Раньше в Нарве было не пройти по берегу из-за камышей, а теперь здесь уже легендарный Речной променад. Фото с сайта www.visitestonia.com |
Два с половиной часа мы стоим на мосту Дружбы. На эстонской стороне все было быстро и легко – заранее зарезервированная платная электронная очередь, специальный отстойник за Нарвой, электронное табло, с помощью которого вызывается машина по ее номеру, а там на границу, где за несколько минут и штамп поставили в паспорт, и оставшийся в баке бензин задекларировали (мало ли, в течение месяца опять надо будет в Эстонию – а беспошлинная норма горючего разрешается только раз в месяц, если не декларировали при предыдущем выезде). И проштемпелевали бумажку для получения tax-free: покупки для себя и по заказам друзей оказались серьезными, и возврат 14 евро – это существенно.
А на мосту встали. Встала и пешеходная очередь на тротуаре. И не то чтобы огромная очередь в утреннее время сугубо буднего дня, но стоит намертво. Но петербуржцы – люди привычные, на финских погранпереходах и не то бывает. Тут даже лучше: можно вдоволь любоваться пейзажем. Волны Нарвы, хохочущие чайки, две древних крепости по берегам реки-границы, уже легендарный почти километровый нарвский Речной променад с его скамейками, дорожками, развлекательными объектами (здесь есть аттракцион, очень популярный у западных туристов, – посмотреть в подзорную трубу на Россию). Променад построен несколько лет назад на берегу, по которому прежде не везде было пройти из-за камышей и осоки. А еще видны пляж, электростанция, шпиль собора. На российской же стороне видны, кроме крепости… Впрочем, об этом не раз писано-переписано, но только фоторепортажи блогера Ильи Варламова вдруг открыли широкой российской публике ужастики ивангородского благоустройства, которые давно являются рутинными наблюдениями для тысяч транзитных петербуржцев. Не говоря об ивангородцах.
Но вот очередь двинулась, и через четверть часа российские таможенники заглядывают в багажник, спрашивают, не везем ли мы запрещенных сырых кур и не превысили ли норму ввоза сыра и масла. Все как всегда. Поднятый шлагбаум, через полтораста километров будем дома.
...Как раз только что прогремело милитари-шоу в Ивангороде. Военные и казаки развернули мобилизационный пункт. Хотят организовать казачью станицу как из жителей российской стороны, так и из эстонских русскоязычных. Нарвская и Ивангородская крепости расположены так, что, стоя на стене одной из них, можно сняться на фоне другой, и в кадре не видно, что их разделяют река и госграница. Поэтому казаки, стоя в российской крепости, снялись на фоне эстонской. В пику аналогичной фотосессии натовцев, снявшихся в Нарве на фоне Ивангородской крепости.
Казаки хотят создать в Ивангороде станицу, а пока устраивают шоу для местных жителей. Кадр из видео YouTube |
На следующий день мы как раз и ехали в Нарву с ночевкой. Нас предупреждали, что сейчас, в выходные, очереди в Эстонию огромны, но такого мы не ожидали – улицы были буквально запружены сотнями стоящих в очереди или брошенных на раздолбанных обочинах автомобилей. Очередь изгибалась на перекрестках, растянувшись километра на полтора. «Теперь каждые выходные вот такое, – пожаловался автору литовский автовладелец, навещающий Питер по нескольку раз в месяц. – Сегодня еще ничего, быстро движемся, сначала конец очереди во-он там был». (По сравнению с этим стояние на мосту на обратном пути – просто эстетическая услада.) Этим летом стало больше машин не только с российскими и эстонскими номерами, а и литовских, латвийских – раньше их привычнее было встречать на пункте пропуска «Убылинка» в Псковской области. Может, потому, что многие оценили наконец этот географически самый короткий путь из Петербурга: всего 157 км по территории РФ с ее дорожными особенностями, а дальше – более безопасные дороги ЕС, к тому же теперь с удобной связью – единым европейским роумингом.
Показательные выступления казаков и «вежливых людей» не вызвали никакой официальной реакции и даже эмоций на эстонском берегу. Петербургские журналисты дозвонились аж до охранника президента Кальюлайд, который отозвался об ивангородском мероприятии весьма флегматично. Впрочем, из Таллина не виден берег Нарвы. Однако казачьи пляски и фотосессии не смутили и городского секретаря Нарвы Антса Лийметса, к которому я решила зайти. «В выходные я был на хуторе, это 45 км отсюда, и ничего не видел, – сказал Лийметс, – но знаете, эти казаки на лошадях меня не очень пугают. В 1993 году тут тоже ходили разговоры, что придут казаки на лошадях. Но если бояться войны, нужно бояться другого: это будет даже не Вторая мировая – удары будут с воздуха, а не из окопов и тем более с лошадей».
1993 год в Эстонии сейчас часто вспоминают в связи с выставкой, которая развернута в Нарве. Она посвящена непризнанному референдуму 1993 года об особом статусе городов Нарва и Силламяэ, где живет преимущественно русскоязычное население. В опросе приняло участие около половины жителей. Автономии или создания республики не требовали. Как сейчас утверждает в эстонской печати один из участников тех событий, бывший глава Нарвского горсобрания Владимир Чуйкин, инициаторов категорически не устраивал «приднестровский вариант». Чуйкин даже говорит, что благодаря опросу в Нарве не случилось «Приднестровья, Крыма и Новороссии».
Водителям в очередях что с той, что с этой стороны не до казаков и НАТО. А жители Ивангорода обречены лавировать по колдобинам между иногородними и иностранными авто. Им не позавидуешь – в день бывает по нескольку тысяч машин.
...Почти сразу после репортажа Ильи Варламова пресс-служба губернатора Ленобласти Александра Дрозденко сообщила, что Ивангород превратят в туристический центр, а также наконец обустроят погранпереход. Но все не так просто. Я звонила из Нарвы замглавы администрации Ивангорода Татьяне Шаровой, и она сказала: «Мы много лет писали, криком кричали, но никто не слышал. Машины заполняют город. В Нарве на пути в Россию они ждут электронной очереди в отстойнике, но мы у себя не можем ввести эту систему». По федеральному закону невозможен платный «отстойник» с привлечением частного бизнеса, как в Эстонии. Или менять закон, или спустить вопрос на уровень города: «На благоустройство города, мы надеемся, деньги будут, губернатор обещал. Но все, что рядом с границей, – федерального ведения. Как и обустройство пешеходного пункта пропуска, брошенное на полдороге. Там Москва столы и стулья все не может согласовать. Раньше было хоть «бедненько, но чистенько», а сейчас гнетущее впечатление».
Ивангород в шесть раз меньше Нарвы. Между тем еще в 2012 году были известны прогнозы Минэкономразвития, по которым поток автомобилей через границу России и Эстонии должен был увеличиться втрое. Причем основная его часть предполагалась именно через Нарву–Ивангород – в силу мощнейшего фактора по имени Петербург, где миллионы людей связаны с балтийскими странами деловыми и личными интересами. В 2012 и 2013 годах в Смольном и непосредственно в Ивангороде были заседания международной коллегии по приграничным вопросам – с участием Сергея Степашина, эстонской стороны, а также Александра Дрозденко и той же Шаровой. С тех пор на эстонской стороне погранпереход был полностью реконструирован. А наш воз и ныне там.
«Транзитные гости не видят всего города, только приграничную территорию, где мы не властны. А город не такой уж страшный. По сравнению с многими райцентрами средней полосы он вообще конфетка», – грустит Татьяна Владимировна. Конфетка не конфетка, но мой подмосковный друг приезжает сюда на поезде и, пока ждет нас, бродит по Ивангороду, пьет чай в кафешке. Симпатичный городок, говорит.
Надо как-нибудь тоже погулять. А то всегда несешься или с трассы на погранпереход, или с погранперехода на трассу – и в Питер. Правда, несколько лет назад мы с коллегой пришли из Эстонии пешком и двинулись через весь Ивангород на вокзал. Ивангородская дворничиха ритуально мела тротуар, по которому шли люди в летней светлой одежде. Собственно, просто расшвыривала метлой пыль, которую ветер быстро возвращал назад, пудря ею прохожих. На мое замечание тетка отреагировала злобно: «В Нарву свою езжайте!» Может, в самом деле что-то поменялось?