0
5048
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.10.2017 00:01:00

На краю ойкумены буддизма

Камиль Айсин

Об авторе: Камиль Надирович Айсин – религиовед, журналист, фотограф.

Тэги: буддизм, ладакх, индия, медитация, монастырь, мистерия чам, цам


буддизм, ладакх, индия, медитация, монастырь, мистерия чам, цам Элементы мистерии Чам – непременный элемент осеннего фестиваля, вишенка на торте для туристов.

Романтика больших открытий равно привлекательна и недостижима. Мы оказались в ойкумене, где исследовано уже почти все, а что осталось неисследованного, несравнимо хотя бы с экспедицией Васко Нуньеса де Бальбоа, первого европейца, перешедшего Панамский перешеек и омывшего ноги в Тихом океане. Сегодня любой желающий открыть для себя новые земли и культуры может с комфортом совершить путешествие, которое еще две-три сотни лет назад могло стоить состояния и жизни.

Нынешние монахи ритуалу предпочитают изучение философии.
Нынешние монахи ритуалу предпочитают изучение философии.

Есть ли шанс увидеть настоящую народную культуру, не «припудренную» для туристов, если не рисковать, отправляясь в глубь амазонской сельвы или в Племенные территории Пакистана, контролируемые «Талибаном»?

Сотню лет назад высокогорья Индии, Китая и тогда еще независимого Тибета вызывали водоворот романтических фантазий, увлекая иных в авантюры, повторить которые и нынче не отважишься. Страна монастырей, где под монотонные удары в барабаны и цимбалы монахи произносят загадочные мантры, создают философские школы, так не похожие на все то, что знали образованные европейцы, казалась средоточием знаний о мироздании. Увидевшему тупик западной культуры европейцу эти знания и люди, что ими обладают, казались куда более истинными и настоящими, чем христианство, гегельянство или любой «изм» европейских университетов.

Прошли годы, ореол тайны развеялся, Тибет в известной степени приоткрылся туристам, страсти вокруг Ладакха – региона между Индией, Пакистаном и Китаем – поутихли, и те, кто не желает получать пропуск в Лхасу, предпочитают ехать именно туда.

И, надо сказать, будут там желанными гостями. В том-то и беда. Туристический Ладакх, хоть ему нет и 40 лет от роду (Ладакх открылся для международного туризма в 1979 году) довольно аккуратно «причесан». Раз уж зовется Малым Тибетом, что ж – станет приютом для тибетских беженцев: в столице региона, городе Лех, нет нужды стаптывать ботинки до стелек, чтобы отыскать пять-шесть развалов – не побоюсь этого слова, – брендированных Тибетом. И пусть соседи, как это водится, соперничают – и буддизм у ладакцев правильнее, и момо (местные пельмени) тибетцы лепят кое-как, но все это для туриста можно оставить «на заднем дворе».

Ну да и черт с ними, с пельменями, не за ними в Ладакх едут. Но, увы, не быть вам очарованным странником, как Александра Давид-Неэль или Николай Рерих. В монастырях, о которых хоть немножко написано, куда предлагают поехать турагенства или куда можно самостоятельно добраться и вернуться в течение дня, не увидеть подлинной монастырской жизни. Не стоит воспринимать это слишком пессимистично – монастыри не стали замороженными во времени музеями, где монах только лишь кассир или экскурсовод, облаченный в кашаю (традиционная одежда буддийских монахов). Разумеется, монахи учатся и учат, практикуют ритуал, занимаются медитацией. Работа с туристами отнимает некоторое время от этих занятий, но и приносит свои плоды. Прежде всего, конечно, туристы приносят деньги, ну а деньги, товарищи, пока еще никто не отменял. И даже притулившимся в высокогорьях Гималаев и Каракорума монастырям нужны рупии.

«Темная медитация» в монастыре Спитук превратилась в аттракцион для иностранцев. 	Фото автора
«Темная медитация» в монастыре Спитук превратилась в аттракцион для иностранцев. Фото автора

Глубокая религиозная, наполненная мистицизмом жизнь монастыря уходит если не в прошлое, то куда-то в недра души его послушников. А на потребу туристам остается нечто поверхностное, отвечающее их интересам – мало кто задерживается в монастыре дольше, чем на несколько часов. Сами монахи сейчас предпочитают изучению ритуала философию. Это открывает для них перспективы поездки на учебу в Европу, о чем ранее никто из них не мог и помыслить. А глубокое знание ритуала означает жизнь на благо того, кто в Ладакхе называется «чиндак», и его людей. Точного перевода на русский язык слова «чиндак» нет, но в целом это тот, кто оказывает поддержку монастырю, меценат и благодетель.

С открытием Ладакха для туристов внешний мир открылся ладакцам. В академической среде могут не утихать споры о том, как описать современный западный мир – секулярный, постсекулярный или еще какой, но описание процесса на сам процесс не очень-то влияет. То, что жизнь среднего европейца в современном мире совсем не так детерминирована религией, как это было до Первой мировой войны, – факт. И этот воздух секуляризма вместе с путешественниками и высокими технологиями проник и в Ладакх.

Молодое поколение смотрит на буддизм иначе, чем те, чья жизнь уже клонится к закату. Не хотелось бы в целом утверждать, что для молодежи буддизм уже просто традиция. Но есть основания говорить, что ценность его несколько девальвировалась. Не скрылось от глаз молодых ладакцев то, что буддизм это еще и бренд региона, он привлекает туристов и позволяет заработать. А регион этот вовсе не волшебная страна Шамбала – и кушать всем хочется, и крышу над головой иметь тоже, и уж коли едут за буддизмом со всеми его внешними проявлениями – так тому и быть.

Осенью в Лехе проводится Ладакхский фестиваль. Площадку для поло освобождают от автомобилей, и проводятся игры, количество лавочек с традиционными промыслами, главный из которых производство шалей из пашмины и шерсти яка, возрастает, монахи показывают элементы мистерии Чам – в основном это танцевальная пантомима в масках «демонов», скелетов и животных. Стоит ли говорить, что для туристов это вишенка на торте? А вот большинство местных жителей, присутствующих в качестве зрителей, – старики. Именно они в компании туристов, постоянно жмущих на спуск затвора фотоаппарата, после мистерии обходят посолонь храм и крутят молитвенные барабаны.

Что ж, если мы живем в постсекулярном мире и духовность вроде бы возвращается в жизнь европейцев и американцев, то тех, кто в ее поисках отправляется в Ладакх и полагает, что волна ее окатит искателя с ног до головы буквально сразу, ждет разочарование. Это отнюдь не умозрительное предположение, а то чувство, отражение которого довелось наблюдать на лицах и слышать в разговорах. Жизнь монаха на поверку оказывается куда больше связанной с миром, чем предполагаешь, сидя дома и узнавая буддизм по книжкам с картинками. Вечерами в кафе монахи общаются с туристами, покручивая в руках телефон и ожидая сигнала какого-нибудь приложения-мессенджера. Интеграция в большой мир убила романтику тайны и мистицизма страны лам и горных монастырей.

К чему все это? Возвращаемся к тому, с чего начали, – подлинную культуру не увидеть там, где проложены туристические тропы. Чем больше туристов, тем больше лоска. А настоящая жизнь буддийских монастырей скрыта в долинах и деревнях, стоящих далеко от главной трассы, связывающей Ладакх с внешним миром: Манали–Лех–Каргил–Сринагар.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1506
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
864
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1751
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
992

Другие новости