0
2880
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.12.2017 00:01:00

Недетская литература

Дарья Франц

Об авторе: Дарья Дмитриевна Франц – журналист, кандидат филологических наук.

Тэги: культура, детская литература, школьная литература, мнение


культура, детская литература, школьная литература, мнение Повесть Богомолова и картина Тарковского – кардинально разные произведения. Кадр из фильма «Иваново детство». 1962

Чуть больше 10 лет прошло с окончания школы. Я уехала жить за рубеж, и литература стала одной из ключевых ниточек, позволяющих мне оставаться в лоне привитого в детстве культурного фона. Литература не только русская – те книги, те истории и сказки, которые все мы проходили в школе или читали (вернее, нам читали) в детстве, которые являются неотъемлемой частью нашего культурного багажа. 

Конечно, за плечами университет, аспирантура, во время и после которых пришли судьбоносные книги, ставшие основой осознанной жизни. Однако к 30 годам начинаешь с удивлением открывать для себя, с каким интересом можно возвращаться к тому, что обобщенно подразумевается под «детской литературой». 

Истории, которые знаешь с раннего детства, – это, разумеется, прежде всего архетипы. Архетипы-инструменты, с помощью которых мы можем всю жизнь осмыслять окружающий мир. Так, однажды хороший знакомый поделился со мной своим переживанием: он не мог забыть женщину, с которой пришлось расстаться, и все время испытывал чувство досады и обиды. И мне вспомнился мальчик Кай, которому попал в сердце осколок льда, и его сердце стало холодным и злым. Я подумала, что в сердце моего друга застрял такой же ледяной осколок, вернее, кусочек души другого человека. Этот осколок не отпускает, мучит, все время мысленно возвращает к неприятным и драматическим событиям. На человека накатывают минуты скорби. Чтобы прекратить эти мучения, необходимо вернуть кусочек души его обладателю...

Точную образность и языковые находки автора можно оценить, лишь повзрослев. 	Иллюстрация из книги Корнея Чуковского «Телефон». Изд. «Детская литература». 1966
Точную образность и языковые находки автора можно оценить, лишь повзрослев. Иллюстрация из книги Корнея Чуковского «Телефон». Изд. «Детская литература». 1966

Помимо архетипичности, еще важнее и неожиданнее то удовольствие, которое можно получить от чтения «детской литературы». Не каждому придет в голову посмотреть «взрослым» взглядом на произведения, которые мы помним лет с трех-четырех, – наверное, это может произойти только случайно. Вот так случайно мой взрослый взгляд упал на бессмертные строки Корнея Чуковского «У меня зазвонил телефон...». Небольшое стихотворение внезапно поразило меня своей точной образностью и языковыми находками, не говоря уже об искрометном юморе, что целый день хотелось напевать и повторять его. Скажите, пожалуйста, ну какие слова выразят лучше состояние многих современных офис-менеджеров, чем эти, крылатые и бессмертные: «И такая дребедень целый день. То тюлень позвонит, то олень»? А те газели, что запели: «Неужели в самом деле все сгорели карусели?» Сотрудники не одних только кол-центров, но и многих других учреждений хорошо знают таких «газелей», которым, сколько ни тверди: «Не сгорели карусели, и качели уцелели!» – все твердят и твердят свое.

С восторгом вернулась я и к комедии Грибоедова «Горе от ума» – читая комедию сейчас, 10 лет спустя, я понимала ее гораздо лучше. Как жаль, что сочинение по этому тексту мне задали тогда, а не сейчас! Помню, тогда и понимания не было, и мыслей не хватало. Теперь же все встало на свои места: характеры видны отчетливо, поступки понятны. И замечаешь то, чего бы никогда не заметил в школьные времена. Например, что во взглядах Чацкого и Фамусова можно найти определенное сходство: и тот, и другой явно недолюбливали французов. Фамусов негодовал на предмет «вечных французов», Чацкий высмеивал «французика из Бордо». Конечно, различие в позиции героев фундаментальное: Фамусов будет делать то, что принято или вошло в моду, пусть даже и считает это нелепым, у Чацкого же слово с делом не расходится. 

Есть и момент, который мог бы бросить тень на образ Чацкого. Его желание отпускать колкости и остроты, все время не соглашаться, спорить, противоречить выдает в нем слишком молодую и склонную к максимализму натуру. Но когда «фамусовское общество» «отпускает остроту» в адрес Чацкого, объявляя его сумасшедшим, он говорит: «Не смех, а явно злость». В его же собственных суждениях злости нет, а есть насмешка над тем, что действительно смешно с точки зрения здравого смысла. 

Наконец, чтение школьной литературы крайне интересно и с филологической точки зрения. Так, я с удивлением обнаружила, что слово «клёвый» существовало и до нас, встретив его в повести Владимира Богомолова «Иван» (один из героев употребляет выражение «клёвые тузики»). Оказывается, это слово использовалось еще в позапрошлом веке – в словаре Даля (вторая половина XIX века): «Клёвый: ряз., тамб., твер., влад. Клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный». Когда осмысливаешь его с точки зрения этимологии – а происходит оно от понятий «клевать», «клев», то слово это сразу приобретает новое звучание и новый оттенок, возвращающий ему его историю, его «старинность». И еще из богомоловской повести: «Хороший ты парень, Гальцев, но неврастеник. А это в нашем деле самая страшная вещь...» На мой взгляд, эта насыщенная и ритмичная фраза не меньше достойна стать крылатой, чем многие выражения из «Горя от ума».

Но эти филологические находки оказались каплей в море по сравнению с тем общим впечатлением, которое производит пронзительная повесть «Иван». Помню, в школе у меня не было интереса к такой литературе; военные термины и сама тягостная, давящая, драматическая военная атмосфера угнетали мое горящее оптимизмом и жаждой жизни детское – да к тому же еще и девичье – сознание. Теперь же книгу я читала затаив дыхание. И все сравнивала ее с фильмом Тарковского «Иваново детство», искала сюжетные различия и убеждалась в том, насколько фильм и книга кардинально разные произведения. Богомолов пишет в стиле фронтовых записок, видимо, что-то очень близкое к тому, что он пережил на самом деле, у Тарковского же – притча-мифологема, построенная на контрасте недетской жизни и детских снов Ивана. Впрочем, с каждым последующим фильмом Тарковский будет лишь все глубже и глубже исследовать тему соотношения сознания и бессознательного...

Конечно, есть и такие произведения из детства, от которых осталось огромное моральное переживание, даже потрясение. А возвращаешься к ним сейчас – и они кажутся смешными, наивными, примитивными... Наверное, настоящая детская литература – та, которую интереснее перечитывать во взрослом возрасте, чем читать в детском. Все-таки хорошо, что наша память имеет свойство не только запоминать, но и забывать, и мы можем снова и снова, повзрослевшие и обогащенные жизненным опытом, возвращаться к литературным шедеврам, читая их словно в первый раз. 



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
377
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
205
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
406
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
266

Другие новости