Доктор Фауст хотел пожить в свое удовольствие на склоне лет. Именно это и привело его к дьяволу. Скульптуры Густава Эберлейна «Фауст и Мефистофель». Фото Pixabay
Бен Мезрич, автор книги «Миллиардеры поневоле», которая позже была переделана в сценарий фильма «Социальная сеть», говорит, что помимо финансовых забот миллиардеров одолевают те же невзгоды, что и любого другого человека. «Им не перезванивают их девушки; простата становится больной, отвратительной и смертельно опасной». Как отмечает британское информационное агентство Би-би-си, одно из кардинальных отличий состоит в том, как миллиардеры воспитывают своих детей. «Дети супербогачей часто оказываются во многих вопросах не приспособленными к жизни, потому что им никогда не приходилось бороться. А ведь именно борьба делает нас сильными, – пишет Мезрич. – Борьба заложена в человеческой природе, она – ключ к эволюции, способ адаптации. Если вам не приходится бороться, вам не нужно оттачивать остроту ума или становиться сильным, вы просто плывете по течению».
Человечество много чего унаследовало от своих предшественников, в том числе и стремление к созерцательному отношению к жизни. Фото Pixabay |
Я лично предпочитаю руководствоваться сейчас принципом, который был высказан доктором Фаустом в первой части известного произведения Гете: «Я слишком стар, чтобы делать карьеру, но слишком молод, чтобы жить без желаний». Кстати, доктор Фауст, ученый алхимик, был реальным человеком, жившим в XV веке. В немецком городе Виттенберге на Коллегиенштрассе имеется мемориальная доска, согласно которой Фауст жил в 1480–1540 годах, из них в Виттенберге с 1525 по 1532 год. В Праге туристам также показывают дом Фауста, где он якобы оставил свою подпись.
Впрочем, что касается меня лично, к карьере я не стремился и в предыдущий период жизни, предпочитая заниматься интересным для меня делом. Наверное, в этом плане я всегда находился и нахожусь в мейнстриме.
Действительно, как показывает анализ международной исследовательской компании GfK, для многих (если не для большинства людей), свободное время важнее денег. Эксперты GfK спросили у 22 тыс. респондентов из 17 стран, насколько они согласны или не согласны с двумя утверждениями: «Я бы скорее выбрал больше свободного времени, чем большее количество денег» и «Приобретение нового опыта более важно, чем обладание вещами». Утверждение о важности времени в сравнении с деньгами нашло наибольший отклик в Китае (41%), Бразилии (37%) и Аргентине (32%). А доля тех, кто считает важным получение опыта вместо вещей, оказалась наиболее высока в Мексике (57%), Аргентине и США (по 53% в каждой из стран).
В целом по странам втрое больше людей абсолютно согласны с утверждением о важности обладания временем, а не деньгами. А с тем, что новый опыт важнее обладания вещами, согласилось более чем в 10 раз больше респондентов. Впрочем, среди респондентов 60+ разрыв значительно сокращается. Некоторая разница видна и при взгляде на результаты опроса среди разных возрастных групп. В целом по странам среди респондентов в возрасте 20+ и 30+ самая большая доля тех, кто согласен с утверждением о том, что обладание свободным временем ценнее, чем обладание деньгами (36% в каждой группе). Кроме того, в этих возрастных группах самая маленькая доля несогласных с этим утверждением: по 7% в каждой группе. Мнение о ценности приобретенного опыта, а не вещей находит примерно одинаковую долю сторонников во всех возрастных группах. Респонденты в 20+ и 30+ лет чаще склонны считать важным приобретение опыта: утверждение поддержали 46% в каждой из групп; меньше всего доля согласившихся с утверждением – среди подростков 15–19 лет (40%). Здесь главную роль играет чисто юношеская самоуверенность, которая с приобретением этого самого опыта обычно проходит.
Иная картина среди респондентов 60 лет и старше: иметь больше свободного времени, а не денег хотели бы 19% опрошенных, противоположных взглядов придерживаются 13% респондентов.
Но это типичные проблемы российских (впрочем, и не только российских) пенсионеров. Дело в том, что я знаком с одним немецким юристом, который получает пенсию в размере 135 евро в месяц. Понятно, что в этих условиях он вынужден искать подработку независимо от состояния здоровья и духа. Читатель вправе спросить, не привираю ли я часом. Как это можно в стране благоденствия, каковой является Германия, получать такую нищенскую пенсию. Оказывается, возможно, если ты всю жизнь числился индивидуальным предпринимателем и должен был сам платить за себя в Пенсионный фонд. Мой знаковый предпочитал траты по другим статьям, связанным больше со свободным времяпрепровождением.
В этом плане свободное время, по моему разумению, перекликается с понятием «свобода». Британский философ Теодор Зельдин считает, что свобода – это умение, а не право (как считают некоторые либеральные политики). Это способность понимать другого человека и быть понятым.
Лозунг «Свобода, равенство, братство» изобрели юристы. Им казалось, что стоит эти понятия провозгласить, и они будут реализованы. Но вдумайтесь. Право говорить, свободно и беспрепятственно излагать свои мысли – очень привлекательное, замечательное право. Но что, если никто вас не слушает? И на самом деле большинство людей не хотят, не умеют слушать. Как правило, они предпочитают слушать и слышать только себя. Но в этом тоже проявление свободы или, скажем, свободы выбора.
Марина Безуглова, генеральный директор GfKRus, считает, что полученные результаты являются подтверждением и иллюстрацией того факта, что мы живем в эпоху «экономики опыта», когда переживаемый опыт и впечатления становятся важнее обладания вещами. Когда опыт становится новой ценностью, компании и бренды должны работать на территории впечатлений и эмоций, создавая положительный опыт в каждой точке взаимодействия компании и клиента. Но это уже приложение полученных данных к реалиям современной жизни в плане эксплуатации полученных данных для современного бизнеса. Но этот вывод представляет собой тоже лишь один из возможных выводов. Современный мир достаточно разнообразен, чтобы любому предложить свободу выбора собственного развития в ту или иную сторону: вещизма или приобретения опыта в условиях свободного плавания по волнам житейского бытия.