Человек – не птица, ему б надо поосторожнее с полетом фантазии. Художник Николай Эстис. Из цикла «Птицы»
Человек – существо беззащитное, оттого-то ум его пытлив и изворотлив. Пытливость ума довела слабого человека до состязаний со всемогущей окружающей природой и с неукротимой тьмой внутренних инстинктов, а изворотливость – до освоения всех наличных сред и сочинения себе отдельной стихии. Так, к исконным океанам моря, пустыни, воздуха и космоса человек присовокупил и свой виртуальный океан фантазии. Но если для автономного существования в четырех извечных стихиях человек смастерил себе сложнейшие махинерии и облачения да напридумывал уйму правил для всеобщей защиты там от любой частной тьмы, то в свою пятую стихию, которую явно предпочитает остальным, он ничтоже сумняшеся частит неодет-необут-неустроен. А между тем океан фантазии не менее остальных смертельно опасен.
Пребывая в нем, можно не думать о том, что «в море – свои законы», но нельзя же об этом не знать! Фантазийный кодекс (его еще называют «фантомным», что тоже не лишено фантазии, но здесь и далее – просто ФК) объемен, сложен и заведомо золотообрезен, хотя все никак не выйдет отдельным изданием. И, однако ж, азы знаний о главнейших его понятиях должны быть усвоены при первом удобном случае еще «на берегу». Вот, кстати, и случай.
Есть у Маршака стихотворение «Если бы да кабы». Его идея – слить воедино всё подобное со всем подобным и дать единому человечищу срубить единым топором единое дерево в единое море ради вселенского «треска и плеска» только на первый взгляд кажется абсурдной (окстимся единое воображать абсурдным!) – она еще как насущна! В самом деле, если всех людей с их чертами, знаниями и опытом одномоментно взять и слить воедино, то получится нечто нечеловечески человеческое – единый Образ и Подобие, которые до вселенского шквала и шторма будоражат океан фантазии.
ФК призван регулировать не без малого все, что связано с этим океаном. Его общие нормы интуитивно понятны на любом культурном уровне, ведь фантазия подчиняется земным законам. Так, весь ФК зиждется на старинном законе Архимедовой силы: воображатель теряет в своей реальности столько, сколько приобретает фантазия, вытесненная им при погружении в нее. Посему: с какой бы целью и как бы надолго человек ни погружался в эту пучину, ему, дабы не сгинуть в ней, но приобрести, необходимо обзавестись защитным скепсисом и плавательным пузырем умудренности, помогающими выбраться с добычей наружу.
Субъекты ФК – это воображатели: зрители, читатели, слушатели – отдельно или разом. Воображатель воспринимает непосредственное впечатление от любого – зрительного или умозрительного – чувственного образа и развивает его в своей фантазии до подобия: материального (произведения искусства и пр.) или нематериального – отдельной мысли или сложной совокупности отчаянно стремящихся к взаимосвязанности понятий (наука, религия…).
Рассматриваемый здесь казус Образа и Подобия также находится в области вечной коллизии реальности с фантазией. Но если образ мы же собой и являем, то с подобием сложнее. Оно само по себе есть? И зачем безвремённому (всегда-никогда, подобному) – временное (смертное, образное)? Чему образ, знающий о себе, подобен, и обратно: каков образ знающего себя подобия?
Субъективно «я» – подобие Общечеловека, а объективно – отдельный образ. То есть «я» – неотделимая, но отдельно существующая часть Общего (всечасть), Общее же вне «я» не существует, хотя в «я» оно целиком не помещается (недоцелое). Выходит, что испокон века человек в своих субъективных мольбах и страхах требует объективного ответа от самого же себя: всечасть недоцелого обращается к недоцелому в ней самой. О какой объективности может идти речь, когда изначальная диспозиция вопроса и ответа ущербна уже хотя бы совпадением их дислокаций?
Вот, пожалуйста, «подслушано», как теперь говорят: отрывок из пьесы «Солилог».
Действующие лица:
Вы (всечасть, индивид, от целого).
Оно (недоцелое, сверхнее, без части).
Место действия: чертоги; время и обстоятельства действия: исконные.
Действие (условно) первое
Акт первый – Законодательный
Вы: Что я есьмь и почто?
Оно (устало): А, паки человек! Еси, дабы любить. Иже суть другие человеки: люби.
В: Как?
О (глубоким сверхголосом): Через всё! (Сверхпальцами): горы, моря, время, тяготы… (Засыпает.)
В: Что есть «Люби»?
О (сверхпохватываясь): Г-гм! Люби – это Закон. Он предустановлен. (Поворачивается, роняет буйну сверхголову.)
В: Момент-маль! Предустановленный Закон как-то предымплементирован? Мне б предынструкцийку какую…
О (трубя): Старайся… Из кожи вон! И гармонично! Для чего – вот тебе урок, а вот тебе порок. (Разверз сверхобъятие: аудиенция окончена.)
Вы, потупленно изглядев подолы возлежащего Всему Предстоящего, спускаетесь на землю, чтобы любить.
Акт второй – Дирижерский
В (с альбомом, где всё записали по нотам, поете): Эурэка! Люблю вот этого человэка!
О (порскнув): Хвала за сочинение! (Засыпает.)
В: А за исполнение?
О (этак бровью): За исполнение надо отвечать. (Храп.)
В (подобонервно воззвав): Так это же мое исполнение! Я за него отвечаю!
О (апатично): Нечего тогда у меня спрашивать.
Слюнявит пальцы, не глядя примакивает фитилек светила. Ночь первого действия.
Действие второе
Акт первый – Литературный
В (протягивая тетрадку, где всё записали: и сюжет, и фабулу): Так сойдет? Пропускаешь?
О (удрученно вчитываясь): Галиматья с рук никому не сходит, это первая поправка к Закону. Но так и быть – пропускаю, мимо. Шлепай, образинушка. (Торжественно подкручивая кудрящийся ус): Зарекаю тя!
В (во власти неукротимой справедливости): Но я ж по данным твоим, по скрижальнейшим правилам! Я ж и контрольно проверял!
О (умиленно назидая): Чем трудней задание – тем проверочней работа. (Внезапно. Зевая.): Люби паки, бесподобный.
Вы, пытаясь оглядеть собственное подобие, ретируетесь, чтобы любить.
Акт второй – Философский
В (созерцательно): Раз все должны любить, значит – и всех…
О (перебивая, возмущенно, дубася): Вот-те по рукам и чреслам! Ишь – «всех»!
В (вопя, возможно – от боли): …Раз всех – значит, и каждого…
Оно, негодуя, обнаруживает в своей руке нечто безмерное, хлесткое, визгучее, горячее, похожее на описанную в ваших опусах любовь, и замахивается этим.
В (в восторге испуга): Всех и каждого – ты. Но раз каждый кого-то должен любить, то и он сам кем-то должен же быть любим!
О (опустошаясь сверхруками и сверхчелом): Аминьваляй.
Прикручивает фитиль светила. Ночь второго действия.
Действие третье
Акт первый – Деятельный
В: Вот! Я люблю! Зело, как ты наказывал! Однако ж…
О (встрепенувшись плотоядной сверхулыбкой): Нака-а-азывал!
В (ища): …Скажи: неужто ж я не… или не… или (с ужасом) не?..
О (хмурится, как на заваленный горизонт): Неподобны деяния! Безобразна речь! Гм, понеже тщишься, то уж паки дерзни, я сделаю вид, что не видел. (Тая, оканчивает аудиенцию.)
Вы, закурками ощупывая ход, протискиваетесь восвояси меж чертожного всего.
И т.д. Любое действие вечной пьесы закончится отдыхом Его в Вас, от Вас и вне Вас. Вы тем временем будете безуспешно пытаться исполнить предвечный наказ, и Ваша попытка недопридется ко дворцу, как не может прийти на ум то, о чем у Вас нет понятия, или бесподобное – уподобиться образу, или образоваться подобие безобразного. Но где же мораль?
Мораль, сказал Декарт, стоит в иерархии наук на последнем месте, а мы знаем, что – по счету, но не по значению. Мораль сей пьесы во взаимообратной безвестности: каков Образ – таково и Подобие, и наоборот, каков судия, таков и суд его (и обратно), и каков воображатель – такова и его фантазия (и обратно). Это не дает части познать свое целое, а целому – свою часть, поэтому образ и кивает на подобие и судит его, а подобие – образ. А воображателю – воздается по фантазии его с силой, равной ее весу. Что ж, дура лекс – еще древние знали, но позволяет выжить.
комментарии(0)