0
6269
Газета Стиль жизни Печатная версия

30.01.2018 00:01:00

"И расскажи сыну своему"

Дети должны знать правду о Холокосте, какой бы тяжелой она ни была

Виктория Синдюкова

Об авторе: Виктория Олеговна Синдюкова – журналист.

Тэги: образование, дети, история, холокост, германия, гитлер, евреи, гетто, война, концлагерь, киев, бабий яр


образование, дети, история, холокост, германия, гитлер, евреи, гетто, война, концлагерь, киев, бабий яр Юная француженка в музее Освенцима: как осмыслить то, что не поддается осмыслению? Фото Reuters

Холокост...  Слово это постепенно приживается и у нас. Очень многие молодые могут точно сказать, что это не обойный клей и не национальный праздник (слышала я и такое, видимо, по аналогии с Хеллоуином). Но до полной «ликвидации неграмотности»  еще далеко. Рассчитывать на школу в этом плане как-то не принято, поэтому ответственность за знания детей о геноциде  ложится на родителей. Они должны знать и помнить, чтобы не повторить в будущем того, что когда-то натворили люди весьма образованные, начитанные и из хороших семей. 

Как сказано в библейских канонах, «и расскажи сыну своему». Но как рассказать детям о Холокосте? Как вообще начать этот разговор? Наверное, кто-то найдет специальные мягкие и осторожные слова для объяснения необъяснимого, попробует осмыслить вместе с ребенком то, что не поддается осмыслению. Кто-то обратится за помощью к специальному детскому психологу, а кто-то, рискуя детским спокойствием, «врубит» все в лоб. 

Помню, как это было со мной.  Мне лет пять, перебираем фотографии – мои любимые, довоенные. Их немного, но все же есть. Это кто? А это? Сестра твоей мамы? Из Никополя? А эти дети – ее? Все шесть?  А когда они к нам приедут? Почему никогда? Умерли? Все? В один день? От бомбежки? А от чего, от расстрела?... (Тут мама бабушке: «Она еще маленькая», а бабушка ей: в ответ «Она умная».)  

И бабушка рассказала все. Как в Никополе погибла семья ее тети: сама тетя, муж, пятеро детей. Остался только старший сын – он до войны жил в Ворошиловграде. Наутро после выпускного (как и весь его класс) ушел на войну. Потом вернулся в Никополь героем, никого не нашел... А еще в Харькове погиб бабушкин дед – он прятался в подвале, его выдали соседи – плохие люди, чтобы занять квартиру. Их после войны нашли, судили. А вот дедушка погиб. Его убили прямо во дворе (позже, когда я подрасту, бабушка расскажет, что труп дедушки лежал во дворе несколько дней: не разрешали хоронить, в назидание). А на тракторном заводе (тоже в Харькове) погибла семья другой тети, Мани. Почему на заводе? Туда их согнали. 

Мемориал «Яма» в Минске – первый памятник жертвам Холокоста в СССР, на котором было разрешено сделать надпись на идиш. 	Фото Денниса Джарвиса
Мемориал «Яма» в Минске – первый памятник жертвам Холокоста в СССР, на котором было разрешено сделать надпись на идиш. Фото Денниса Джарвиса

Их всех убили за то, что они евреи (?). Это Адольф Гитлер (?) – глава всех фашистов придумал ТАКОЕ и приказал убивать. А бабушкина семья спаслась – успели эвакуироваться в Среднюю Азию. Потом, после войны, решили больше не возвращаться в Украину.  

Бабушка ответила на все мои вопросы: и про евреев, и про гетто, и про Гитлера. Рассказала про концлагеря, про номера на руках у людей, про фашистов (нацистами их тогда еще у нас не звали), выкачивавших кровь из малышей для своих солдат. Про то, как у всех детей по дороге в эвакуацию были привязаны к ручкам или лежали в карманах записочки с адресами и именами их и родителей. Про то, как мама заставляла учить наизусть паспортные данные, имена и адреса всех родственников. Чуть позже рассказала  про Ленинград и его блокаду, про то, как люди умирали там от голода, про Таню Савичеву и ее дневник. Про катакомбы Одессы. Про Сталинград, про переправу через Днепр, про то, что у бабушки Лиды в Киеве есть медали за это и мы непременно к ней поедем…  

А потом мама побывала в ГДР. Вернувшись, рассказывала, что тротуары по утрам там моют с шампунем, а малышей воспитательницы детских садов возят в манежиках на колесах по несколько человек в каждом. Но не только об этом, не только о Берлине и Бранденбургских воротах со стеной, Потсдаме, Лейпциге и Дрезденской картинной галерее, но и о памятнике в Трептов-парке, и о концлагере Бухенвальд. Про цветы и траву, которые росли там только в определенных местах, а в других, сколько ни сажали, не росли. Про сумочки, абажуры, детские туфельки... Мама не рассказывала это специально мне, она рассказывала это всем домашним, а я просто была рядом и слушала. Все поняла и – совершенно точно – запомнила на всю жизнь.

В мои восемь бабушка повезла меня впервые в Киев. Лавра, Владимирская горка, Андреевский спуск; в Бабий Яр мы собирались специально, выбирая под эту поездку отдельный день. Какой-то то ли лесок, то ли сквер с оврагом, памятник из металлических человеческих тел... Свои цветы мы положили к памятнику, другие цветы я увидела в овраге. «Вот там они все, – сказала бабушка, – евреи, цыгане, коммунисты – разные люди, но в основном евреи».  

Еще была поездка к родственникам в Минск. В Белоруссии моего детства отношение к войне было особенным, абсолютно живым: война там не была прошлым. Там очень искренне чтили память всех погибших, как будто это случилось вчера и может повториться снова. В Минске мы пришли к памятнику с непривычной для меня (да и для всех советских людей) конкретикой об убийстве на этом месте тысяч евреев. На памятнике была надпись на совершенно непонятном мне тогда языке совершенно непонятными буквами. «Идиш», – сказала бабушка. 

 Чуть позже появились какие-то фильмы, которые мне не запрещали смотреть, какие-то книги, которые мне не запрещали читать. Конечно, «Обыкновенный фашизм», конечно «Бабий Яр» Кузнецова (у меня до сих пор хранится журнальный вариант, переплетенный когда-то дедом), конечно, знаменитая поэма Евтушенко, песня про детский лагерь Саласпилс. Немного, обрывочно, но хоть что-то.  

А потом нам разрешили смотреть и читать все. Дети мои значение слова «Холокост» знают с самых ранних лет, в разное время каждый из них сам увидел бывшие концлагеря и еврейские кварталы и гетто. Белоруссия, Украина, Прибалтика, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Германия, Бельгия, Голландия, Франция, Италия… Очень много мест. Мы приводим детей к памятникам и мемориалам, в еврейские   музеи в разных странах, вместе смотрим тяжелые и печальные фильмы –  художественные и документальные, читаем  книги, нередко вслух, ходим на спектакли и вечера памяти... Когда-то дочь снималась в  эпизоде побега из гетто. Всю морозную ночь маленькая девочка, в грязных обносках и по колено в снегу, не пикнула и не запросилась домой. Грим был таким, что, когда я ее увидела, разрыдалась. Желтая звезда, пришитая костюмерами к ее «одежде», усугубила весь этот ужас. А еще прожекторы и собаки. И их дикий, страшный лай. И это тоже был рассказ о Холокосте. 

Нельзя скрывать, нельзя бояться навредить тонкой душевной организации ребенка. Надо рассказывать и показывать, учить и объяснять. И желательно не урывками, не под какую-то дату – в любой день, может, даже сегодня или завтра. А если не знаете, как начать разговор, просто посмотрите вместе какой-нибудь фильм о Холокосте –  дети сами вас разговорят.     



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1305
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1301
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
536
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
496

Другие новости