Кулачный бой стенка на стенку – это отличный способ завести новых друзей. Фото со страницы «Атмановские кулачки» ВКонтакте
Представление о том, какими в старину на Руси были кулачные бои, сейчас можно получить разве что из рассказов сельских стариков, видевших их своими глазами на закате этой древней традиции в XX веке. Да еще восстановленная Федерацией исконных забав и этноспорта России видеозапись 1954 года, на которой запечатлена схватка бойцов-кулачников в селе Купля под Рязанью, проливает свет на старинную традицию. В коротком ролике длиной всего в полминуты советский диктор порицает районных комсомольцев, закрывающих глаза на «драчунов».
Когда-то в стенках сходились целые деревни, а количество участников исчислялось десятками и сотнями. Те, у кого репортаж полувековой давности о «диком обычае» русских крестьян вызывает куда больший интерес, чем рассказ о новом быте советского колхоза, в наше время собираются под Тамбовом. Каждый год в последние дни августа их принимает село Атманов Угол, где традиция кулачных боев надолго закрепилась в жизни селян – а теперь и получила развитие.
В селе уже не один год проходит фестиваль традиционных русских игр – «Атмановские кулачки». Они приурочены к празднику Успения Пресвятой Богородицы, престольному празднику Атманова Угла. В 2013 году они были внесены в российский реестр нематериальных объектов культурного наследия. С 2014 года кулачные бои в Атмановом Углу являются титульными играми Федерации исконных забав и этноспорта России, и количество их участников со временем все увеличивается.
Центральное событие кулачек, как и встарь, – это традиционный бой стенка на стенку, который проходит по хотя и адаптированным к современности (удары в голову запрещены из-за риска получить травмы), но исторически точным правилам. Строго говоря, в стенке нет победителей и проигравших – это не драка и не спортивное состязание, подчеркивает регламент игр, а молодецкая забава. Но одной молодецкой забавой фестиваль не ограничивается. Традиционные русские игры – это готовый материал для спортивных дисциплин, и недостатка в них на «Атмановских кулачках» нет.
– Народу вписал сколько?
– Пятеро по списку, да из них на рюхах двое, не успеют.
– Пройдем по ярмарке – наберутся бойцы!
– А как же! Прошлый год собрали команду, порубились знатно.
До начала состязаний по спортивной русской стенке, современному варианту старинной забавы, остается несколько минут: на траве уже размечено поле, а судьи сверяют списки участников турнира и объясняют им правила. Бойцы уже надевают перчатки и боксерские шлемы, а тем временем у прохода на огороженную площадку те, кому не нашлось места в командах, хватаются за последний шанс показать себя.
– Вас сколько?
– Четверо набрали, и вон парень зайдет!
– У нас пятеро, нам не хватает как раз!
– Ну что, жребий потянем?
– Чего тянуть – запасных ставят, на второй заход выпустим!
– Идет. Регистрируйтесь живо, там первые уже бьются!
Рывок сквозь ряды зрителей в надежде завладеть несколькими драгоценными секундами судейского внимания.
– Собрались! Можно еще вписаться? Только начали ведь!
– Есть состав? И запасные? Как называетесь?
Тех, кто подавал заявку, приходится искать.
– «Штурм»!
– Хорошо, сейчас вас включим.
Сколотившие за считаные минуты команду бойцы (среди которых находится и автор) облегченно выдыхают – старания не пропали даром, и никто из них не останется без желанного боя. Спортивная стенка даже на фестивале сильно отличается от традиционной. Две команды – семь бойцов в каждой – сходятся в кулачном бою; их задача – вытеснить своих соперников за пределы размеченного прямоугольника (7 метров в ширину, 14 – в длину) или сбить их на землю. Количество побед в трех сходах определяет победителей круга. Запрещены удары открытой перчаткой, ногой, борцовские захваты, удары в спину и затылок – словом, то, что противоречит древнему неписаному правилу боя «на чистый кулак». Но, несмотря на боксерскую экипировку, смягчающую удары, бои в русской стенке серьезные и травмоопасные – в состязаниях участвуют в основном подготовленные спортсмены, год от года выступающие на кулачках в своих командах.
Когда последний круг русской стенки завершается, а спортсмены в последний раз пожимают друг другу руки, арбитры представляют всем старичка, наблюдающего за сходами команд со зрительской трибуны. Десятки бойцов приветствуют его дружным «Ура!». Трудно поверить, что незаметный зритель – это мастер спорта СССР по классической борьбе, историк и этнограф Борис Горбунов, который стоял у истоков возрождения традиций молодецких забав Атманова Угла. Это он в середине 80-х годов прошлого века составил первый вариант современных правил борьбы «за-вороток», известной на Руси с Х века. Соревнования по ней ежегодно проходят в Атмановом Углу. Отсутствие противоборства в партере (схватка заканчивается, как только кто-то из борцов окажется на земле) и постоянный захват противника за ворот (отсюда название) – ее отличительные черты.
Превращаясь в виды спорта, традиционные игры, как правило, сильно теряют в массовости. Так, полем для килы – русской игры с мячом и разрешенным рукопашным противоборством – когда-то могло быть замерзшее зимой русло реки, а гнать мяч до «города» противника могла команда в несколько десятков человек. В «русмяч», который представляет собой модернизированный вариант килы, играют вшестером – по три человека на команду, до двух занесенных в «город» противника мячей. Кто-то предпочитает брать свое скоростью, а кто-то – силой: в «русмяче» разрешены и часто используются удары, болевые и удушающие приемы, а матчи редко длятся более 10 минут.
Кулачки – это праздник силы, а не агрессии, и таким он остается и в форме этноспортивного фестиваля. Схватка «за-вороток» с борцом здесь – это повод через полчаса пригласить его в свою команду по русской стенке, в которой вечно не хватает участников, и, едва познакомившись, выйти против не первый год тренирующихся вместе спортсменов – в одной команде с которыми еще через час, в общей стенке, вы будете наступать на противника, стараясь прогнать его с поля и удержать собственный строй. Синяки и кровоподтеки, самые ходовые «сувениры» Атманова Угла, – это повод для новых знакомств с теми, кто их оставил.
Фестиваль в Атмановом Углу не ограничивается кулачными боями – своим мастерством меряются плясуны и гармонисты. Молодежная «вечорка», на которой можно освоить традиционные русские танцы, отнимает обычно не меньше сил, чем схватки, и собирает не меньше участников: плохой танцор, шутят организаторы, – это плохой боец. Центральная идея этноспортивного движения как такового состоит в сохранении традиции как практики социального взаимодействия, в форме, которая была бы интересна не только этнографам, в актуализации исторической памяти. И на восстановление традиции работает не столько ее механическое воспроизводство, стилизация спортивного праздника «под старину», но и то, что бойцы, пожав руки, обмениваются адресами в социальных сетях и договариваются встретиться здесь же через год – «а вообще-то, можно и без повода». Скорее всего знаком того, что традиция работает, является то, что бургеры и хот-доги, которые на сопутствующей фестивалю ярмарке расхваливают на разные лады коробейницы в сарафанах, ни у кого не вызывают возражений – их Тамбовщина переваривает вместе с духом времени.