0
3601
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.09.2017 00:01:00

Обезьяна на балконе

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – журналист.

Тэги: туризм, гибралтар, история, музей, индустрия


туризм, гибралтар, история, музей, индустрия Вид с Геркулесова столба. Фото автора

– Моно, моно, моно! – с этим паническим криком («моно» по-испански значит «обезьяна») рулевой вагончика подвесной канатной дороги бросился к группе вышедших на самой вершине полукилометровой скалы полюбоваться открывающейся панорамой. Но поздно – целая команда берберских макак натренированным наскоком уже выхватила у одного из зазевавшихся целлофановый пакет с сувенирами (обезьяны, видимо, решили, что там находится еда или заветная банка кока-колы), c другого разинувшего «коробочку» визитера сорвали ремень с видеокамерой – и тут же вся стая приматов с натурально звериным гиканьем рванула на скальные отроги, откуда ее уже ничем не достать.

Вообще-то Гибралтар настолько уникален, что непонятно: а можно ли здесь в классическом понимании этого слова «экзотически» отдохнуть? Хотя смотря какая цель у гостя. Я намеревалась прежде всего удостовериться, что на скалистом клочке земли длиной в пару километров, где нет никаких природных ресурсов и даже питьевой воды, 30 тысяч человек в состоянии очень даже прилично жить-поживать. И все же...

Любой театр, как известно, начинается с вешалки, а любая страна, как правило, с аэропорта. Гибралтар же начинается со взлетной полосы – между прочим, самой сложной для посадки в Европе, потому что воздушное пространство для самолетов, летящих сюда со стороны Испании, закрыто. И летчикам приходится совершать чудеса «воздушного ныряния» – не просто посадить лайнер на бетонку, но тут же резко затормозить, чтобы с разбегу по инерции не улететь с задержавшими дыхание при посадке пассажирами в океан.

Кстати, от взлетной полосы гибралтарского аэропорта – всего 200 метров до границы с Испанией, но добраться по воздуху сюда можно либо из Англии, либо из лежащего через пролив Марокко. Из Испании можно приехать только на машине или перейти границу пешком. Почему? Просто Гибралтар – заморское владение Великобритании, и для посещения «Скалы» (как называют свою родину сами гибралтарцы) нужна либо британская виза, либо многократная шенгенская.

Сразу хотела бы предупредить: не вздумайте платить за въезд из Испании в Гибралтар (а таких умников, которые дурят туристов, в пограничном испанском городке Ла Линея полным-полно). Вход-въезд в Гибралтар с испанской стороны бесплатен. А уж дальше – кого что заинтересует в этом законсервированном образе матушки Британии, которая в лице 900 морских пехотинцев на границе аэропорта охраняет «Скалу» от мечтающей о присоединении Гибралтара Испании.

И еще об одном курьезе самого факта прилета в Гибралтар самолетом. Это единственное место в мире, где взлетную полосу пересекает главная городская магистраль – авеню Уинстона Черчилля. Как минимум пару десятков раз на день машинам с обеих сторон границы приходится стоять на светофоре, пока приземлившийся или вот-вот улетающий лайнер разворачивается на взлетной полосе.

Даже если вы не интересуетесь историей, она в Гибралтаре точно сама поинтересуется вами. Ведь «Скалой» владели поочередно арабы, испанцы, вновь арабы, потом за испанцами были англичане и голландцы. А с 1703 года Гибралтар стал «на веки веков» британским. С тех пор соседняя Испания что только не делала, чтобы присоединить к себе непокорную «Скалу». Советую поэтому начать осмотр с уникального музея «Великой осады», которую устроили испанцы гибралтарцам в 1779–1783 годах.

Потом была Вторая мировая война, и, чтобы сохранить «Скалу» под британским владычеством, все гражданское население Гибралтара было эвакуировано на острова Мадейра и Ямайка, а также в Лондон и канадский Торонто (после окончания войны всем этим людям было разрешено вернуться к себе домой в Гибралтар).

Что же представляет собой Гибралтар нынче? А вот что. По уровню доходов это самая богатая точка во всей Европе. Здесь нет никаких производств, природных ресурсов и всего остального, на чем обычно «успешные страны» наваривают свое благосостояние. Но зато «ушлый» Гибралтар зарабатывает немалые денежки за счет привлечения человеческих «продвинутых мозгов» (плюс здесь нет никаких налогов).

Как мне рассказали в городском магистрате, больше половины доходов Гибралтару приносят две индустрии – финансовые услуги и принятие ставок при играх онлайн. Между прочим, если вы играете в Сети на угадывание результатов футбольных матчей, то будьте уверены: все главные игровые компании в мире базируются именно в Гибралтаре. Обслуживают их около 3 тыс. самых продвинутых «ребят от компьютера», которым Гибралтар дает не только разрешение на очень нехило оплачиваемую работу, но и предоставляет вид на жительство, что автоматически гарантирует через год-два получение британского паспорта.

Тем, кто бывал в Лондоне, нет необходимости напоминать о Трафальгарской площади, на которой высится колонна в честь победы британского флота под командованием Нельсона над испанцами в 1805 году. Так вот, битва эта случилась прямо рядышком с Гибралтаром – и к тому месту от «Скалы» можно сплавать на экскурсию.

Но меня больше всего поразило другое – бесконечные тоннели, пробитые в 1940 году (а их прокладка заняла три года) в самой серединке огромной «Скалы», где размещался английский гарнизон на 5 тыс. человек. Оттуда англичан не могли бы выкурить никакие немецкие бомбардировки (которых на самом деле так и не случилось, но именно в этих тоннелях в конце 1942 года англичане принимали Берию, и здесь же готовилась операция американского генерала Эйзенхауэра по разгрому немецкого корпуса Роммеля в Северной Африке).

Построив «крепость внутри крепости», англичане разместили сразу несколько боевых подразделений внутри «Скалы», причем вместе с несколькими тысячами мужчин в каменных нишах проживали только 150 женщин-врачей и санитарок. Температура в тоннелях поддерживалась круглый год на уровне 15–16 градусов тепла. А в различных точках «Скалы» было пробито более тысячи вентиляционных дыр.

Тогда же, в самый разгар Второй мировой, на «Скале» резко стала падать популяция берберских макак. А ведь Гибралтар – единственное место в Европе, где обитают в дикой природе обезьяны, причем попали они сюда с Африканского континента несколько веков назад на купеческих судах. Согласно поверью, как только макаки покинут Гибралтар, британцам придется оставить столь полюбившуюся им «Скалу». Когда же в военные годы сократилась популяция макак (главным образом от недостатка у обезьян пищи), британский премьер Уинстон Черчилль издал специальный указ об «усилении заботы со стороны военного персонала в отношении макак и постановке животных на особый пищевой рацион». В итоге сейчас макаки – одновременно и основная достопримечательность Гибралтара, и ее немалая головная боль.

Всего на «Скале» около 250 особей, но кучкуются они главным образом на самой вершине. Зверюги эти – еще те жучары. Как только заметят туриста с пластиковым пакетом (а это для них – сигнал к еде или утолению жажды), агрессивно выхватывают из рук попавшееся под лапу лакомство и могут надавать тумаков зазевавшемуся визитеру.

Хотя везде по Гибралтару висят указатели, будто штраф за кормежку обезьян – 500 фунтов, я ни разу не видела, чтобы кого-то местные власти наказывали. Зато желающих покормить обезьян и с ними сфотографироваться – хоть отбавляй. По весне и осени макаки буквально стадами спускаются со скалистых вершин, и здесь уже приходится не зевать обитателям местных отелей. Обезьяны забираются на балконы до 8–9 этажа, и, если оставить открытыми окно или дверь, много чего в своем номере потом можно недосчитаться.

Для тех, кому лететь обычным рейсовым самолетом в Гибралтар «не по статусу», соорудили две шикарные марины. Там и швартуются на своих судах «морские кочевники» со всего света – здесь можно увидеть на парковке флаги и Бразилии, и Швейцарии, и Австралии с Южной Африкой. 

Ну а чтобы по-настоящему прочувствовать, что такое «Скала» под названием Гибралтар, советую проехать на самую южную оконечность старушки Европы – мыс «Поинт Европа». Оттуда можно невооруженным глазом понаблюдать за лежащим через Гибралтарский пролив марокканским Танжером, по правую руку – испанским городом Альхерисас, а по левую – Средиземным морем, которое некогда отделялось от Атлантики двумя мифическими Геркулесовыми столбами. Одним из которых и остается Ее Высочество «Скала»...  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
740
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
647
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
640
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
731

Другие новости