Крепостная стена, встроенная в холмистый ландшафт. Фото с сайта www.wikipedia.org
С религией у меня отношения сложные. Когда я «случайно», в качестве экскурсанта, что очень не любят настоящие служители Церкви (потому что за час, как любят писать в книжках, услышать «шепот Господа Бога» невозможно), – так вот, когда я попадаю в святые места, всегда навостряю уши на историческую тему. Она как-никак ближе к культуре светского то ли атеизма, то ли безверия.
В Псково-Печорский монастырь, как и в любой другой, конечно, лучше приезжать в солнечный день, чтобы увидеть яркость золотых куполов, вдохнуть прозрачный, звенящий воздух золотой осени. Мне достались дождь и серое небо, отчего кровожадные истории про эпоху Ивана Грозного предстали совсем мрачными…
Печоры расположены в пяти километрах от границы с Эстонией. После революции и до начала войны западнорусский городок по Брестскому договору находился на ее территории. Собственно, поэтому обитель и осталась цела, хотя притеснений от государства во все века перенесла немало, но, что удивительно, это единственный монастырь, не закрытый даже в советские времена. Рядом с монастырем до сих пор уживается церковь русско-эстонских полуверов «сету», наполовину язычников, наполовину православных. Как раз из тогдашнего русско-немецко-эстонского Дерпта (Юрьева) пришел миссионер Иона, «ископавший в горе церковь» и освятивший ее в честь Успения Божией Матери. Псковские купцы пожертвовали в монастырь заказанную ими одноименную икону, прославившуюся позже чудесами и названную Печорской. Она спасла Псков от польского нашествия Стефана Батория. По летописи известно, что враги видели Богоматерь, окруженную необыкновенным светом, которая ходила по крепостной стене Пскова, подобно стражу.
Сохраненная в монастыре карета императрицы Анны Иоанновны требует ухода. Фото с сайта www.pskovo-pechersky-monastery.ru |
Предание гласит, что первые пустынники, поселившиеся на месте будущего монастыря, были монахами из Киево-Печерской лавры, бежавшими в Псков от нашествия на Киев католиков. Отсюда и название, и «посвящение» обители (в главной Успенской церкви монастыря устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских). Печерский же в первую голову от «Богом зданных пещер», в Святой горе найденных и ставших первым храмом. Здесь хоронили иноков, благотворителей, защитников монастыря; хоронят до сих пор, за века – около 15 тыс. захоронений. Говорят, как только в пещеры вносят усопшего, запах тления исчезает. Но сегодня туда почти не пускают, только по благословению, которое настоятель в последнее время дает редко. Довольствоваться приходится, как говорится, внешним благолепием. И посмотреть есть на что.
Внутри обители поддерживается настоящий райский сад со множеством трав, цветов, деревьев и кустарников. Дорожки из булыжников без единой трещины, все монастырские постройки (дом настоятеля, трапезная) – в свежей покраске. Все фрески в идеальном отреставрированном состоянии. Псково-Печорский – один из самых богатых монастырей России. На праздник Успения икону всегда несут крестным ходом по земле, обильно усыпанной лепестками роз. Тут продолжает существовать большое хозяйство: мастерские, фруктовый сад, огороды, пасека. Еще в нем до сих пор (а это место среди лесов и гор с древности славилось дикими зверями, сюда приезжали на ловлю изборские звероловы) водятся белки. Одну такую рыжую, пушистую, с огромным хвостом, вольготно перебегавшую монастырскую площадь, я увидела и просто заверещала от восторга, забыв про приличия. Поговаривают, на Святой горе обитают или обитали еще совсем недавно косули. Что неудивительно: экология ума и экология места тесно связаны.
Покровитель монастыря – Корнилий, печорский игумен. Именно он придал месту тот вид, который мы можем видеть сейчас. С могучими крепостными стенами на горе. Экскурсоводы любят избирать особую точку из оврага напротив и ставить всю группу к ним спиной, строго-настрого запретив раньше времени поворачивать голову вправо, чтобы потом, медленно оглядываясь, каждый бы видел, как величественно, словно вырастая из земли, поднимаются по возвышению маковки. А храмов в монастыре с десяток: Сретенский, Благовещенский, Покровский…
Каменную ограду вокруг монастыря с девятью башнями Корнилий возвел в XVI веке, чтобы защитить монастырь во время войны с Лифляндией. За что и претерпел мученическую смерть. Подозрительный Иван Грозный почуял измену, проезжая мимо самовольно возведенных стен и памятуя о том, что доложили бояре. Последние мстили Корнилию, который не давал взявшим привычку приезжать «отсиживаться» в монастырь и жить по-боярски развратно. Сочинили донос о том, что якобы преподобный хочет «отложиться» от государства Российского. Грозный таких вещей не прощал и расправлялся молниеносно: своей рукой отсек игумену голову, когда тот вышел встречать государя к въездным воротам с крестом. Потом православный царь раскаялся, и дорога, по которой он понес обезглавленное тело, до сих пор называется «кровавым путем». По нему проходит вот уже шестой век каждый паломник.
В монастыре своя иконописная школа. К примеру, в одном из храмов – совершенно необычный фресковый сюжет, авторская роспись, изображающая рай и ад очень современно, как мифологическую карту с разветвляющимися путями. Впервые я увидела четкое изображение чертей (на красном устрашающем фоне) в православном храме. Еще один нетипичный образ: ровно посередине между адом с чертями и раем со святыми отцами «застрял» человек, грехи которого продолжают отмаливать на земле. Как нам пояснила служительница церкви, это православный инвариант чистилища, которого по нашему канону не существует.
Псково-Печорский монастырь оброс не только легендами, но описан и в литературе нон-фикшн. О 80-х годах ХХ века написал в нашумевшей книге «Несвятые святые» епископ Тихон Шевкунов (до монашества – киносценарист), об этом с гордостью в Печорах рассказывают. В советский период тут служили мудрые монахи, из года в год хитростью и терпением боровшиеся с отголосками режима и терпевшие дремучесть партийных чиновников, которые, приезжая в монастырь, спрашивали, в каком корпусе живут жены монахов и почему Гагарин в космос летал, а Бога не видел.
Шевкунов, описывая свое первое впечатление от монастыря, в котором вскоре нашел свое призвание, выводит очень точную фразу. Рядом были «странники, юродивые, все те, кто составляет ни с чем не сравнимый дух русского монастыря и посадского городка вокруг него».
Еще в автобусе заботливая экскурсовод предупредила: есть в Печорах один божий человек, всегда подходит к приезжим. Мол, не пугайтесь, хоть он любвеобильный – целоваться к женщинам лезет, – но безобидный. Аккурат, когда мы вышли из монастыря, он появился на дороге. Честно говоря, особых людей (а он был именно такой) я вижу за версту и немного побаиваюсь, и монет для них не достаю просто потому, что меня неведомым образом словно парализует. Мужичка звали Николка, подойдя, он произнес: «Подай копеечку!» Меня словно обожгло. Это была сцена с Юродивым из пушкинского «Бориса Годунова»…
Напоследок я забежала в тот самый домик, куда не зарастает народная тропа. Взгляд упал на ведомость в предбаннике: «Наименование затрат», «Денежная компенсация за вредные условия труда». Я достала телефон, хотела сфотографировать – даже не молоко за вредность дают, а несчастные 200 рублей! Сотрудница, женщина средних лет, которой я положила 25 рублей за вход, меня остановила.
– Начальство наше любит, когда снимают…
– Ага, про 200 рублей за вредные условия…
– Конечно, вредные. А как же? Химикаты. Вон за одной отмывала недавно – отравилась. Люди сюда приезжают (из Латвии, Украины), как будто в поле обычно ходят, унитазов не видели. Гадят и свечки из монастыря тут же бросают… У меня же сын сидел. Вот сейчас вышел. Деньги своровали, а на него повесили. А что здесь еще делать-то? Но он трудолюбивый, сам с трех лет на мороженое зарабатывал… Дочка в 15 лет у меня родила. Аборт я ей запретила делать. Ребенок – это святое. Теперь уже 9 месяцев. Она его любит… Только зять никудышный. Вот… Меня же не брали никуда: раз сын сидел, значит, мать виновата. Батюшка-то мне и сказал: здесь и будешь искупать свою вину… Вы к нам на Успение Богородицы обязательно приезжайте – красивый праздник!