Золотые купола Свято-Троицкого собора величаво возвышаются над серой типовой застройкой советского времени.
На земле, выжженной репрессиями, которая на протяжении десятилетий являлась местом самых страшных лагерей и ссылок, где мучились и умирали на добыче золота и других ископаемых люди, христианство парадоксальным образом играет большую роль в жизни общества. Для области, где проживают 145 тыс. чел., а в столице – 90 тыс. чел, существующее многообразие конфессий уникально. Верующие не стремятся забыть тяжелые страницы истории – Колыма была территорией, которой управлял НКВД (Северо-восточный лагерь), основателем Магадана и его строителем в 1930-е годы считается деятель НКВД и первый директор «Дальстроя» Эдуард Берзин. Все создавалось в этом регионе трудом заключенных и на их костях – заброшенные лагеря и сейчас можно встретить в тайге.
В Магадане, и это характерно для Дальнего Востока, в советский период, особенно в послевоенное время и в активный период освоения региона в 1960–1970-х годах, религия была представлена в основном протестантами – баптистами и пятидесятниками (и небольшой группой адвентистов).
Первой христианской общиной, которая в 1986 году получила автономную регистрацию, стала пятидесятническая Церковь во главе с пастором Николаем Воскобойниковым. Поскольку протестанты уже занимали важное место в религиозной жизни области, то, естественно, что в 1990-е годы именно баптисты, евангелисты, пятидесятники стали расти наиболее динамично. Одной из основных характеристик
«Маска» Эрнста Неизвестного – главный символ покаяния. Фото автора |
периода 1990-х и середины нулевых годов стало активное взаимодействие местных Церквей со своими единоверцами, в том числе с русскими эмигрантами из евангельских Церквей Сакраменто (США). В силу близости к США и отделенности от остальной России американцы и русские американцы активно помогали и в евангелизации и привозили гуманитарную помощь (через Анкоридж на Аляске в Магадан и морем с Западного побережья США). Целый ряд миссионеров из США остались в Магадане на постоянное проживание, а многие русские пасторы эмигрировали в США.
С конца 1990-х годов на протестантские Церкви стало оказываться давление со стороны правоохранительных органов и власти в целом с целью резко ограничить миссионерскую активность протестантов. Деятельность зарубежных миссионеров стала жестко контролироваться или пресекаться.
Критике со стороны представителей областной администрации и РПЦ стала подвергаться национальная миссия баптистов и пятидесятников среди народов Крайнего Севера – коряков, эвенов, чукчей. Критика носила противоречивый характер – с одной стороны, протестантов обвиняли в разрушении традиционного уклада жизни и обычаев народов, с другой стороны, признавали усилия в сохранении их здоровья в результате отказа от алкоголя и налаживания традиционного хозяйства. Поскольку миссия протестантов осуществляется в труднодоступных районах, где нет РПЦ, а среди коряков, к примеру, есть уже пасторы общин, то критика не смогла помешать проповеди среди местного населения.
Наиболее известной национальной Церковью на Колыме является Северо-Восточная христианская «Миссия милосердия» христиан веры евангельской в Североэвенском районе. Руководитель миссии – Юрий Дикий (женат на корячке), миссионер с Украины. Дикий работает на Севере среди коренных народов с 1999 года. Некоторые из крупных общин, созданных миссионерами, находятся в поселке Эвенск и в Верхнем Парене Магаданской области в тундре (до поселков добираются на вездеходе под названием «Евангелист»). Отличие миссии Дикого от других пятидесятнических национальных Церквей на Дальнем Востоке и в Сибири в том, что Дикий перенес все консервативные правила украинской пятидесятнической общины на Крайний Север (женщины ходят в платках, в целом строгость в одежде).
Не только «коренным» протестантам, но и католикам пришлось отстаивать свое право на существование на Колыме: в конце 1990-х годов настоятель римско-католического прихода Рождества Христова в Магадане уроженец Анкориджа на Аляске священник Майкл Шилдс судился с Министерством юстиции РФ, которое хотело его выдворить, и выиграл суд. Другим самым трудным этапом своей жизни священник считает строительство храма (завершен в 2003 году). Американцу пришлось бороться с российской бюрократией и, к примеру, ждать три дня в кабинете чиновника, чтобы получить заветную подпись, так как Майкл не хотел давать взятку.
С середины нулевых годов католический храм, построенный по проекту самого настоятеля, стал не только центром социальной работы и курсов английского языка, но и мемориалом колымских святых. В церкви устроена специальная часовня в память колымских мучеников. Иконы в православном стиле в этой часовне написаны по заказу Шилдса: на одной из них изображен Собор колымских святых, а на другой – новомученики за веру, где впервые наряду с православными представлены католические подвижники, которых соответственно можно отличить по их священническим облачениям. Среди святынь в этой часовне – терновый венец из колючей лагерной проволоки и четки для молитвы, сделанные из черного хлеба. С распятия на молящихся в этой часовне взирает Иисус Христос с чертами лица эвена – представителя коренных народов этого края. С начала 1990-х годов, когда Шилдс решил остаться в Магадане и служить здесь, католики стали собирать свидетельства оставшихся в живых и не уехавших на Большую землю узников лагерей, а затем издали книгу воспоминаний, а французы при участии католиков сняли фильм о Колыме.
Несмотря на то что историю православия в официальных хрониках часто начинают на Дальнем Востоке с освоения этих земель казаками в XVII веке, в реальности православие стало возрождаться с момента основания епархии в 1991 году. С первыми епископами РПЦ у других христианских конфессий связаны вполне благожелательные воспоминания (они шли на контакт) – это Аркадий (Афонин) и Ростислав (Девятов). Межконфессиональный диалог был прерван, когда на кафедру взошел епископ Феофан (Ашурков) – при нем протестантов перестали допускать в Комиссию при губернаторе и стала расти критика в адрес баптистских и пятидесятнических миссионеров, якобы наносящих вред «традиционному образу жизни» народов Крайнего Севера. «Антисектантская» риторика усилилась еще более при епископе Гурии (Шалимове). Епископ Иоанн (Павлихин), глава епархии с 2011 года, человек с характером – в прессе его обвиняли в том, что плеснул кипятком в своего дьякона за плохое исполнение гимна области, а также построил дачу на берегу Охотского моря в природоохранной зоне. Однако при нем же был открыт семейный кризисный центр для матерей-одиночек.
Над советской, уже обветшавшей и во многом разрушающейся застройкой Магадана возвышается православный Свято-Троицкий собор, возведенный в 2008 году. Его блестящие на солнце золотые купола на фоне серых домов сразу бросаются в глаза, когда гости города въезжают в Магадан со стороны аэропорта. Собор – это символ новой православной России, который всегда будет сосуществовать здесь с другим памятником – «Маской скорби» скульптора Эрнста Неизвестного. Монумент включает в себя распятие, камни с названиями отдельных лагерей и символы всех конфессий (православия, католицизма, протестантизма) и религий (от иудаизма до ислама и буддизма). «Маска скорби» стала вечным напоминанием о силе духа и о том, что перед Богом все люди равны, а веру каждого надо уважать.