0
3297
Газета Стиль жизни Печатная версия

10.07.2018 00:01:00

Текст в пространстве без гравитации

Чему нас учит тотальный переход на цифровые носители информации

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – заместитель главного редактора «НГ».

Тэги: книги, электронные книги, интернет, психология, эксперимент, гравитация


книги, электронные книги, интернет, психология, эксперимент, гравитация Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – вещь невесомая. Фото агентства «Москва» и PhotoXPress.ru

В конце 2010 года произошло событие, что называется, знаковое для читающей публики. А может быть – кто знает! – и для всей человеческой цивилизации. В последнем квартале 2010 года в интернет-магазине Amazon спрос на книги для букридеров (e-book, электронная книга) превысил продажи традиционной печатной продукции. Представители Amazon объявили, что в США на каждые 100 обычных книг в мягкой обложке было продано 115 книг в электронном формате, причем сюда не входят книги, которые можно загрузить с сайта бесплатно. Рынок оценивался тогда более чем в 1 млрд долл. В общем, правы, по-видимому, окажутся те эксперты, которые предсказывают, что «вероятно, уже через несколько лет у людей дома не будет необозримых книжных полок, потому что вся библиотека – это Интернет, компьютер да e-book».

Скажем, издатель Александр Кононов как раз в 2010 году прогнозировал: «…Интернет, заваленный скачанными книгами, уже представляет для издателей серьезную проблему. Долгое время издатели смотрели на выложенные тексты сквозь пальцы, видя в них бесплатную рекламу и электронно-сарафанное радио. Но первое поколение, выросшее при коммунизме – Интернете, уже научилось читать и вот-вот научится обходиться без традиционных бумажных книг. А тут еще электронные книги замаячили на горизонте… Они хуже бумажной книги, так же как MP3 хуже CD, а CD хуже виниловой пластинки. Но избежать их, разумеется, не удастся».

Это точно! Все в том же 2010 году медиахолдинг News Corp. Руперта Мердока выпустил газету The Daily на цифровых устройствах – планшете iPad и его аналогах. Подписка – сущие пустяки: 1 долл. в неделю. Оценка емкости рынка давала на тот момент более 800 тыс. подписчиков…

Я не собираюсь призывать к бойкоту электронных «читалок», созданию общественных групп сопротивления чтению с экрана iPad или подпольных ячеек революционной борьбы с букридерами. Во-первых, любой луддизм исторически обречен. А во-вторых, согласно недавним исследованиям французских социологов, около 40% респондентов, которые стали владельцами устройств e-book, заявили, что стали читать больше с их приобретением. Это же замечательно!

Но все-таки что же мы, читающие представители вида Homo sapiens, теряем с переходом на электронную книгу? Или не теряем ничего, а только приобретаем?

Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – вещь невесомая.	Фото агентства «Москва» и PhotoXPress.ru
Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – вещь невесомая. Фото агентства «Москва» и PhotoXPress.ru

Вместе с тотальным вторжением e-book исчезает такое книжное понятие, как «кирпич». То есть очень толстая, фундаментальная книга. Фундаментальная и по размерам, и по содержанию. Словосочетание «второй том «Войны и мира» во многом стало уже понятием, лишенным своего физического смысла. Вес книги сегодня измеряется (и ощущается) не в килограммах, а в мегабайтах, а это – штука невесомая. Да, существует уже достаточно давно программное обеспечение, которое не просто обеспечивает смену страниц на e-book, но может имитировать именно переворачивание страницы.

Однако никакое программное обеспечение не способно имитировать чувство тяжести. А оно, это чувство, оказывается, чрезвычайно важно для восприятия текста. Казалось бы, здесь мы опять возвращаемся к отвергнутой в середине XVII века теории вихрей Декарта. Эти вихри  заполняют все физическое пространство, их взаимодействие и обеспечивает возникновение гравитации. Экран e-book с отображаемым на нем текстом как раз и есть не что иное, как хорошо организованные электронные вихри. Бедный Ньютон со своей теорией дальнодействия («Hypotheses non fingo» – «гипотез не измышляю»), на которой держится открытый им закон всемирного тяготения, становится неактуальным! И тем не менее…

Голландские психологи из Университета Амстердама провели интересный эксперимент. Они раздали студентам планшеты с письмом, которое извещало об ограничении их прав. Текст письма был одинаков, но часть планшетов были на 400 г тяжелее других. Оказалось, что студенты, которым досталось читать «тяжелое» письмо, с повышенной ответственностью отнеслись к тексту. «Чем тяжелее предмет в руках, тем более важными кажутся доводы, изложенные в нем», – заключают исследователи. Да здравствует Ньютон!

Таким образом, e-book станет фактором внешней среды, который оказывает влияние на направление эволюции вида Homo sapiens. Это не значит, что человек станет хуже. Но он станет другим. Чувство гравитации – первое чувство, воспринимаемое плодом еще в утробе матери, – будет заменено на какое-то абстрактное понятие, которое он будет воспринимать не мозжечком, а каким-то другим отделом мозга. Изменится ни много ни мало сначала функциональность различных отделов головного мозга, а затем и физиологическая структура этих отделов. Или это уже будет и не мозг вовсе в привычном нам сейчас понимании. Ничего не поделаешь – эволюция.

Любопытный поворот в этой проблеме нашел выдающийся итальянский медиавист, библиофил и романист Умберто Эко. В эссе «Внутренний монолог электронной книги» (2003), написанном, как это понятно из названия, от имени электронной читалки, e-book так описывает свое «психологическое» состояние: «Это удивительная штука: текст – это вселенная, и, как я понимаю, книга становится тем текстом, который в ней напечатан... Традиционные книги состоят из множества листов бумаги, и книга, в которой напечатана, скажем «Одиссея» (древнегреческая поэма, о которой я, правда, ничего не знаю), думает и переживает то, что происходит и рассказывается в «Одиссее». Она переживет это в течение всей своей жизни, которая может быть очень долгой, ведь есть книги, которым уже почти пятьсот лет... Приятно это – знать, что никогда не сможешь уйти от текста, напечатанного на твоих страницах?.. Не знаю, сколько я еще выдержу. У меня, похоже, шизофрения; иметь много жизней и много душ – все равно что не иметь ни одной, и к тому же я боюсь привязаться к какому-нибудь тексту, ведь на следующий день мой хозяин может стереть его.

Как бы я хотела быть бумажной книгой с историей того господина, который посещает Ад, Чистилище и Рай. Я бы спокойно жила в мире, где есть четкое разделение добра и зла, где понятно, куда двигаться, чтобы перейти от страдания, и где параллельные прямые никогда не пересекаются».

Полседний на сегодняшний день роман Владимира Сорокина «Манарага» (2017) как раз посвящен перспективам существования бумажной книги в эпоху клонирования, генетического модифицирования, нейростимулирования и технологий 3D-печати. Решение, к которому приходит романист, тоже нетривиальное: антикварные бумажные книги используют в качестве топлива для приготовленийя стейков; на этом завязан глобальный криминальный бизнес…

С началом тотального переноса писательских и читательских практик с бумажного носителя на электронные принципиально меняется и характер печатного слова. Галактика Гуттенберга, о которой с таким пафосом говорил в середине 1960-х годов знаменитый канадский социолог Маршал Маклюен, «схлопывается». Или, наоборот, разлетается вдребезги на элементарные кусочки – символы, иконки, индексы…

Глава Института книги Александр Гаврилов проницательно замечал: «Если мы посмотрим на литературу, которая сформировалась после блогов, мы увидим, как стремительно вышел на первый план жанр миниатюры, то есть совсем крошечное высказывание, «почеркушка», стихотворение в прозе. Это всегда был жанр маргинальный, отчасти и потому, что у него не было физического носителя. А теперь он является основным жанром, так как мы живем в мире, сформированном информацией веба, где экран – это почти предельный текстовый объем, мне кажется, что новым читателем большие текстовые объемы будут восприниматься несколько сложнее. Что, впрочем, не мешает новому писателю принуждать читателя к некой культурной работе».

Замечу только, что мы, по-видимому, при этом не способны уже будем оценить такой, например, шедевр типографского искусства: брошюра «К двухсотлетию Всесоюзной академии наук», Государственное издательство, 1925 год. В ней нет ни одного переноса!



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
879
Птица грозовых облаков. К политической мифологии дятла

Птица грозовых облаков. К политической мифологии дятла

Юрий Юдин

0
2911
Яхты, закаты и ветер в лицо

Яхты, закаты и ветер в лицо

Как почувствовать запах большой воды, находясь в пределах Восточно-Европейской равнины

0
2920
Секреты приготовления личной жизни

Секреты приготовления личной жизни

В поисках рецепта знаменитых пирожных из Лиссабона

0
3692

Другие новости