0
3728
Газета Стиль жизни Печатная версия

11.07.2018 00:01:00

Пора балить

Роковая черта океана и другие чудеса Индонезии

Вадим Черновецкий

Об авторе: Вадим Михайлович Черновецкий – литератор.

Тэги: индонезия, бали, океан, индуизм, туризм


индонезия, бали, океан, индуизм, туризм Среди сотен отдыхающих на пляже зайти или заплыть в океан на большое расстояние никто не решается. Фото автора

На Бали многое поражает, например океан. В море хороший пловец может купаться даже среди полутораметровых волн – и спокойно возвращаться на берег. Я и сам много раз так делал. Не то океан. В городе Кута есть огромный пляж, где сидят тысячи людей. Сотни стоят в воде. И никто не решается зайти или заплыть за линию, где полутораметровая волна разбивается о дно.

Затем неглубокая вода метров 50–100 течет в сторону берега, чего ни на одном море я не видел ни разу в жизни. Потом она отливает обратно в океан. Даже прочно стоя на дне, человек чувствует, как вода, доходящая ему до пояса или ниже, с неимоверной силой тащит его от берега. Приходится вставать боком, сгибать ноги для большей устойчивости и реально сосредотачиваться на том, чтобы тебя не унесло. Можно представить себе, с какой яростью это возвратное течение утаскивает человека в открытый океан, стоит ему попасть на глубину и перейти роковую черту – ту линию, где высокая волна разбивается о дно.

Вдоль берега в воде через каждые 100 метров стоят спасатели. Когда становится слишком опасно, они свистят, чтобы люди отошли к берегу. Но не все их слушают. И не все купаются тогда, когда есть спасатели. Иные переходят ту черту – и на берег обычно не возвращаются. Океан оставляет себе тех, кто слишком его любит.

23 мая 1996 года таким образом утонул на Бали ученый и правозащитник Кронид Любарский. 2 мая 2012 года, тоже из-за возвратного течения на Бали, погиб публицист Марк Дейч – правда, спас при этом 12-летнюю дочь своих друзей.

Почему у океана кое-где такой длиннющий прибой и такое мощное возвратное течение, уносящее от берега? Потому что океан сильнее моря. Его волна идет к берегу тысячи километров и за это время набирается огромной мощи. Потом эта масса и сила, накатившись на берег, оборачиваются вспять – и прощай храбрец, ушедший за роковую черту.

Розовые фламинго – обитатели парка птиц на Бали.	Фото автора
Розовые фламинго – обитатели парка птиц на Бали. Фото автора

Можно ли как-то выжить, когда тебя тащит в открытый океан? Как ни странно, да. В такой ситуации люди начинают активно бороться с возвратным течением, выбиваются из сил, теряют контроль – и захлебываются в волнах. Или их просто очень далеко уносит, где их не могут найти. А надо, как это ни дико звучит, расслабиться. Благо в море и тем более в океане вода очень соленая и потому плотная, и сам по себе человек не тонет.

Возвратному течению противостоит сила прибоя. Некоторое время можно просто понаблюдать за их битвой и посмотреть, чья возьмет. Вдруг в конце концов прибой пересилит возвратное течение и океан сам вынесет вас на мелководье? Если же этого не произошло, надо действительно плыть к берегу. Но не прямо, как делают те, кто погибает, а под углом в 45 градусов. Тогда постепенно человек может вернуться и спастись.

Любопытно, что сами балийцы не любят плавать в океане. Сперва я думал, что это обычное равнодушие к тому, что видишь всю жизнь каждый день, что вечно под носом. Я семь дней провел в Мюнхене – и был на Мюнхенской телебашне. Три дня провел в Париже – и был на Эйфелевой башне. Родился и всю жизнь живу в Москве – и не был на Останкинской телебашне, хотя это самое высокое строение Европы. А чего? Куда она денется?..

Оказалось, что у балийцев другая логика. Их вера – индуизм с элементами язычества – говорит им, что злые духи живут внизу – в океане, а добрые – наверху, на действующем вулкане Агунг – высшей точке острова. Потому вулкан почитать надо, а в океане плавать не надо. Максимум – просто посидеть на берегу в свободное время. Как они умудряются жить почти на экваторе, где каждый день 30–32 градуса и довольно высокая влажность даже в сухой сезон, и при этом никогда не плавать, я не знаю. Лично мне там было хорошо только у океана или под кондиционером. Стоит выйти пешком из отеля и углубиться в город подальше от воды, как становится душно.

Правда ли, что влажные тропики – это всегда буйная растительность? В теории да. Влажные экваториальные леса, занимая всего 8% территории суши, содержат не меньше половины видов растений и животных, которые есть на нашей планете. Но такая красота и экзотика есть в диких лесах, парках, садах гостиниц. Если просто ехать по дороге и смотреть по сторонам, то увидишь нечто похожее на обычный русский лес, иногда перемежаемый кокосовой пальмой, инжиром, бананом.

Впрочем, на других островах Индонезии, не столь заточенных под туризм, экзотики и впрямь хватает. Там есть и настоящие непроходимые джунгли, и длительные конфликты людей и диких слонов с обоюдными жертвами, и гигантские ящеры-вараны – потомки динозавров, поедающие людей. Как-то раз они сожрали немецких туристов так, что остались только их интеллигентские очки. В общем, путешественника ждет много увлекательного.

Правда ли, что на Бали какое-то зверское, беспощадное солнце, превращающее европейца в кучку пепла или в лучшем случае в котлету? Что адски сгореть можно, даже лежа на пляже под грибком (!), за счет света, который отражается от песка? Таких страшилок я слышал перед поездкой очень много. На деле оказалось достаточно пользоваться солнцезащитным кремом с 11.00 до 14.30, причем далеко не самым сильным.

Возможно, впрочем, что мне просто повезло с типом кожи. На Бали я видел много сгоревших туристов из Австралии – потомков кельтов, самого белокожего народа в мире, и англичан – тоже людей довольно северных. 

Невыносимо яркое солнце было, когда мы летели на высоте 12 километров над экватором. Трудно было смотреть в окно, даже если солнце было с другой стороны и видно его не было. Все небо пронизывало какое-то ослепительное сияние. При этом в других широтах такого не было, равно и как и на земле близ экватора. Любопытно, что, даже летя на высоте 12 км, мы видели в районе экватора облака, которые были выше нас. Здесь они могут подниматься до 20 километров и выше! В средних широтах такое просто немыслимо.

Лишь ближе к концу полумесячного пребывания на Бали я внезапно осознал, что солнце днем светит здесь с севера, где у нас оно вообще никогда не бывает. Собственно, дневное солнце всегда светит со стороны экватора, просто у нас он на юге, а у них – на севере. Ночное небо Южного полушария тоже выглядит непривычно. Не зная толком, каков Южный Крест, я сумел найти его в ночном небе над Индийским океаном.

В парке рептилий нам предложили за небольшую плату кормление крокодила. Мы думали, что кормить будем мы и чем-то вроде крокодильего «Вискаса». Оказалось, что кормить будет работник зоопарка живой птицей, привязанной к шесту. Довольно крупная птица прекрасно понимала все происходящее и пронзительно визжала и билась в ужасе и отчаянии. Крокодил прыгал за птицей вверх, несколько раз промахнулся. Каждый раз птица из последних сил пыталась спастись. В конце концов служитель опустил палку, крокодил схватил птицу, пару мгновений она продолжала кричать прямо в его пасти, а потом все затихло.

Вероятно, вы спросите меня, какой вывод я предлагаю из этого сделать. Срочно распустить все парки рептилий, зоопарки и сафари-парки? Срочно обратить все человечество в вегетарианство?.. Нет. Но не нужно убивать животных без крайней необходимости. Так, охота ради забавы – очевидное зло.

В парке птиц на Бали очаровательные девушки – работницы заведения – спокойно сажают на руки посетителям гигантских попугаев, туканов и даже огромных разноцветных игуан, похожих на панков с ирокезом. А также дают подержать в руках черепах, чья плотность меня удивила. Совсем маленькая черепашка весила несколько килограммов, более крупная, полуметровая черепаха потянула килограммов на 20. Видимо, такую тяжесть придает им панцирь.

В целом могу сказать, что подготовка к столь дальней поездке – большая кутерьма и морока. Но все с лихвой окупается теми чудесами, которые поражают тебя, шокируют, будоражат и радуют на самом краю земли.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2267
Китай обходит США в борьбе за влияние на Индонезию

Китай обходит США в борьбе за влияние на Индонезию

Владимир Скосырев

Пекин нарастит масштаб инвестиций в третье по численности населения государство

0
1905
Зять покойного диктатора стал президентом Индонезии

Зять покойного диктатора стал президентом Индонезии

Владимир Скосырев

Джакарта благоволит и Америке, и Китаю

0
12618
Национальный эгоизм как стоп-фактор на пути к "шиитскому НАТО"

Национальный эгоизм как стоп-фактор на пути к "шиитскому НАТО"

Почему Ирану трудно собрать своих "прокси" в регионе под единые знамена

0
7095

Другие новости