Такие зеленые фасады можно встретить в центре Парижа. Фото Depositphotos/PhotoХPress.ru
Попасть в парижский общественный сад под поэтическим названием Le Nomade ( «Кочевник») мне случилось в жаркие июньские дни, когда во французской столице температура воздуха доходила до 30 градусов и в бетонных джунглях метрополии было уж совсем неуютно. Поэтому небольшой оазис зелени на углу улиц Труссо и Делеклюз в 11-м парижском округе действовал освежающе не только на меня, в саду было довольно много посетителей. Ведь вход в него свободный, правда, ограниченный по времени (на ночь сад закрывается, но не запирается).
История этого общественного сада незамысловата. Сначала появилось несколько энтузиастов, которым хотелось что-то самим посадить и вырастить. Дач и загородных домов у них не было, и они обратились в муниципалитет с просьбой выделить клочок земли для реализации идеи общественного сада, чтобы каждый желающий мог прийти со своим растением и выращивать его либо в горшке, либо в свободном грунте.
Организаторы общего всегда с удовольствием рассказывают о своем детище. Фото автора |
И муниципалитет предоставил бесплатно для этой затеи около 100 кв. м земли, случилось все это в 2009 году. Вы спросите, какой интерес муниципальным чиновникам в таком проекте? Проблема озеленения уже давно волнует умы парижан. В связи с чем нельзя не упомянуть «зеленую стену», оазис Абукира (о которой я расскажу в одной из следующих публикаций), и экологическое видение Парижа глазами архитектора Винсена Каллебо. По заказу муниципалитета он разработал проект 2050 Paris Smart City, основной целью его является снижение выбросов парниковых газов в столице к 2050 году на 75%. Участие в создании проекта по озеленению города приняла и инжиниринговая фирма Setec Bаtiment, по замыслу ее разработчиков в Париже появятся башни, которые будут одновременно выполнять сразу несколько функций в зависимости от их местоположения. Например, одни из них будут участвовать в процессе выработки электричества, другие нагревать воду, третьи станут «вертикальными фермами» и так далее. Новые постройки будут располагаться таким образом, чтобы как можно гармоничнее вписываться в традиционный городской пейзаж. Добиться чего крайне сложно, поэтому вряд ли этот проект когда-нибудь будет полностью реализован.
Однако начинать надо с малого, и коллективный сад – первый шаг в нужном направлении. В нем около 30 участников, каждый «сеятель» располагает небольшим клочком земли, на котором выращивает, что хочет: цветы, лечебные растения, овощи, ягоды. В саду имеется сарайчик, в котором хранятся незамысловатые инструменты, а также лавка и стол, где можно коллективно выпить кофе, а то и распить бутылочку вина.
Как мне показалось, именно возможность пообщаться и стала основным мотивом для этих садоводов, не только пожилых – в саду работают представители разных возрастов. По мнению руководителя сада госпожи Розелин Деманж, таким образом осуществляются связь и диалог поколений. Конечно, в Париже масса кафе и ресторанов, куда можно пойти и посидеть с друзьями, но здесь-то все совсем по-другому. С одной стороны, это твое растение, которое ты лично выращиваешь, с другой, ты делаешь это не в одиночку за высоким забором, а в коллективе, которому ты и твой огородный или садовый опыт крайне интересны.
Что еще за всем этим может стоять в наш век глобального Интернета? А вот что. Все участники этого добровольно-общественного труда в коллективном саду боятся одиночества, которое сегодня превращается в социальную болезнь. Понятно, что Франция достаточно благополучная страна и что благополучие это дает возможность отдельному человеку существовать достаточно независимо от других людей. Но это ли ему нужно? Ведь человек существо общественное, и вряд ли социальные сети могут заменить ему непосредственное общение с такими же, как он, существами. Более того, участие в социальных сетях, которое на сегодня чаще всего находит выражение в каких-либо виртуальных играх, по утверждению британских экспертов, уже представляет собой особый случай одиночества.
Не так давно в одном социологическом материале британского агентства Би-би-си я прочитал, что в высокоразвитом обществе «плата за личностную автономию» – это потеря связи с другими. Человек никогда не бывает один, даже если он физически находится один. Человек – это всегда диалог, человек – это всегда два человека. В ходе общественного развития происходит ситуация, когда мы лишаемся возможности диалога с другими и диалога с самим собой. В огромном количестве социальных и межличностных связей возникает самая опасная форма одиночества, которая называется «одиночество в толпе».
Следствием чего является потеря перспективы и, как отмечают эксперты агентства, потеря самого себя. Подобная форма экзистенциального вакуума, потеря ценности «ради чего жить и зачем жить» приводят к огромному количеству трагичных явлений. В том числе, вследствие утраты социальных связей, к распаду нашего «я».
Кроме преодоления одиночества коллективный сад имеет еще одну важную социологическую функцию: самовыражение. Человеческой личности свойственно творить и получать общественное признание своего творчества: процесс может протекать в совершенно различных формах, в том числе и путем выращивания растений. В коллективном саду твой творческий процесс протекает на глазах у других садоводов, результат тут же обсуждается, и это здорово.
Надо признаться, я поискал в Интернете нечто подобное в Москве. И нашел экологическое общество «ЭкоСтупино» во главе с доцентом кафедры МТМ Ступинского филиала МАИ Светланой Беловой и с руководителем проекта, студенткой второго курса Анжеликой Королевой. Ими был создан проект «Общественный сад и огород», направленный на улучшение экосреды, а также на сплоченность граждан. Так что мы не хуже парижан. В общем и целом все мы похожи.