале Глобальной шахматной лиги "Континентальные короли" победили "Рыцарей Аляски"

В суперфинале Глобальной шахматной лиги "Континентальные короли" победили "Рыцарей Аляски"

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

На чемпионате США лидирует Фабиано Каруана

0
2466
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2211

Другие новости