Более четверти жителей Рио-де-Жанейро – выходцы из крайне неблагополучной среды. Фото Reuters
Считается, что бразильцы чуть ли не самые отъявленные в мире весельчаки. Недаром народная мудрость страны, живущей от карнавала до карнавала, гласит: «Единственное, к чему в жизни стоит относиться серьезно, – это веселье!»
В эти воскресенье и понедельник карнавал в Рио-де-Жанейро достиг своего пика. Но веселья у бразильцев заметно поубавилось. Низведение до минимума социальных программ, возвращение миллионов людей в бедность, жесткие меры подавления народных выступлений – все это, еще недавно казавшееся немыслимым, стало реальностью.
Плюс небывалый разгул преступности. Еще в памяти дерзкие ограбления известных спортсменов из разных стран во время Олимпиады-2016. С тех пор ситуация только ухудшилась.
«Ни в коем случае не берите с собой на улицу и на пляж мобильный телефон и камеру. Снимите серьги, кольца и другие украшения, держите их и наличность в сейфе!» – предупреждают секьюрити по прилете в Рио.
Стремясь вывести Бразилию из кризиса, правительство президента Мишела Темера разработало меры по оживлению экономики, однако все они оказались крайне непопулярными. Здесь многие убеждены, что 20-летний мораторий на повышение госрасходов стремительно разрушает систему здравоохранения и образования. А пенсионная реформа и особенно реформа трудового законодательства противоречат чаяниям граждан.
В общем, имидж Бразилии как набирающего обороты латиноамериканского лидера испорчен. Осталось поддержать интерес к стране у иностранцев хотя бы с помощью карнавала – визитной карточки Рио. Только во время пятисуточного праздника его жители, забыв о повседневных тревогах и трудностях, могут позволить себе развлечься, петь и танцевать в бешеном ритме самбы.
В зажигательном бразильском танце благодатно соединились европейские и африканские черты. Фото Reuters |
Наблюдая за темпераментным танцевально-песенным шествием, никогда не скажешь, что подавляющее большинство его участников составляют жители бедняцких фавел – незаконно возведенных трущоб на окраинах и даже в центре Рио. Настолько их самозабвенное выступление пышет искренней радостью и непонятно откуда взявшимся оптимизмом.
Рассказывают, что первая полулегальная школа самбы возникла именно в бедняцких кварталах Рио-де-Жанейро примерно 90 лет назад. Правда, власти с большим подозрением наблюдали за сомнительными развлечениями нищих. И только спустя десятилетие власти все же разрешили проводить ежегодные шествия.
Специально для них в середине 1980-х была выделена аллея длиной 700 м, которую называют Самбодромом. На самом деле детище знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера представляет собой улицу, по обеим сторонам которой расположены трибуны, рассчитанные на более 72 тыс. зрителей.
Каждую ночь по Самбодрому проходят по три-четыре школы самбы. Причем к состязанию допускаются только супершколы – 12 из более чем полусотни, расплодившихся в Рио. И каждая разыгрывает собственный сюжет. Чаще всего это историческое событие, чествование какого-то национального героя или тема известной легенды.
На выступление отводится примерно 80 минут, за которые надо успеть воплотить буйную фантазию режиссеров, декораторов, костюмеров, композиторов. Редкая команда обходится без разнообразных световых и пиротехнических эффектов. Роль передвижных декораций выполняют искусно разукрашенные повозки. Жюри оценивает художественное оформление, костюмы, слаженность танцоров, звучание оркестра и, разумеется, оригинальную мелодию самбы – главный стержень выступления.
Как выяснилось, я ошибалась, считая самбу исконно бразильским танцем. Ангольское по происхождению слово «самба» означает телодвижение, состоящее в касании друг друга животами. Подобные коленца символизировали плодородие и исполнялись в африканских религиозных ритуалах. Католические священники, боровшиеся за нравственность жителей колоний, обвинили завезенную рабами в Бразилию самбу в разнузданности и добились ее запрета. Возродилась она лишь в начале ХХ века, став популярнейшим жанром местной народной музыки. Согласно исследованиям, по затратам энергии исполнители самбы вполне могут посоперничать с футболистами.
Однако карнавал не ограничивается официальным танцевальным марафоном. В разных районах Рио проводятся альтернативные парады, особую пикантность которым придает политическая злободневность разыгрываемых сюжетов. В прошлом году это был импичмент экс-президента Дилмы Руссефф. Теперь уделяется внимание коррупционным скандалам вокруг представителей нынешней власти, неординарному поведению президента США Дональда Трампа и амурным эскападам голливудского продюсера Харви Вайнштейна.
Помимо того, что карнавал считается самым демократичным праздником, когда на целых пять дней богатые и бедные, белые и черные становятся одним целым, он дает возможность, пусть и временно, трудоустроиться нескольким сотням тысяч бразильцев.
«Вся моя семья каждый год ждет карнавала, – рассказала словоохотливая молоденькая горничная в отеле. – Отец и двое братьев помогают конструировать и расписывают для школ самбы карнавальные повозки. А мама чуть ли не день и ночь работает швеей, за пару недель успевает сшить сотни нарядов».
Оригинальные костюмы – отдельная тема треволнений каждой школы. Расшитые блестками, бисером, пайетками, стразами и прочими псевдодрагоценностями, обильно сдобренные кружевами, бахромой и перьями, наряды участников карнавала могут весить до 10 кг. Некоторые особо шикарные костюмы могут достигать 5 м в высоту, а в ширину – и того больше.
Надо сказать, что в городе хрустальной мечты Остапа Бендера русскоязычное присутствие не остается незамеченным. В ряде турагентств, отелей и ресторанов появился русскоговорящий персонал – языки остальных народов, когда-то населявших одну шестую земного шара, им освоить пока не под силу. Симпатичные продавщицы ювелирных магазинов и лавок, где наша публика, не особенно торгуясь, скупает драгоценные камни и изделия, пытаются изъясняться по-русски. Даже босоногие торговцы сувенирами, снующие по пляжам Копакабаны и Леблона в поисках покупателей, освоили минимальный набор слов на еще недавно чуждом им языке.
Впрочем, эти усилия оправдывают себя сторицей. Подсчитано, что если в период карнавала среднестатистический турист ежедневно расходует около 230–250 долл., то выходцы из СССР – чуть ли не вдвое больше. Многим из них, например, ничего не стоит в последнюю карнавальную ночь выложить несколько сотен баксов, лишь бы проникнуть на великосветский бал в муниципальном театре. Ну как не побывать там, куда съезжаются сливки местного общества и иностранные знаменитости – звезды кино и поп-музыки, особы монарших кровей, удачливые бизнесмены и видные политики?
По ночам в Рио царит особенно фривольная атмосфера. В частных клубах, куда тоже всеми правдами и неправдами проникают россияне, наблюдается негласное соревнование: у кого наряд откровеннее. Феномен взрыва секса в период карнавала уже давно занимает умы психологов. Пытаясь объяснить подоплеку разгула страстей, одни исходят из того, что на празднике «инстинктивной свободы» дозволено практически все. Другие видят в этом демонстрацию несогласия с вековым подчинением женщины мужчине.
Как бы то ни было на самом деле, Минздрав Бразилии, стремясь предотвратить нежелательные последствия, проводит специальную карнавальную кампанию по раздаче контрацептивов. Кроме того, власти Рио пытаются проследить за тем, чтобы в плотские игры не вовлекались подростки. После того как агенты спецподразделения по борьбе с работорговлей и детской проституцией схватили за руку несколько десятков иностранцев, каждого ступающего на бразильскую землю предупреждают о недопустимости сексуальных контактов с лицами моложе 14 лет. Иначе 10 лет за решеткой гарантировано.
комментарии(0)