1
3247
Газета Стиль жизни Печатная версия

08.02.2018 00:01:00

Профессор горных дел

Про Эверест без кислорода, пятилетнего альпиниста и восхождение в подарок

Андрей Юрков

Об авторе: Андрей Львович Юрков – прозаик, ученый-химик, горный турист, горный спасатель.

Тэги: альпинизм, премия, хрустальный пик, петер хабелер, дэвид лама, горы, эйгер, северная стена


Кто-то в семьдесят пять с одышкой поднимается по лестнице, кто-то штурмует горные пики… 	Фото Кристиана Бортеса
Кто-то в семьдесят пять с одышкой поднимается по лестнице, кто-то штурмует горные пики… Фото Кристиана Бортеса

На церемонию награждения премией «Хрустальный пик» в Москву приехал Петер Хабелер! Кто такой Хабелер? О-о, про него можно говорить много! В мнении людей, ходящих в горы, это человек-легенда!

Началось все с того, что в шестидесятых-семидесятых годах Петер Хабелер был просто хорошим альпинистом и проложил в своих родных Альпах много новых красивых и сложных маршрутов. В частности, Петер и еще более легендарный Рейнголд Месснер в связке впервые прошли северную стену Эйгера за один день.

Что такое северная стена вершины Эйгер? (Eiger – в немецком произношении – Айгер). По современным понятиям это категория 6. Для не очень посвященных: перед совершением восхождения или похода шестой категории трудности («шестерки») считается правилом хорошего тона написать завещание. Так, мало ли чего…

Так вот, прошли Хабелер и Месснер северную стену Эйгера в 1975 году и стали известными в узком кругу горных гидов Европы. А знаменитыми в широких кругах стали после восхождения на Эверест: они были первыми, кто зашел на эту вершину без кислородных баллонов. Да, это был прорыв! И слава. А было это в 1978 году.

О’кей, первое восхождение на Эверест без кислорода, слава, героизм… А что дальше-то? Как жить герою и звезде? Петер Хабелер жил как жил. Работал горным гидом. Горнолыжным гидом. Стал главой курса по альпинизму и горным лыжам в школе альпинизма, в конце семидесятых открыл собственную горную школу альпинизма и стал хорошим учителем. Народ к нему шел, друзья стали отдавать ему на учебу своих детей. И Петер Хабелер открыл отдельно детские классы школы альпинизма и скалолазания.

Как-то раз ему привели пятилетнего ребенка! Вообще-то брать дитя в школу альпинизма не следовало. В таком возрасте ребенку в детский сад надо ходить! Но друзья попросили, и Петер взял и со временем стал выделять этого паренька, который прекрасно лазил по скалам, но, самое главное, понимал горы. А было Хабелеру в ту пору уже 50 лет. Как это иногда бывает между учеником и учителем, дружба продолжилась и далее. Парень стал горным гидом. Потом – хорошим горным гидом. Потом – известным горным гидом.

А Петер становился все более и более уважаемым. Ему присвоили звание профессора гор за его многолетнее преподавание горной подготовки. «Профессор» – так к нему теперь и стали обращаться.

В честь его семидесятилетия в Майерхофене проложили красивый недельный маршрут. Вероятно, про этот популярный австрийский горнолыжный курорт и родину Петера Хабелера многие слышали, бывали там и катались на горных лыжах. Но, думаю, не все слышали, что вокруг ущелья Майерхофен по вершинам хребтов проложен такой маршрут: заходишь из долины на хребет с одной стороны ущелья, доходишь за три дня до начала ущелья (где оно замыкается главным хребтом), переходишь на другой борт и через неделю выходишь к началу – только с другой стороны. Никаких сложностей, никаких веревок и ледорубов. Идешь по альпийским лугам вблизи вершин хребтов, временами заходя в леса, и чувствуешь жизнь горного Тироля. Теперь по маршруту стоят приюты-хижины, где можно ночевать (за деньги, конечно). Но палатку с собой тащить не надо. Так ведь не случайно маршрут по Циллертальским Альпам зовут «тропой Хабелера»! Маршрут очень популярен. Места в приютах бронируют за три-четыре месяца.

Петер Хабелер – альпинист, горный гид, профессор и легенда. 	Фото с сайта www.skimayrhofen.com
Петер Хабелер – альпинист, горный гид, профессор и легенда. Фото с сайта www.skimayrhofen.com

Годы идут. Отпраздновали семидесятилетие Петера открытием туристического маршрута. А зимой 2017 года тот самый горный гид, которого отдали в горную школу Петера Хабелера в пятилетнем возрасте, подошел к учителю, будучи уже тридцатилетним, и спросил:

– Петер, что бы ты хотел на свой день рождения?

– Северную стену Эйгера! – ответил Петер.

Давайте посчитаем. Сколько лет Хабелеру в 2017 году? Да, правильно! Семьдесят пять!

Ребята, это надо быть Петером Хабелером, чтобы попросить такой подарок в честь своего семидесятипятилетия!

Что такое семьдесят пять? Это одышка, когда поднимаешься по лестнице, давление, ломота в ногах, хруст в коленках. Когда врачи на ваши вопросы отвечают «семьдесят пять лет – чего же вы хотите!» и деликатно намекают, что надо беречь оставшееся здоровье. А тут восхождение на «шестерочную» стену, да еще зимой! Это на пределе человеческих возможностей даже для тридцатилетнего тренированного восходителя!

Эйгер – красивая гора. Но при этом надо помнить, что ее северная стена – более пятидесяти унесенных человеческих жизней. Увы, таков альпинизм.

В начале марта 2017 года Петер Хабелер и Дэвид Лама пошли на северную стену Эйгера. Лидировал в основном Дэвид, но много сложных участков прошли с одновременной страховкой (вообще-то так делают только альпинисты высшей квалификации). В тот раз пройти стену за один день, как сорок два года назад, не удалось. Ночлег на стене на 3800 метрах… Эх! Как говорил Петер, было очень холодно! Однако, когда рассвело, альпинисты продолжили восхождение. Зашли на вершину. Такая вот сказочка с хорошим концом про учителя, ученика и про мужскую дружбу.

Про все это Петер Хабелер рассказывал на вечере – церемонии награждения премией «Хрустальный пик». Стройный, подтянутый, элегантный, постоянно улыбающийся чуть седеющий джентльмен с приятными манерами. Даже по тому, как он передвигался на сцене, было понятно, как мягко и пластично он ходит по горам, как ловко спускается на горных лыжах.

А потом, когда все послушали человека-легенду, началось награждение победителей конкурса «Хрустальный пик». Кстати, что такое «Хрустальный пик»? Привожу выдержку из положения о премии:

«Цели и задачи премии «Хрустальный пик»

– Информирование о самых интересных восхождениях, экстремальных проектах, сильнейших походах и важнейших социальных инициативах в аутдоре.

– Выбор лучшего восхождения, outdoor-проекта, похода и социального проекта 2017 года.

– Награждение самых ярких представителей аутдор-сообщества».

Эта награда не совсем обычная – она, если угодно, народная, потому что присуждается по результатам «Народного голосования». На конкурсе «Хрустальный пик» за номинантов могут проголосовать все, зарегистрировавшиеся на сайте Risk.ru. Во многом призеры первенств чемпионатов по альпинизму и спортивному туризму с призерами «Хрустального пика» совпадают. Но отчасти – нет. К тому же в «Хрустальном пике» есть номинация на лучший социальный проект в области приключений, туризма и альпинизма. Есть номинация «Человек года». Так что все собравшиеся на объявление результатов конкурса (организаторы держали интригу до последнего момента) и вручение призов были в восторге от награждения, и от выступления Петера Хабелера и других искателей приключений, и от возможности пообщаться с человеком-легендой.

Хорошие люди собрались! Кстати, в фойе был книжный киоск, где книги о путешествиях, спелеологии, альпинизме и туризме расходились очень быстро.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей 12:44 10.02.2018

Не хочу обижать экстремалов, но на медицинском языке это называется развал передней дополнительной чакры. Одним словом, "нет царя в голове". И гибнет их несчётное множество. Примите уж как есть. Это касается всех экстремалов, не только альпинистов. То что они все, как правило, хорошие люди не обсуждается.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
631
Как премию назовешь – тому она и достанется

Как премию назовешь – тому она и достанется

Александр Самохин

О важности точных формулировок в естественнонаучных номинациях

0
9832
Компьютерные науки должны стать физикой

Компьютерные науки должны стать физикой

Алексей Хохлов

Еще раз о Нобелевской премии Джона Хопфилда и Джеффри Хинтона

0
10371
Нобелевский комитет запутался в сетевой физике

Нобелевский комитет запутался в сетевой физике

Дмитрий Квон

Это знаменует собой закономерный триумф третьего пришествия искусственного интеллекта

0
11378

Другие новости