В период Адвента дворец Графенэгг привлекает гостей не только культурной программой, но и праздничным базаром.
Палатки, украшенные еловыми ветками. Когда дни становятся короче, а ночи длиннее, улицы Вены расцвечиваются пожарами иллюминаций. Включаются они к первому Адвенту. Первое воскресенье Адвента выпало на 3 декабря. Всего таких воскресений четыре, а поскольку в этом году Рождество приходится на воскресенье, то оно совпадает с четвертым Адвентом.
Празднование без музыки, ну какое же это празднование? Особенно в Австрии, в этой музыкальной империи! Рождественские песнопения и концерты знаменуют это зимнее время. Одной из самых замечательных сцен остается Графенэгг – старинный дворец, внешне похожий на диснеевский, и расположен он в огромном старинном парке небывалой красоты. На время Адвента ели вспыхивают огнями, а в аллеях рассыпаются палатки рождественского базара, знаменитого не только поделками народных умельцев, но и кулинарией. На любой вкус здесь найдется своя радость.
Вершиной обширной культурной программы в этот раз стал рождественский концерт Иоганна Себастьяна Баха в исполнении оркестра Tonkunstler. Сольные партии исполняла юная Анна Лючия Рихтер (сопрано), голос ее звучал вдохновенно и наполненно, он словно очищал этот мир от его грехов. Зал был переполнен, и это несмотря на то, что дворец находится в 70 километрах от Вены и в десятках километров от других больших населенных пунктов.
Если вы декабрьским вечером пройдетесь по Кернтнерштрассе, центральной улице Вены, вы, возможно, очень удивитесь. Вам может показаться, будто Вена заговорила по-итальянски. И действительно, в то время, когда представители других европейских стран заполняют собой лыжные курорты Австрии, итальянцы устремляются в столицу. Почему? Их привлекают концертные залы Вены. Классическая музыка. А потом, 1 января, новогодний, заключительный, концерт прозвучит на весь мир, он будет транслироваться во все страны из Золотого концертного зала.
Палатки, украшенные еловыми ветками, встречаются в Вене на каждом шагу. Фото автора |
У австрийцев, и особенно у венцев, каждый праздник тесно связан с совершенно определенными блюдами или напитками, без которых, собственно, праздник уже не праздник. И это касается не только Пасхи. Хотя как раз Пасха в отличие от православной традиции празднуется здесь слишком скромно. Более того, пасхальные каникулы начинаются не после, а за неделю до Пасхи, а это значит, что отпуска и всевозможные развлечения начинаются задолго до пасхального воскресенья, и это вопреки тому, что как раз соблюдению ритуалов в немецкоязычных странах придается огромное значение. Но мы отвлеклись, вернемся к Адвенту.
Начиная с первого Адвента Вена уже вовсю благоухает гвоздикой и корицей – непременными ингредиентами непременного рождественского пунша. Народ толпится вокруг многочисленных пуншевых палаток, как грибы выросших по всему городу и украшенных еловыми ветками. Предрождественское время – это время пожертвований на благотворительные цели. Участники всевозможных клубов и объединений – политических или культурных – имеют обыкновение назначать свои встречи здесь, за пуншем, используя их не только для общения, но и для сбора пожертвований.
Но что это такое, Адвент, и откуда он появился? В православной традиции этого обычая нет, он принадлежит церквям Католической и Протестантской. Слово Adventus означает «пришествие». Пришествие Иисуса Христа. Это период подготовки к празднованию Рождества и радостного его ожидания, но и время поста, время размышлений о втором пришествии. Так было когда-то. Но, как известно, с некоторых пор Католическая церковь отступила от строгих требований, и об истинном значении Адвента напоминают сегодня лишь воскресные литургии, а время Адвента превратилось из времени строгого поста как ритуала ожидания Страшного суда в один сплошной праздник.
Следует, однако, отметить, что в последние годы иллюминация по сравнению с прошлым становится все скромнее. Еще лет 10 назад каждая улица, каждый район Вены соревновались друг с другом в этом деле, ежегодно разрабатывая новые фантастические проекты, вкладывая в них немалые деньги, и жители города с нетерпением ждали световых сюрпризов. Теперь сюрпризов нет, кризис сказался и в этом: из года в год мы видим одни и те же огни над нашими головами.
А вот палаток с пуншем и колбасками как раз становится все больше. На улицах, в учреждениях и в магазинах красуются наряженные елки. Ну и, конечно, рождественские базары. Двери магазинов допоздна распахнуты настежь, приглашая покупателей принять участие в потребительских оргиях. Что ж, как сказал бы профессор Воланд, – люди! А венец Фрейд, возможно, добавил бы: смысл жизни человека – в стремлении к удовольствию.
Несмотря на все изменения и нововведения, Адвент и поныне сохраняет свои важные атрибуты, только вот об их значении сегодня знает не каждый, хотя традиций венцы придерживаются достаточно строго. Прежде всего это венок, помещаемый в центре обеденного стола. Делается он сегодня не обязательно из еловых веток, в дело идут всевозможные декоративные материалы. Обязательным элементом остаются четыре свечи – по количеству четырех евангелистов. Три свечи – если строго – должны быть фиолетового цвета, их зажигают одну за другой каждое воскресенье, а четвертая – розового, ее зажигают в последнее воскресенье, и тогда горят все четыре свечи.
Первая свеча называется Свечой пророчества, вторая – Вифлеемской, она символизирует рождение Иисуса Христа в Вифлееме, третья именуется Свечой пастухов, видевших ангелов, которые возвестили о рождении Спасителя. В последнее воскресение Адвента зажигают четвертую свечу, которая называется Ангельской, она говорит о том, что Господь придет на землю с сонмом святых ангелов, чтобы забрать праведных для вечной жизни на небесах.
Веночки украшают также и двери квартир, а на подоконниках красуются подсвечиваемые фигурки Марии, Иосифа, младенца и волхвов. Не обходится без своего рода конкуренции, каждый из соседей стремится затмить другого. Кризис туда, кризис сюда, а соревнование побеждает экономию – частные дома утопают в огнях, а высаженные перед домами елки празднично наряжены и украшены электрическими гирляндами. Прогулка по таким зимним улицам в это самое темное время года приносит немало радости.
Второй важный атрибут – календарь. Его дарят детям перед первым Адвентом. Традиция возникла в конце XIX века, и не где-нибудь, а в сентиментальной Германии. Делается календарь Адвента из картона, с количеством окошек, соответствующих количеству дней до Рождества. Каждый день полагается открывать по одному окошку, за которым спрятана то ли шоколадка, то ли еще какой-нибудь приятный сюрприз. Добавлю, что фантазия производителей работает на всю катушку. Случается, такие календари начинены предметами категории «18+», например, печеньем с марихуаной и чем-нибудь еще, о чем не говорят вслух. Какое это имеет отношение к Адвенту, трудно сказать.
Время всегда привносит что-то новое. Так, в этом году – после многочисленных террористических актов, которым подверглась Европа, рождественские базары, как и другие места скопления народа, огораживают своего рода бетонными надолбами. В некоторых городах соседней Германии для того, чтобы не особенно портить настроение людям, додумались оборачивать эти бетонные глыбы в подарочную бумагу – вот вам, дескать, и подарочек!
Австрия пока террористическим наездам не подвергалась, поэтому здесь особых превентивных мер не принимают. Тем не менее рождественский базар перед Ратушей отгорожен от проезжей части Ринга декоративными каменными шарами. Тяжелые грузовики по Рингу не ходят, а машина поменьше непременно оставит на этих шариках свой задний мост.
Ах да, австрийцы получили к Адвенту еще один особенный подарок: новоизбранное правительство, состоящее из коалиции правой Народной партии и еще более правой Партии свободы, приняло решение переименовать Министерство внутренних дел в Министерство защиты Отечества. Что бы это значило?